УДК 37 (063)

История становления системы профессиональной ориентации в России

Кириллова Ирина Михайловна – заместитель главы администрации по социальным вопросам Администрации Приозерского муниципального района

Аннотация: В статье автор изучает проблему профессионального самоопределения учащихся старшей школы. Литературной базой для написания работы послужили работы выдающихся педагогов России и зарубежья, оказавших активное влияние на формирование осознанной продуктивной личности. В рамках данного исследования автором проводится анализ подходов к самоопределению человека на протяжении истории, рассматриваются ключевые и поворотные моменты к осознанию права личности на самостоятельный выбор жизненного пути. Помимо этого автором анализируются базовые понятия, прямым либо косвенным образом связанные с профессиональным становлением человека, такие как «ценности», «жизненная программа», «стратегические цели», современные подходы к их пониманию в рамках педагогической теории и практики. Особое внимание в работе уделено психолого-педагогическому подходу как способу соблюдения баланса между способностями личности и её желаниями. В заключении работы автор приводит краткие выводы о становлении системы профессиональной ориентации в Европе и России, их характерных чертах, влиянии друг на друга, даёт авторские рекомендации по усовершенствованию процесса профессиональной ориентации в современной школе.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональная ориентация, образование, воспитание, психолого-педагогический подход, личность, гуманизм, жизненные ценности, жизненная программа.

Введение

Современные условия жизнедеятельности человека, обитающего в динамически развивающейся реальности, вынуждают молодых людей более осмотрительно подходить к выбору будущей специальности, учитывать её перспективы и возможности. В настоящий момент многие выпускники находятся в затруднённом положении, так как те профессии, которые были актуальны несколько лет назад, становятся невостребованными на рынке, что влечёт за собой сложности в процессе трудоустройства.

Система образования, сложившаяся в Российской Федерации, ставит перед собой цель выработки у современных учащихся перечня необходимых компетенций для адаптации к изменяющимся условиям рынка труда. В рамках данной цели процесс образования переживает различного рода трансформации: введение профильных и интегрированных предметов, внедрение в образовательный процесс новых учебных дисциплин. В результате к концу обучения каждый выпускник должен представлять собой всесторонне развитую личность, реализованную в научном творчестве и общественной жизни.

Социологические исследования, проведённые на базе ряда общеобразовательных школ, свидетельствуют о наличии проблемы профессионального самоопределения среди российских школьников. Причиной тому могут являться психологические особенности современного поколения, обобщённо представить которые возможно выделив следующие черты:

Психологическая незрелость выпускников, препятствующая их осознанному и самостоятельному выбору своего профессионального пути на фоне потребности работодателя в компетентном специалисте, заинтересованном в личностном росте и участии в социальных преобразованиях;

Потребность выпускников в выборе учреждения для последующего обучения при отсутствии видения полной картины своих навыков и умений для последующей адаптации и самореализации в профессиональной деятельности.

Помимо этого современные учебные заведения в России ограниченно используют методы формирования профессионального самоопределения у школьников, практически не подкрепляя их психологическими программами, призванными изучить психологические особенности выпускников, их морально-волевые качества, возможные трудности при работе в коллективе. В связи с чем в рамках профессиональной ориентации школьников в России нам представляется актуальной проблема психолого-педагогического сопровождения выпускников, в рамках которой педагоги могут помочь найти обучающимся баланс между их собственными желаниями, особенностями их психологического склада, имеющимися навыками и требованиями современного общества.

Целью нашей работы является описание системы профессионального самоопределения выпускников. Для её достижения перед нами были поставлены следующие задачи:

  • Раскрыть понятие «профессиональное самоопределение»;
  • Охарактеризовать основные проблемы «профессионального самоопределения» в трудах современных педагогов-психологов;
  • Рассмотреть становление профессионального самоопределения в Европе;
  • Рассмотреть становление профессионального самоопределения в России.

Обзор литературы

Термин «Самоопределение» довольно распространён в литературе различного порядка, что даёт основание понимать под его значением становление личности в профессиональных, семейных, нравственных, социальных планах [8]. Причём необходимо различать процесс жизненного и профессионального самоопределения личности. Так как в первом случае выбор человека ограничивается принятием им определённых социальных ролей, стиля и образа жизни, а во втором случае он выбирает для себя направление для совершенствования профессиональных навыков, обретения особого общественного статуса и положения в социуме [2].

Для более чёткого определения термина «самоопределение» воспользуемся социологическим и психологическим подходом к изучению понятия. Представитель социологического подхода Ф.Р. Филиппов понимает под социальной ориентацией склонность личности к определённым видам труда как к возможности построения жизненного плана. В данном случае наблюдается желание личности достичь определённого уровня в социальной иерархии, стремление получить общественное признание [18, c. 226-244].

Сторонник психологического подхода С.Л. Рубинштейн предлагает рассматривать процесс самоопределения как способ самодетерминации, в ходе которой личность выражает своё отношение к окружающему миру, своему месту в нём [14]. Более детально данный вопрос рассмотрен в иных учебниках по психологии. Так, по мнению Н.С. Пряжникова, профессиональное самоопределение является ничем иным как поиском личностного смысла в трудовой деятельности, точкой опоры для последующего личностного роста [12].

Ряд иных представителей психологического подхода наряду с В.В. Чебышевой  рассматривают профессиональное самоопределение как значимый показатель общего развития личности, её зрелости, способности принимать осознанные решения [19].

Отдельного рассмотрения требует понятие «жизненный план», тесно связанное с выбором выпускниками своего профессионального пути. В этом случае исследователями разводятся термины «жизненный план» и «жизненная программа», поскольку жизненная программа предусматривает наличие у человека стратегических целей, без привязки их к конкретным срокам выполнения, тогда как жизненный план включает в себя перечень конкретных шагов, предпринимаемых личностью для достижения целей.

Учёный П. Герстман выделяет несколько типов жизненных целей: конечные и вспомогательные. Первый вид является своего рода идеалом для личности, совокупностью ценностей её существования, тогда как вспомогательные цели характеризуются конкретностью и способностью к реализации в относительно краткие сроки.

Ценность является одним из основных механизмов взаимодействия личности, общества и культуры. Детерминация личности на основе ценностей рассматривалась совокупностью учёных Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, П.И. Сидоровым, М.М. Шибаевой. С точки зрения последней профессиональное самоопределение является способом обоснования для самого себя на основе имеющихся ценностей жизненной концепции, формой для их реализации [20, c. 93-97].

С точки зрения возрастной психологии наиболее полно проблема самоопределения личности была рассмотрена Л.И. Божович. Согласно её концепции выбор школьником своего профессионального будущего – это этап, свидетельствующий о переходе личности на стадию взросления, новый уровень личностного и социального развития [1]. Данная тема была продолжена в работах Д.И. Фельдштейна, научно обосновавшего гипотезу о том, что путём самоопределения подросток познаёт себя в обществе, а также аккумулирует общественное мнение о самом себе [17, c. 26-27].

Наиболее проработанной концепцией, касаемо профессионального самоопределения личности является работа  М.Р. Гинзбург, сочетающая в себе основополагающие тезисы из трудов Л.И. Божович и С.П. Крягжде. В ней процесс профессионального самоопределения связывается с превалирующими ценностями в тех или иных исторических рамках, тем самым автор объясняет факт того, что разные поколения людей проявляют склонность к профессиям различной направленности [3, c. 19-26; 9].Также в работах М.Р. Гинзбург появляется суждение о том, что система образования является социальным институтом, формулирующим предпосылки для профессионального самоопределения личности [4].

Согласно утверждению выдающегося культуролога М.М. Бахтина человеческие ценности необязательно привязаны к определённому времени и могут быть частью «смыслового будущего», глобальной цели, которой будет подчинена впоследствии взрослая жизнь личности.

Материалы и методы

Предметом исследования является процесс профессионального самоопределения  учащихся старшей школы. В начале исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что психолого-педагогический подход к воспитанию учащихся позволяет им принять верное решение в выборе профессионального пути. При написании статьи нами были использованы работы европейских и российских авторов различных исторических периодов, на основе которых нами был проанализирован процесс самоопределение личности, факторы, влияющие на выбор человека на протяжении истории.  Особое внимание в литературном обзоре нами было уделено работам выдающихся философов, педагогов и психологов, научные концепции которых наглядно демонстрируют изменения касаемо воспитания подрастающего поколения в различные эпохи, общественные и государственные ценности, обуславливающие содержание образовательных программ.

При написании работы нами были использованы следующие методы: сбор и анализ научной информации; синтез информации; дедукция; индукция; аналогия. Также в рамках исследования мы воспользовались описательным методом, который позволил передать специфические особенности реминисценций, являющихся носителями культурной информации.

Результаты исследования

Система проверки и отбора людей для выполнения определённой трудовой деятельности существовала ещё в Античности на территории Древнего Вавилона и Китая. Так, в вавилонских школах писцов существовал ряд испытаний для выпускников, а в Китае особым проверкам подвергались лица, желающие занимать государственные должности. Согласно материалам Платона в рабовладельческом строю выбор человеком своего профессионального будущего существенно сужался имеющимися классовыми и сословными ограничениями. Данную ситуацию в работе «Политика или государство» Платон связывал с причиной возникновения государственности как результата соотношения многочисленных потребностей человека с возможностью заниматься единственным видом деятельности. По данному поводу другой выдающийся мыслитель Аристотель отмечал, что сама физическая форма свободных и закрепощённых людей свидетельствует о круге допустимых для них занятий. Так, тело рабов является достаточно мощным для выполнения тяжёлой физической работы, тогда как свободные люди не пригодны для физических нагрузок, но могут активно проявлять себя в политической жизни.

Впервые о значении выбора для личности, её склонности к свободе упомянул средневековый богослов Аврелий Августин в обширном трактате под названием «О свободном выборе». В результате было доказано, что процесс выбора человеком рода занятий должен быть лишён случайности и основываться на его личных склонностях и предрасположенности на занятиях каким-либо делом.

В дальнейшем в Средневековье большое значение в выборе людьми профессиональных занятий начали иметь религиозные нормы, согласно которым наиболее богоугодным являлся труд крестьян, которые в отличие от рыцарского и купеческого сословий работают честно и получают материальные блага в результате тяжёлого труда, а не грабежей и мошенничества. В этот же момент в рамках религиозных учений начинает разрабатываться теологическая иерархия труда, согласно которой наиболее почётными являются профессии ремесленника и земледельца, из-за чего в церковном искусстве сам Бог начинает изображаться в виде работника.

После осмысления важности физического труда деятели Средневековья обратились к труду интеллектуальному. Первоначально кузницей такого рода кадров выступали церковные школы, занимающиеся подготовкой священнослужителей. Однако к середине Средних веков перечень образовательных учреждений существенно расширился за счёт открытия светских учебных заведений: школ и университетов. Процесс урбанизации способствовал открытию тех образовательных учреждений, которые соответствовали потребностям конкретного города. Отдельное значение приобрела профессия учителя, который пользовался уважением среди городских жителей, освобождался от выполнения городских повинностей и имел право на бесплатный стол в доме у пастора.

Особым уважением в Средневековье пользовались профессора университетов, знания которых считались истинными и неоспоримыми, нередко к ним стекались ученики со всего государства, а порой и из иных стран. Таким образом, к концу средневекового периода окончательно сложилось понимание об образованности, как отличительном признаке высших сословий [6].

С точки зрения богословия первым обосновал понятие «профессия» Мартин Лютер. Первое упоминание о данном событии датируется 1520 г., когда в «Послании к христианскому дворянству немецкой нации...» он  написал, что каждый верующий человек должен изучать Евангелие, так как в нём содержатся необходимые рекомендации для нахождения собственного жизненного призвания. Также Мартин Лютер считал, что целью качественного образования является подготовка исполнительных работников,  в которых должна быть заинтересована власть, заботящаяся о судьбе будущих поколений [10].

Наряду с католическим девизом «Греши и кайся» начал существовать новый лозунг, провозглашённый Мартином Лютером «Будь праведным, молись и работай». Согласно его позиции естественное состояние человеческой души – это праведность и трудолюбие, к возврату к которым он должен стремиться в контексте образования [11]. Как представитель движения реформаторов, Мартин Лютер поддерживал строительство новых школ, участвовал в создании общеобразовательных программ, настаивал на выделении различных направлений в философии.

Особое значение самоопределение личности приобрело в эпоху Возрождения, где человек стал наивысшей ценностью учения о гуманизме. В данный исторический период школа стала рассматриваться не только как образовательный институт, но и место для социализации личности. Сторонники гуманизма впервые начали внедрять мягкий подход к воспитанию человека, в рамках которого в процессе труда личность должна не только осознавать важность его результатов для общества, но и видеть в трудовой деятельности свой жизненный смысл [5].

Начиная с эпохи Возрождения, справедливо говорить о возникновении культуры труда, посредством которой человек может достичь определённого уровня духовного развития на основе имеющихся у него личностных и профессиональных способностей.

В эпоху позднего феодализма появляется множество любопытных научных теорий о способах приучения молодёжи к труду. Одной из наиболее выдающихся работ того времени является труд Дж. Локка «Мысли о воспитании», где он отстаивает идею о том, что каждый образованный человек должен владеть по меньшей мере тремя ремеслами, причём одно из них знать в совершенстве. Так же учёный утверждал, что для гармоничного развития человек должен сочетать в процессе обучения интеллектуальный с физическим трудом, что по своей сути является отдыхом как сменой деятельности [16].

XVIII век стал важным этапом для изучения самоопределения личности, что связано с периодом развития европейской государственности, в ходе которого была выдвинута концепция о том, что профессиональный выбор человека должен быть согласован с потребностями государства в людях особого склада. Данная тема была продолжена Джоном Беллерсом в работе «Предложения об учреждении производственного содружества», где им было высказано предложение об открытии колледжей для представителей все сословий, где даже выходцы из бедных слоёв населения могли получить достойное образование и воспитание.

Впоследствии на территории мануфактур начали возникать так называемые «промышленные школы», на базе которых дети могли обучаться в вечернее время после рабочей смены. Однако такой вид образование нельзя было назвать продуктивным, так как после трудного рабочего дня дети оказывались неспособными к изучению новой информации [13].

Вторая половина XIX века ознаменовалась появлением индустриального общества, как результата процесса модернизации, коснувшегося стран Европы. Данный процесс оказал огромное влияние на формирования нового типа мышления у человека, связанного с построением научной картины мира. В результате человечество стало с одной стороны более прагматично оценивать многие вещи, а с другой стороны со скепсисом относится к достижениям культуры и искусства, уделять больше внимания земному миру.

Представитель данного исторического периода Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» писал, что удовольствие от достижений  научно-технического прогресса получают исключительно изобретатели чудо-машин, тогда как рядовые работники склонны к повышенной утомляемости в сиду монотонного труда. Данную тему продолжил философ Джон Дьюи высказавшийся о том, что новому типу общества необходима обновлённая система образования, в центре которой должны находиться практические, способные дать учащимся понимание характера их будущей деятельности.

В период индустриализации в Европе возникает два подхода к самоопределению личности: профессиональный и трудовой. Их отличие заключалось в том, что в контексте трудового подхода создавались школы, где обычные занятия сочетались с занятиями ремеслом, что закрепляло взаимосвязь теории и практики в обучении.

Отдельного рассмотрения заслуживает процесс самоопределения в истории России. Впервые внимание к нему было обращено в ХХ веке, однако на том момент оно заключалось исключительно в практических занятиях детей с мастерами различных ремёсел, в ходе которых они приобретали необходимые в будущем навыки. В научной среде данный период получил название земледельческого профессионального самоопределения.

Широко известен факт того, что с XII века детей отдавали на обучение знатокам грамоты, для того, чтобы те помогли им приобрести базовые знания в области чтения, счёта и письма. В большинстве случаев такие школы получали название церковно-приходских, так как располагались на базе храмов и монастырей.

С XVIII века до второй полвины XIX века произошли существенные изменения в понимании самоопределения человека, данная тенденция связана с формированием новой системы государственности, а, следовательно, и нового типа человека, пригодного для чиновничьей службы. В данном случае необходимо упомянуть имя В.Н. Татищева, который считал, что человека необходимо воспитывать в соответствии с требованиями церковной и общественной морали в требовательности к самому себе и терпимости к власти.

Уже при первых русских императорах начинают открываться отдельные профессиональные училища, имеющие привилегии в подготовке отдельных специалистов. Открытие подобного типа учебных заведений зависело от потребностей государства в кадрах в отрасли экономики, политики, инженерии и культуры. Также направление образовательного учреждения могло зависеть от его расположения, особенно данный фактор влиял на тип военных училищ, направленных на подготовку определённых категорий военнослужащих. 

Вплоть до ХХ века профессиональное самоопределение личности находилось в подчинении классовых и сословных факторов, существенно ограничивающих выбор человека. В этой связи ХХ столетие стало поворотным этапом, на котором складываются первые попытки приучения учащихся к осознанному выбору профессии. В результате в советское время большинство школ работало в тесной связи с колхозами и объектами промышленности, что позволяло школьникам получить базовые навыки по специальности на базе учебного заведения и продолжать совершенствовать себя уже на работе [7].

Переход к самостоятельному выбору молодёжью своего профессионального пути сложился только в перестроечное время, он основывался на творческой деятельной природе личности, нацеленности её на процессы самоизменения и саморазвития.

Результаты и выводы

Становление профессионального самоопределения в Европе связано с тенденциями социально-экономических отношений, наполняющих его содержание такими характеристиками как «прагматизм», «целесообразность», «профессионализм». Большинство научных подходов к изучению профессионального самоопределения придерживаются мнения о сочетании теории и практики в процессе обучения, поддерживают трёхуровневую модель образования, составляющими элементами которой являются выбор профессии, индивидуально-групповое обучение и включение в процесс профессиональной реализации.

Современная система российского образования предусматривает воспитание личности в контексте трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: обучения, воспитания и педагогического самоопределения личности, основной целью которого является установление взаимозависимости обучения и воспитания соответственно с процессами социального научения и социализации [15]. Особенностью самоопределения современными школьниками является то, что на их выбор помимо традиционных факторов, таких как семья, окружающая среда активно влияет система взглядов, в которых они воспитываются (плюрализм), а также информационное пространство.

В этой связи, по нашему мнению, необходимо активно привлекать к сотрудничеству психологические службы, которые могли бы целенаправленно работать с выпускниками школ на протяжении года до окончания обучения, систематически проводить тестирования, учить школьников самостоятельно интерпретировать результаты, делать на основе них соответствующие выводы.

Также одной из авторских рекомендаций может быть создание условий для знакомства выпускников с будущим местом работы, данное предложение может быть реализовано путём проведения практических занятий, либо тематических уроков на базе предприятий того города, где размещено образовательное учреждение. Помимо этого хорошей практикой может быть организация вводных занятий для выпускников на базе наиболее крупных университетов, либо колледжей, где они воочию смогут наблюдать особенности организации учебного процесса в будущем месте обучения, уровень профессионализма преподавателей, материально-техническую базу заведения, отвечающую, либо нет их запросам как активных и творческих личностей.

В дальнейшем данная тема может быть подкреплена нами проведением социологических исследований в виде анкетирования, которые, в случае внедрения описанных нами рекомендаций, позволят сделать вывод о трансформации представлений молодого поколения о видении себя в профессиональном будущем.

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
  2. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  3. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема/Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 19-26.
  4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43-52.
  5. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под. ред. Н.Л. Селивановой М., 1998.
  6. Гуревич А.Я. Категории Средневековой культуры, – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.
  7. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи в условиях развитого социализма (на материалах Эстонской ССР): Докт. дис. Тарту, 1985.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
  9. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. 196 с.
  10. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства. Текст / М. Лютер // Мартин Лютер реформатор, проповедник, педагог / сост. Курило О.В. – М.: Издательство РОУ, 1996. – С. 12-90.
  11. Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы. Текст / М. Лютер // Мартин Лютер реформатор, проповедник, педагог / сост. Курило О.В. – М.: Издательство РОУ, 19966. – С. 91-118.
  12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  13. Рёрс Г. Георг Кершенштейнер // Мыслители образования. Т.2.М., 1994. С. 400.
  14. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423 с.
  15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1988.
  16. Таценко Т.Н. Реформация и начальное образование в немецких городах XVI века // Городская культура. Средневековье и начало нового времени / Под ред. чл.-кор. АН СССР В.И. Рутенбурга. – Л., 1986.
  17. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр.псих. 1985. № 6. С 26-27
  18. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969. С. 226-244.
  19. Чебышева В. В. Психология трудового обучения / В. В. Чебышева. – М.: Просвещение, 1969. – 303 с.
  20. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып.11.Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Формирование научного мировоззрения – основа коммунистического воспитания». М., 1985. С. 93-97.

Интересная статья? Поделись ей с другими: