УДК 373.1

Модель проектного управления в общеобразовательной организации, как ресурс повышения качества образовательных результатов

Жидкова Татьяна Сергеевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «СОШ № 24» г. Копейск.

Аннотация: В статье рассмотрен опыт работы образовательной организации по созданию и апробации модели проектного управления для повышения качества образовательных результатов. В период активной модернизации образовательной системы страны эта работа особенно актуальна. Описаны предпроектные исследования, противоречия, побудившие администрацию МОУ «СОШ № 24» г. Копейска разработать и внедрить в деятельность школы модель проектного управления, очерчено проблемное поле и раскрыта цель проекта. Приведены методы, используемые в управлении качеством образования, описана апробированная модель проектного управление и приведены результаты внедрения.

Ключевые слова: проектное управление, качество образования, модель, модернизация образования.

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», федеральные проекты Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда» ставят перед современной школой амбициозные цели для трансформации общего образования. Реализация этих целей приведет к росту научного, технологического и экономического потенциала нашей страны и приведет у улучшению социальной защищенности населения.

Ученики нашей школы демонстрируют прекрасные успехи в участии в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Становятся победителями и призерами федеральных конкурсов, таких как «Большая перемена», «Идеи преобразующие города» - это говорит о высоком уровне интеллектуального и творческого развития, методической подготовки. С другой стороны, нами выявлены проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем подготовки учащихся к оценочным процедурам, так мы определяем проблемное поле развития нашей организации.

В современной действительности имеют место попытки перегрузки школьного обучения фактологическим материалом без тщательного анализа его содержания, без определения практической ценности, без модернизации школьных технологий. Всё перечисленное не даёт необходимого эффекта и сказывается негативным образом на физическом и психическом здоровье детей.[2, с. 382]

Проанализировав обозначенные выше проблемы, мы видим возникшую потребность в необходимости адекватного реагирования на возникшую ситуацию. Возможными путями реагирования может выступить внедрение в образовательный процесс ряда инновационных технологий, имеющих своей целью оптимизацию качества работы образовательной системы.

Проводя проблемно – ориентированный анализ работы школы за 2020 год, изучая результативность обучения учащихся, нами была отмечена стабильная динамика качества образования, но без видимого прогресса при учете всех привлеченных ресурсов.

Целью работы в новом проекте МОУ «СОШ № 24» ставит проектирование и апробацию модели управления школой через повышение качества образования на основе внедрения образовательного мониторинга в учебно-воспитательный процесс.

Проблема повышения качества образования очень остро ощущается в современных условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования в целом. Восприятие качества образования, как важнейшего условия повышения уровня жизни позволяет по-новому смотреть на внедрение инноваций в систему образования.[1, с.118]

Новое качество образования – это соответствие современным жизненным потребностям развития страны. [5, с. 800-808]

В начале роботы по разработки модели проектного управления школой был проведен анализ рисков и разработаны способы реагирования. Администрация МОУ «СОШ № 24» обеспечила в образовательной системе необходимые условия для создания пространства, оснащения управленческих процессов, внедрение новых технологий педагогического и управленческого назначения. [6, с.3]

В ходе реализации проекта по созданию модели проектного управления качеством образования были достигнуты следующие практически значимые результаты:

  • повышение качества образования на 3-5 процентов;
  • снижение количества учащихся, имеющих одну тройку по предмету на 30 процентов;
  • возобновлена работа методических объединений;
  • удовлетворение образовательных запросов и ожиданий родителей выросла на 10%.

Таких результатов удалось добиться, применяя проектное управление школой и модернизировав используемые элементы образовательного мониторинга. В школе проводится мониторинг уровня учебных достижений класса по предмету по триместрам и за год. Мы столкнулись с тем, что данный мониторинг не позволял нам видеть динамику развития каждого ученика. Для решения этой задачи был введен анализ портфолио и индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся.

Методы, используемые в управлении качеством образования: компьютерные тестирования и социологические опросы, анкетирование, собеседование, анализ школьной документации, проблемно-ориентированный анализ деятельности школы.

На рисунке 1 приведена разработанная и апробированная модель проектного управления образовательной организацией.

1

Рисунок 1. Модель проектного управления образовательной организацией.

В основу базиса целеполагания разработанной модели проектного управления в общеобразовательной организации для повышения качества образовательных результатов легли социальный заказ, основная цель и нормативно-правовое обеспечение.

Проектное управление включает в себя образовательную среду, которая состоит из принципов проектирования, организационной формы и методов. [3, с.3]

В модели выделено 4 этапа, которые прописаны через алгоритм организации проектного управления.

Итогом проекта является достижение ожидаемых результатов, которое мы сможем отследить посредством индикативных показателей.

Одной из характеристик модели является ее целостность и подвижность, что хорошо просматривается на всех элементах.

Разработанная модель позволила консолидировать усилия руководителей школы, руководителей методических объединений, творческих педагогических групп учителей для решения проблем качества образования.

Работа школы как региональной инновационной площадки по апробации модели проектного управления позволила вывести научно-методическую работу школы на качественно новый уровень педагоги принимают участие деятельности межмуниципальных проектных групп, повышают свою квалификацию, участвуют в качестве экспертов. Анализируя проделанную работу хочется отметить положительные изменения в методической базе школы, обновлены локальные акты, обновлена система внутрифирменного обучения – всё это дает свои результаты в повышении качества образования.

Данный проект способствует совершенствованию системы оценки качества образования. Результаты инновационной деятельности могут быть использованы другими образовательными организациями. 

Список литературы

  1. Дудин М.И., Лясников Н.В., Широковских С.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособ. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2014. С 118.
  2. Савельева Н.А. Стратегический менеджмент: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 382 с.
  3. Седых Е.П. Особенности проектного управления образовательными системами // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4. С 3.
  4. Субетто А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Часть 4 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11628, 10.11.2004.
  5. Стрекалова Н.Б. Качество образования как фактор его конкурентоспособности в условиях глобализации общества// Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. No 1. С. 800–808.
  6. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100.

Интересная статья? Поделись ей с другими: