УДК 37

Опыт формирования дискуссионной компетенции студентов на занятиях в дискуссионном клубе

Перфилова Анна Викторовна – преподаватель Сибирского государственного университета путей сообщения.

Аннотация: В статье рассматривается практический опыт формирования дискуссионной компетенции на занятиях в дискуссионном клубе у студентов технического вуза. Даны рекомендации по формированию дискуссионной компетенции на основе ее компонентов. В статье описано проведение занятия в дискуссионном клубе по теме «Конфликты».

Ключевые слова: дискуссионная компетенция, компоненты дискуссионной компетенции, дискуссионный клуб, высшее образование.

В современном мире перед высшим образованием стоит множество задач, одной из которых является интеграция студентов и молодых специалистов в предпринимательскую среду, на что указывает возросший интерес к технологическому предпринимательству в вузах России [1]. Исходя из этого, все более актуальным становится вопрос формирования у будущих специалистов дискуссионной компетенции. Под дискуссионной компетенцией нами понимается совокупность знаний, умений и навыков совместно разрешать проблемы с целью принятия управленческого решения в той или иной отрасли человеческой деятельности [2, с. 39].

Как организовать обучение студентов таким образом, чтобы обеспечить развитие у них дискуссионной компетенции? Развитие дискуссионной компетенции возможно при соблюдении необходимых дидактических условий на основе развития ее компонентов: коммуникативного, мотивационного, социального, лингвистического, интеллектуального и рефлексивного [2; 3]. В своей статье мы сфокусируемся на развитии компонентов дискуссионной компетенции и рассмотрим работу, которая велась со студентами технического вуза, обучающимися по программе профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на занятиях по дисциплине «Мастерство дискуссии». Данная дисциплина являлась дисциплиной по выбору и проводилась в формате дискуссионного клуба. Проанализировав научные публикации последних лет, мы остановились на следующем определении дискуссионного клуба: дискуссионный клуб - это коммуникатив­ная площадка, создающая условия для органи­зации общения на проблемные темы [4, с. 113]. Дискуссионный клуб отвечает требованиям компетентностного подхода к обучению и часто имеет своей целью развитие компетенций студентов [4; 5]. Занятия проходили на протяжении полугода. Возраст обучающихся 18-21 год, уровень владения иностранным языком в Общеевропейcкой системе оценки знаний иностранных языков - B1-B2. Язык – английский.

Работа над развитием дискуссионной компетенции велась поэтапно, на каждом занятии, посредством изучения демонстрационного материала, упражнений и обсуждений. В начале занятия студенты знакомятся с необходимой лексикой, правилами ведения дискуссии и делового этикета. Дискуссии строятся вокруг проблемы или проблемной ситуации, которую ставит перед обучающимися ведущий (в нашем случае – преподаватель). Обсуждение отдельных вопросов происходит в парах или небольших группах, также студенты могут высказывать свое мнение по очереди, в зависимости от вопроса. Вопросы, не требующие развернутого ответа, ведущий может обсудить с каждым студентом. В этой ситуации целесообразно отрабатывать языковые формулы выражения своего мнения, согласия, несогласия и т.д. Существует возможность проконтролировать каждого студента и побудить учащихся к использованию этих формул в речи. Более объемные вопросы лучше обсуждать в парах и мини-группах. Обсуждение может происходить одновременно во всех группах. Ведущий подходит к каждой группе по очереди. Желательно задать примерное планируемое на этот вид работы время. Роль ведущего – контролировать использование студентами изучаемого языка, побуждать студентов продолжать дискуссию, помогая им в выборе направления обсуждения или круга вопросов. Можно также фиксировать наиболее частые ошибки для дальнейшего разбора. Завершается занятие общей дискуссией, во время которой каждая группа или каждый студент предъявляет свое решение поставленной проблемы или свое мнение, подкрепленное примерами и доказательствами.

При обучении студентов внимание уделялось каждому компоненту дискуссионной компетенции:

  • Коммуникативный компонент. В занятия было включено изучение основ риторики и делового общения. В начале занятий учащиеся получали раздаточный материал с рекомендациями на изучаемом языке, в течение урока студентов просили придерживаться тех правил, с которыми они ознакомились. Отчасти этот компонент вырабатывается в процессе участия в дискуссиях, на основе полученного опыта.
  • Мотивационный. Обеспечивался посредством выбора тем для дискуссии, который соответствовал возрасту и интересам обучающихся, а также их уровню владения иностранным языком. Выбор тем для дискуссий охватывал широкий круг вопросов, среди которых «Речевые различия носителей разных вариантов языка», «Менталитет», «Стереотипы», «Идеология», «Конфликты», «Наука и техника. Новые направления в науке и технике» и др.
  • Социальный компонент. Обеспечивался созданием доброжелательной обстановки в группе, уважительного отношения к высказываемым мнениям, отсутствием «правильного» и «неправильного» мнения. По большей части, развитие этого компонента зависит от педагогического мастерства и личности преподавателя.
  • Лингвистический. Отчасти обеспечивался уровнем знания иностранного языка студентами (B1-B2) и их работой на других занятиях программы. К тому же, как и в случае с коммуникативным аспектом языка, изучение необходимой лексики было включено в занятие. По ходу занятия студенты пользовались раздаточным материалом, где была представлена новая лексика с переводом или объяснением на изучаемом языке. Также на первых занятиях были изучены клише для вежливого выражения своего мнения, согласия, несогласия и т.д. на иностранном языке.
  • Интеллектуальный. Часть заданий была связана с поиском информации для подкрепления своего мнения по обсуждаемому вопросу. Опыт построения своих ответов, обоснования логических возражений оппонентам позволял развивать интеллектуальный компонент дискуссионной компетенции.
  • Рефлексивный. Реализовывался с помощью заданий, включающих в себя анализ своего высказывания и высказываний других студентов по определенным критериям.

Для иллюстрации формирования компонентов дискуссионной компетенции на занятиях по иностранному языку, рассмотрим одну из встреч дискуссионного клуба. Тема «Конфликты». Цель урока – ответить на вопрос «Как наиболее эффективно разрешать конфликты?» В роли ведущего выступает преподаватель. В начале занятия студентам в качестве разминки предлагается вспомнить фразы выражения своего мнения/согласия/несогласия, которые понадобятся им позже. После этого студенты получают раздаточный материал с новыми словами и фразами по теме конфликта. Студенты знакомятся с лексикой, задают вопросы, если требуются уточнения (лингвистический компонент). Следующий шаг – преподаватель формулирует вопросы, которые студенты должны обсудить в парах. Вот некоторые из вопросов: «Каковы причины конфликта?», «Когда Вы с кем-либо не согласны, можете ли Вы оставаться спокойным/спокойной?», «Если Вы спорите с кем-либо, какова Ваша цель: доказать свою правоту или найти верное решение?» (интеллектуальный, мотивационный компоненты). После того, как студенты высказались, им предлагается видео, где обсуждаются причины и пути разрешения конфликтных ситуаций. После просмотра видео студенты обобщают услышанный материал и отвечают на вопросы. Вопросы для обсуждения: «Какие стратегии разрешения конфликтных ситуаций представлены в видео?», «Можете ли вы дополнить данные советы?», «Какие советы кажутся вам наиболее/наименее эффективными?» (интеллектуальный, социальный компоненты).

Теперь, когда студенты знакомы с новой лексикой и информацией по теме, они получают карточки с описанием ситуации, которая может привести к конфликту. Работая в группах (3-4 человека), они должны дать свои рекомендации по предотвращению конфликта. Каждая группа выступает со своими рекомендациями, организуется общее обсуждение, где выбираются лучшие советы (рефлексивный компонент). Таким образом, на протяжении всего занятия студенты готовятся к ответу на вопрос, сформулированный преподавателем, что и являлась целью занятия.

Занятия, имеющие своей целью развитие дискуссионной компетенции, дают студентам возможность получить знания и опыт ведения дискуссии для разрешения проблемных вопросов. Они больше ориентированы на будущую профессиональную жизнь обучающихся, чем традиционные дискуссионные клубы. Опыт работы со студентами в формате дискуссионного клуба позволил применить на практике некоторые положения теоретического исследования автора по данной тематике и определить дельнейший вектор разработки педагогической технологии для развития дискуссионной компетенции студентов технического вуза.

Список литературы

  1. Бянкин А.С., Бурдакова Г.И. Формирование компетенций технологического предпринимательства на основе модели «тройной спирали» // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2019. - Т. 12, № 3. - С. 187–199. - DOI:10.18721/JE.12316.
  2. Скибицкий Э.Г., Перфилова А.В. Формирование дискуссионной компетенции у студентов технического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 38-44.
  3. Скибицкий Э.Г., Перфилова А.В. Дидактические условия формирования дискуссионной компетенции студентов технического вуза // Вестник КемГУ. Серия: Гуманитарные и технические науки. - 2017. - № 2. - С. 48-54.
  4. Логинова М.С. Дискуссионный клуб как средство формирования коммуникативной компетенции у студентов-иностранцев // Наука и школа. – 2018. - № 3 – С. 112-117.
  5. Вонтова Н.Е. Землинская Т.Е. Дискуссионный клуб как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов вузов // Современное педагогическое образование. – 2021. - № 4. – С. 289-293.

Интересная статья? Поделись ей с другими: