УДК 37 (063)

Основные понятия и термины профессиональной ориентации

Кириллова Ирина Михайловна – заместитель главы администрации по социальным вопросам Администрации Приозерского муниципального района

Аннотация:  В статье рассматриваются основные понятия и термины, связанные с профессиональной ориентацией. Анализируются особенности и взаимосвязи понятий профессия, специальность, квалификация. Выявляются основные проблемы, связанные с профессиональной ориентацией молодежи, в том числе, осознанность выбора, оказание консультаций и полноценного информирования. Выбор профессии рассматривается в контексте будущей успешной карьеры, возрастной конкуренции, меняющихся требований на рынке труда.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессия, специальность, должность, выбор, проблема, квалификация, специализация.

Введение

Профессиональная ориентация традиционно нацелена на то, что оказать содействие молодежи в выборе своей профессии, профессионального самоопределения личности, что, в свою очередь, является одним из важнейших условий успешной карьеры. Процесс профессиональной ориентации происходит в быстро меняющейся среде, изменениях, которые непосредственно касаются рынка труда, спроса на те или иные профессии, оплаты трудовой деятельности.

В большинстве стран мира вопросы профессиональной ориентации составляют отдельную область педагогики и научных исследований. Существуют различные концепции и теоретические подходы к изучению особенности профессиональной ориентации. В этой связи представляет интерес анализ ключевых понятий, связанных с профессиональной ориентацией, уточнение их параметров.

Среди использованных методов можно выделить методы анализа, обобщения, сравнения, а также такой метода педагогики, как наблюдение, которое дает возможность определить некоторые аспекты понятия профессиональной ориентации и связанных с ним явлений.

Сущность понятия профессиональная ориентация

Термин профессиональная ориентация имеет различные толкования. Например, электронная Педагогическая энциклопедия насчитывает 17 различных определений [6].

А.И. Воротникова акцентирует внимание на том, что сущность профессиональной ориентации состоит в оказании помощи учащимся, исходя из их способностей, склонностей, а также рынка труда, в выборе профессии [7].

Вместе с тем, по нашему мнению, в данном определении профессиональная ориентация ограничена рамками учащихся, то есть той социальной группы, которая в основном и пользуется возможностями профориентации. В то же время, профессиональная ориентация может касаться не только учащихся.

В этой связи представляется более актуальным определение профессиональной ориентации как процесса «осознания индивидом существующих в обществе конкретных видов трудовой деятельности, собственных склонностей и способностей к одному (или нескольким) из них, путей или средств овладения знаниями и навыками, необходимыми для выполнения профессионально-трудовых функций» [6].

Также, профессиональную ориентацию можно разделить на педагогическую деятельность, в которую вовлечены работники системы образования и социальные работники и которая направлена на оказание консультативных услуг индивидам, которые по тем или иным причинам лишились работы и собирающимся сменить прежнюю профессию, а также комплекс педагогических мероприятий, направленных на оказание содействия  молодежи в ее осознанном профессиональном самоопределении, основанном на понимании ситуации на рынке труда и исходя из собственных склонностей, способностей и желаний [4].

Важность осознанного и рационального выбора профессии является одним из ключевых условий успешной карьеры. Для этого необходимо понимать собственные профессиональные склонности и интересы. Помочь в этом призваны консультации и тесты, направленные на выявление профессиональной ориентированности.

Адекватность самооценки является еще одним ключевым фактором. Правильная оценка молодым человеком своих реальных способностей, собственного уровня и умение ставить адекватные и разумные цели позволят избежать типичных ошибок, таких как завышенные или заниженные карьерные цели.

Меняющаяся конъюнктура рынка труда, умение спрогнозировать предстоящие изменения, выявить динамику, включающую региональные особенности, также играют важную роль в правильной профессиональной ориентации.

Наконец, следует учитывать реальный уровень образования и образовательные возможности. Например, в условиях моногородов возможности профессиональной ориентации обычно ограничены градообразующим предприятием и деятельностью, с ним связанной.

Профессиональная ориентация личности охватывает в первую очередь молодежь. Она начинается с того момента, когда индивид начинает задумываться о будущей трудовой деятельности. Профессиональная ориентация в наибольшей степени охватывает старшеклассников, помогая им сделать адекватный выбор, определить круг их интересов, показать набор необходимых знаний и образования [5].

Сами учащиеся или люди, нуждающиеся в профессиональной ориентации, обычно не могут самостоятельно выбрать профессию. Они, как правило, не готовы адекватно оценить сложившуюся на рынке труда ситуацию –  учащиеся – в силу отсутствия опыта, более старшие, желающие сменить профессию, в силу неверного выбора, могут повторить прежние ошибки. Для старшеклассников отсутствие правильной профессиональной ориентации ведет к случайному выбору высшего учебного образования и в дальнейшем, к получению малоинтересной для человека профессии. Для более старших – грозит повторением ошибок и сложных жизненных ситуаций.

Некоторые понятия, связанные с профессиональной ориентацией

Профессиональная ориентация включает в себя предоставление объективной и проверенной информации. Профессиональная информация подразумевает ознакомление с наиболее востребованными профессиями, их классификацией, состоянием рынка труда, кадровыми потребностями, условиями получения тех или иных профессий, карьерными возможностями [1].

Профессиональная консультация предусматривает оказание необходимой консультативной помощи в профессиональном самоопределении. Профессиональная консультация направлена на принятие индивидом осознанного решения о будущем профессиональном пути, помогает определиться с психологическими критериями и особенностями, предоставляет рекомендации касательно профессионального выбора исходя из соответствия индивидуально-психологическим и личностным особенностям [1].

С профессиональным информированием и профессиональной консультацией непосредственно связано понятие профориентационной диагностики как процесса выявления интересов к тем или иным наукам, профессиям, направлениям деятельности.

Психолого-педагогическая диагностика подразумевает оценку индивидуальных способностей и их связи с будущей профессией, то есть направлена на изучение психологии личности [1].

Профессия представляет собой понятие, объединяющее людей, занятых определенным видом трудовой деятельности, предполагающей схожие знания, навыки и интересы. «Кроме того, если конкретный человек обладает особой системой знаний, умений, навыков, для которой данное общество выделяет особый ряд функций, наделяет именем и отграничивает от других видов деятельности, то также говорят, что он обладает профессией. Можно сказать, что профессия – это разновидность деятельности, необходимая для общества и дающая человеку возможность существования и развития» [2].

В целом, особенностями понятия профессии являются, прежде всего, замкнутость на человеке, его деятельности, причем эта деятельность рассматривается исключительно в контексте труда. Профессия также подразумевает определенную подготовку, получение какого-либо образования, определенных навыков, без которых выполнение этой трудовой деятельности будет невозможным [8].

Понятие профессия более общее, чем понятие специальность.  Специальность подразумевает вхождение в более общую категорию профессии, это понятие меньшее по объему. Большая советская энциклопедия определяет специальность как «комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии» [8].

Профессиональная ориентация может заключаться в консультировании индивида относительно того, какой тип работы ему следует выбрать, и с этой целью предусматривать не только выбор профессии, но и даже выбор специальности.

Профессиональная ориентация и ее особенности

Каждый индивид в тот или иной жизненный период нуждается в совете относительно того, какая работа будет наиболее подходящей для него с учетом его способностей и склонностей. Когда такой совет дается, это может называться профессиональной ориентацией.

Профессиональная ориентация представляет собой целую программу. В этой связи озабоченность могут вызвать профессиональные консультанты, которые могут следовать устаревшим шаблонам, не соответствовать меняющимся условиям рынка труда, и т.д.

В процесс профессиональной ориентации могут входить информирование и консультирование школьников старших классов, соответствующее тестирование, на основании которого определяется склонность к той или иной профессии, или хотя бы гуманитарная или техническая направленность.

В некоторых зарубежных странах процесс занимает несколько этапов. Например, он может заключаться в следующем:

  • от кандидата и его родителей собирается информация о его достижениях;
  • на основании определенных тестов, таких как тест на интерес, тест на способности, личностные тесты и т.д. собирается более подробная информация;
  • внимание уделяется здоровью, медицинским и психологическим характеристикам человека [9].

На основе собранной информации индивид будет лучше ориентироваться в отношении того, какой вид трудовой деятельности работа лучше всего подходит.

В настоящее время такое руководство дается в школах и, на практике, решения принимаются в семьях, поэтому семья как важнейший инструмент социализации молодежи выполняет исключительно важную роль даже при том, что, как правило, старшеклассники уже в гораздо меньшей степени социализируются в семье, а основные процессы социализации происходят в среде сверстников.

В то же время, лучше всего, если консультацию с рекомендацией, имеющей авторитетное значение, будет давать специалист, чаще всего, психолог. Психолог должен не просто оказывать помощь в сложной жизненной ситуации, но и содействовать объективной профессиональной ориентации.

К таким факторам объективной и рациональной профессиональной ориентации относятся:

  • объективность, предусматривающая фактические основания;
  • доказательность, причем убедить необходимо рациональными аргументами, исключающими принуждение, тем более, с использованием авторитета учителя и учебного заведения;
  • в процессе профессиональной ориентации необходимо дать индивиду полную информацию об альтернативных вариантах, предоставляя сделать окончательный выбор именно ему [10].

В условиях все более усложняющихся процессов, затрагивающих непосредственно рынок труда, очевидными преимуществами профессиональной ориентации являются удовлетворенность выбором со стороны индивида, улучшение в конечном итоге производственных отношений, минимизация текучести рабочей силы, успешный карьерный рост индивида.

Индивиды в результате приобретают знания о характеристиках, функциях, обязанностях, вознаграждениях в тех или иных группах специальностей, относящихся к определенным профессиям.  Они получают возможность сделать свой собственный осознанный выбор, с учетом понимания общих и специфических способностей и навыков, необходимых для достижения поставленной цели.

Индивид получает возможность овладеть объективной и разносторонней информацией, получает также навыки анализировать профессиональную информацию и выработать привычку делать подобный анализ перед окончательным выбором.

Индивид получает большой объем информации о самом себе, своих способностях, интересах, возможностях и ограничениях, которые могут ему понадобиться для более рационального выбора и в дальнейшем. Он получает знания о возможностях, предлагаемых различными образовательными учреждениями профессионального обучения и требованиях для поступления в эти учреждения, стоимости и продолжительности предлагаемого обучения. Создаются в перспективе лучшие условия для адаптации к профессии, связи с коллегами, улучшается интеграция в общество в целом.

Заключение

Профессиональная ориентация является сложным и многоуровневым понятием, которое включает в себя значительные социальные группы, которые передают и воспринимают информацию о профессии, о себе, об индивидуальных особенностях, содействуя рациональному и оптимальному для индивида выбору.

Профессиональная ориентация занимает ключевое место в выборе профессии, от чего зависит социализация индивида, его карьера, удовлетворенность работой, в конечном счете, развитие общества и экономики.

Сложность происходящих процессов на рынке труда, происходящие быстрые изменения требуют глубокого и всестороннего анализа, уточнения сущности и особенностей профессиональной ориентации, возможного изменения его содержательного наполнения с учетом как отечественного, так и зарубежного опыта.

Список литературы

  1. Алматова Р.А. Система профессиональной ориентации в Узбекистане / Р.А. Алматова. – Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. – С. 163-165.
  2. Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiy-professiya-professionalnoe-soznanie-professionalnaya-deyatelnost-professionalizm.
  3. Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-professii-v-sostave-professionalno-trudovoy-i-obrazovatelnoy-terminologii.
  4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  5. Губанова М.И. Педагогическое сопротивление социального самоопределения старшеклассника // Педагогика. 2002. № 9. С. 32-39.
  6. Профессиональная ориентация // Педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts.ru/termin/professionalnaja-orientacija.html
  7. Воротникова А.И. Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016.
  8. Специальность. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/135059/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.
  9. Chand S. Vocational Guidance: Meaning, Definition and Principles of Vocational Guidance. URL: https://www.yourarticlelibrary.com/employee-management/vocational-guidance-meaning-definition-and-principles-of-vocational-guidance/25958.
  10. What is Vocational Guidance? URL: https://old.amu.ac.in/emp/studym/99999535.pdf.