УДК 37

Современная методика преподавания иностранного языка в техническом вузе в контексте информатизации образовательного процесса

Хасаншина Нурия Радиковна – старший преподаватель Экономического факультета кафедры «Иностранные языки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университет

Гончаренко Елена Станиславовна – доцент Экономического факультета кафедры «Иностранные языки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

Аннотация: В настоящее время в образовательном процессе включение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в процесс обучения является очень актуальным. К современным техническим средствам обучения относятся, прежде всего, персональные компьютеры, проекторы, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр., имеющие выход в интернет. В этом случае, с одной стороны, преподаватель может создать в виртуальном пространстве обучающие курсы и предоставить к ним доступ учащимся. С другой стороны, во всемирной паутине у него есть возможность найти увлекательные иллюстрации, видео- и аудиоматериалы, которые он также может включить в свой электронный курс, чтобы мотивировать студентов к дальнейшему изучению дисциплины. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления современной методики преподавания иностранного языка в техническом ВУЗе в контексте информатизации образовательного процесса.

Ключевые слова: развитие образования, преподавание иностранного языка, технический ВУЗ, информатизация образовательного процесса, инновации в образовании, ИКТ в обучении иностранным языкам.

На сегодняшний день интеграция ИКТ в обучение иностранным языкам затрагивает как самостоятельную, так и аудиторную работу, они могут эффективно помочь оценить и проконтролировать сформированность умений и навыков иноязычной речи. Однако в то же время хочется отметить важность того, что нельзя злоупотреблять использованием современных ИКТ (в том числе, образовательной среды Moodle), несмотря на их большую популярность и широкую распространенность, иначе это может вызвать «социально-психологическую дезадаптацию и тревожно-депрессивные расстройства» [7, с. 221].

В связи с этой ситуацией, по мнению автора настоящей статьи, необходимы дальнейшие исследования специалистов различных профилей (педагогов, психологов, врачей и пр.) в целях выработки техники безопасности учащихся во время работы во всемирной паутине, поскольку в настоящее время, как мы наблюдаем, в научных трудах главным образом делается акцент на положительных сторонах цифровизации образования.

В дидактическом плане, сеть интернет включает в себя как минимум 2 компонента: формы телекоммуникации (конференции, чаты, форумы, почта) и информационные ресурсы, которые содержат текстовой, аудио- и визуальный материал.

Выделим такие виды источников информации в интернете, как: - web-страницы, которые могут содержать гипертекст, а также звуковую, графическую и видеоинформацию; - файловые серверы; - телеконференции; - базы данных, которые могут быть доступны через интернет. Зачастую включают, помимо текстовой, другие виды информации (аудио, видеоконтент и пр.).

Из данного списка нас будут интересовать, прежде всего, web-страницы, так как, по нашим наблюдениям, в настоящее время они являются одним из самым распространенных информационных ресурсов, которые часто используются в целях преподавания различных дисциплин, в том числе иностранных языков.

Это могут быть разнообразные электронные учебники и словари, блоги современных российских деятелей науки и культуры, электронные библиотечные системы (Znanium, Urait, Lanbook), онлайн тесты (обычно для определения уровня знаний студента: в том тренажеры, информационно-справочные системы, социальные сети, Youtube и пр. [9, с. 37].

Также большой интерес проявляют студенты к созданию бесплатных сайтов-портфолио, предназначенных для бизнеса и хобби. На них учащиеся могут рассказать о себе, разместить свое резюме и творческие проекты. По мнению автора настоящей статьи, работа с подобными сайтами способна не только расширять их словарный запас, но и развивать умения и навыки письменной речи, в том числе деловой.

Помимо этого, все большую популярность среди студентов и преподавателей приобретают мобильные приложения, способные работать в офлайн режиме: электронные переводчики, Google и Yandex карты (например, для отработки глаголов движения), флеш-карточки и облака слов, способствующие запоминанию лексических единиц (Quizlet, Flashcard Machine, Wordscloud.pythonanywhere) и многое др.

Таким образом, в настоящее время преподавателю можно найти большое количество информационных ресурсов, которыми он может воспользоваться для оптимизации учебного процесса, руководствуясь при этом уровнем знаний и целями своих студентов.

Необходимо, чтобы отобранный дидактический материал был незначительно выше уровня знаний учащихся в языковом и содержательном плане, при этом необходимо обращать внимание на его актуальность и новизну для обучаемых.

Соблюдение данной рекомендации, по мнению автора настоящей статьи, во многом будет способствовать развитию познавательного интереса студентов к темам занятий, и, следовательно, поможет им сохранить мотивацию для дальнейшего изучения иностранного языка [3, с. 193].

Более того, опыт преподавания иностранного языка свидетельствует, что грамотное применение информационных ресурсов сети интернет в аудиторной и самостоятельной работе делает учебный процесс более привлекательным в связи с тем, что они получают доступ к социокультурным материалам, зачастую отличающимся от обычных текстов в различных учебных пособиях и УМК.

Далее проведем обзор информационной системы Moodle, которую можно использовать в процессе преподавания деловой письменной речи на иностранном языке на иностранном языке в техническом ВУЗе.

Помимо этого, по мнению автора настоящей статьи, важными достоинствами электронного обучения Moodle являются: [1, с. 432].

  • удобство и простота использования платформы для преподавателя-разработчика курсов, у которого нет необходимости иметь большие знания в сфере программирования;
  • возможность видоизменять курс в ходе обучения:
  • добавлять и удалять лекции, задания, таблицы, разнообразные схемы, видео и пр.;
  • возможность настраивать тестовые задания на ограничение по времени, на определенное количество попыток, а также закрывать задания для учащихся по истечении определенной даты. При этом «электронные услуги, необходимые для этого обучения, не подразумевают использование дорогостоящих компьютеров и качественный интернет-трафик» поскольку студент имеет возможность работать в Moodle с мобильного телефона. Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества использования электронной платформы, она имеет и некоторые проблемные стороны, среди которых: [5, с. 52]
  • юридические проблемы, касающиеся защиты интеллектуальной собственности;
  • финансовая составляющая вопроса, связанная с затратами на разработку и обновление электронных курсов;
  • проблемы качества созданных курсов, которые, в свою очередь, связаны с проблемами подготовки педагогических кадров;
  • проблема защиты персональных данных, когда пользователи имеют доступ к чужой частной информации, которая предназначена только администратору и преподавателю.

Несмотря на указанные недостатки информационно-образовательной платформы Moodle, она все-таки имеет большее количество достоинств, поэтому по-прежнему остается одной из самых востребованных в вузах, в том числе среди преподавателей иностранных языков. «Moodle – это один из предпочтительных видов обучения, основанного на электронных средствах массовой информации. Он был разработан с использованием здравых педагогических принципов, помогая преподавателям создавать эффективные средства онлайн-обучения». При этом наиболее востребованными средствами подобного обучения в работах исследователей (С.Ю. Бурякова, Е.Г. Вьюшкина, Г.А. Краснощекова, Е.С. Чаленко) по проблемам преподавания деловой иноязычной речи являются такие электронные функции, как «Лекция», «Тест», «Форум», «Чат», «Глоссарий» и «Вики» [2, с. 213].

Все названные функции, за исключением последних двух, будут задействованы нами в ходе разработки методики в среде Moodle. Однако, в отличие от методических рекомендаций указанных исследователей, обучение студентов на информационно-образовательной платформе будет предназначаться, прежде всего, для контроля развития языковой компетенции учащихся в области составления деловых документов и писем.

В образовательном процессе многих учебных заведений обучению иноязычной письменной речи уделяется мало внимания, поэтому разработанные на сегодняшний день учебники и учебные пособия не могут обеспечить ее развития.

Отметим, что информационные ресурсы образовательной платформы Moodle являются важнейшим дополнением к аудиторным занятиям. Работа учащихся в Moodle помогает преподавателю контролировать и оценивать их знания, так как электронная среда предназначена для самостоятельной работы учащихся. Многие процессы автоматизированы, поскольку, выполнив тестовые задания в онлайн формате, студент и преподаватель сразу видят результат (в процентах) и допущенные ошибки [8, с. 107].

Однако разработанные нами упражнения (языковые, упражнения на конструирование и пр.) в Moodle не могут быть полноценной заменой аудиторных занятий, в связи с тем, что непосредственно в аудитории под руководством преподавателя учащиеся развивают практические умения, необходимые для освоения особенностей деловой письменной речи на иностранном языке на иностранном языке.

Иными словами, в аудитории выполняются различные письменные и устные упражнения, в том числе направленные на развитие умений и навыков в области говорения и аудирования, здесь работает принцип взаимосвязанного обучения видам РД.

В то время как электронная среда по большей части предназначена для повторения материала, пройденного на аудиторном занятии, грамматики, а также расширения лексического запаса обучаемых в сфере деловой коммуникации.

Таким образом, в информационно-образовательной среде Moodle учащиеся главным образом закрепляют учебный материал аудиторного занятия. Кроме того, на платформу мы добавили различные электронные упражнения (раздел «Тренируемся»), в которых содержится дополнительная деловая лексика, переведенная на английский язык (раздел «Словарь делового человека») [6, с. 98].

Такая особенность нашей методики обучения связана, прежде всего, с некоторыми ограничениями на платформе: для автоматической проверки в онлайн формате при выполнении учащимися заданий преподавателю нужно внести все возможные варианты правильных ответов в электронную среду (функция «Тест» в Moodle).

Если речь идет о творческом задании, например, составлении делового документа в соответствии с заданной ситуацией или ответе на письмо, то преподаватель не имеет возможности знать точно, о чём решит написать студент, поэтому система не проверит правильность выполненной работы. Безусловно, иностранный учащийся может посредством Moodle отправлять файлы в рамках электронного обучения, иногда это оправданно, особенно, когда нет возможности присутствовать на аудиторных занятиях.

Однако, по мнению автора настоящей статьи, подобная практика не всегда полезна для самого иностранца, поскольку опыт преподавания иностранного языка показывает, что многие студенты в аудитории и при самостоятельной работе дома редко пишут «от руки», более того, иногда их почерк является небрежным и трудным для чтения. При этом в случае необходимости сдачи различных экзаменов (в том числе в дистанционном онлайн формате) субтест «Письмо» входит в их обязательную часть, где требуется выполнение задания(-ий) традиционным способом: написать «от руки» на листе бумаги, и здесь тестируемые испытывают трудности вследствие недостаточной сформированности практических умений иноязычной письменной речи.

Таким образом, в процессе всего обучения деловой письменной речи на иностранном языке учащиеся в основном будут выполнять письменные задания традиционным способом, то есть составлять деловые документы и письма «от руки», чтобы затем предоставить их на проверку преподавателю [4, с. 35].

Итак, использование информационно-образовательной среды Moodle играет большую роль в нашей методике, помогая при этом преподавателю, в первую очередь, осуществлять функции контроля и оценивания деятельности студентов.

Предназначенная для выполнения самостоятельной работы, платформа делает весь процесс обучения интерактивным, активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяя им закрепить и в некоторых случаях расширить (в зависимости от темы занятия) пройденный материал в аудитории, а также повторить значительный пласт грамматики, что, в свою очередь, помогает им осваивать новый учебный материал.

Как показала опытная проверка методики обучения деловой письменной речи на иностранном языке, в условиях ограниченного количества аудиторных часов платформа Moodle смогла повысить эффективность ее прохождения за счет увеличения количества времени самостоятельной работы в электронной среде.

Также данная среда способна развивать личностные качества учащихся: уровень самостоятельности студентов повышается, одновременно активизируется их коммуникабельность вследствие возможности общаться с преподавателем и другими учащимися в рамках форума, чата или оставления комментариев в системе Moodle.

Следовательно, с одной стороны, платформа в целом предоставляет преподавателю возможность интенсифицировать процесс обучения практически любой учебной дисциплины и направить деятельность учащихся в правильное русло. В итоге, сделанная работа может быть примером успешного проекта студентов.

С другой стороны, последним необходимо развивать практические умения в области новейших информационных технологий в связи с тем, что в будущем это значительно сможет повысить их шансы при трудоустройстве.

Список литературы

  1. Богданова, Л. В. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании иностранных языков в техническом вузе / Л. В. Богданова // Красноярск: ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», 2019. – С. 428-436.
  2. Вьюгина, С. В. Методика преподавания русского языка как иностранного в образовательной системе вуза / С. В. Вьюгина, И. И. Галимзянова // Труды международного симпозиума "Надежность и качество". – 2021. – Т. 1. – С. 210-217.
  3. Говенько, А. М. Современные образовательные технологии преподавания иностранных языков студентам неязыковых вузов в условиях информатизации образования / А. М. Говенько // Брянск: "Брянский государственный инженерно-технологический университет", 2021. – С. 191-194.
  4. Гурьянова, Т. П. Особенности методики преподавания иностранного языка в техническом вузе / Т. П. Гурьянова // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2022. – № 3(39). – С. 27-38.
  5. Жаринов, Ю. А. Современные образовательные технологии в преподавании иностранных языков в техническом вузе / Ю. А. Жаринов, Д. Н. Билалова // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 1. – С. 46-54.
  6. Желтова, Е. П. Иностранный язык для научно-исследовательской работы в магистратуре технических вузов: содержание и методика преподавания / Е. П. Желтова, Н. В. Маршева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2021. – № 3. – С. 93-100.
  7. Зуева, И. В. Современные технологии в преподавании иностранного языка в образовательном пространстве технического вуза / И. В. Зуева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25, № 4. – С. 218-225.
  8. Лихачева, О. Н. К вопросу о методиках преподавания иностранного языка в неязыковом техническом ВУЗе / О. Н. Лихачева, Д. Е. Беденко // Вестник современных исследований. – 2019. – № 3.6(30). – С. 100-115.
  9. Острейко, Л. В. Инновационные образовательные технологии в методике преподавания иностранного языка (на примере неязыкового вуза) / Л. В. Острейко // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 6(111). – С. 34-39.

Интересная статья? Поделись ей с другими: