УДК 37
Опытно-экспериментальное исследование развития словесно-логического мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи: методы и результаты
Куданкина Надежда Андреевна – магистрант кафедры Специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического университета.
Аннотация: В статье обосновывается актуальность проблемы развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты эмпирического исследования уровня развития словесно-логического мышления детей. Произведен их количественный и качественный анализ. Предложены игровые упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: мышление, словесно-логическое мышление, общее недоразвитие речи, недоразвитие речи, коррекционная работа, дошкольный возраст.
В настоящее время главная цель образования заключается в том, чтобы подготовить подрастающее поколение к самореализации в быстроменяющихся социальных условиях. Ребенок дошкольного возраста, не освоивший законы мыслительных операций, сталкивается со множеством проблем в школьном обучении: при решении задач, при понимании информации, при выполнении логических заданий и др. Как результат, это приводит к тому, что у ребенка снижается учебная мотивация и нарушатся эмоциональный фон. Когда у ребенка развито мышление, в частности, словесно-логическое мышление, он способен ясно и точно мыслить, понимать происходящие явления, рассуждать, высказывать и аргументировать собственное мнение. Процесс обучения в таком случае становится доступным и приносит удовольствие.
В период дошкольного детства в основном завершается процесс освоения речи. Однако имеется категория детей, которые отстают в речевом развитии – дети с общим недоразвитием речи. Наряду с нарушением речи у таких детей имеются определенные особенности психического развития: неустойчивость внимания, низкий уровень вербальной памяти. Все это приводит к затруднениям в формировании наглядно-образного и словесно-логического мышления [2].
Словесно-логическое мышление выступает в качестве фундамента для становления важнейших психических функций: речи, мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей. Дети дошкольного возраста с необходимым уровнем развития словесно-логического мышления легче запоминают учебный материал и быстрее адаптируются к школьным условиям [4].
У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентой речевой деятельности [5]: лексической, грамматической, фонетической. В научной литературе представлено множество исследований, указывающих на отставание таких детей в формировании словесно-логического мышления. Имеющиеся нарушения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяют В. В. Давыдову и А. Р. Лурия, что необходимо развивать у них все формы мышления. Дети постоянно должны приобретать ряд новых знаний, производить анализ и синтез, сравнивать, обобщаться, размышлять, выражать и аргументировать собственную точку зрения.
Для того чтобы слово могло использоваться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать мыслительные задачи без использования образов, ребенок должен приобрести знания о признаках предметов, общих и важных признаках явлений окружающей действительности. Когда мышление ребенка остается зрительным, слова означают для него лишь вещи, действия, качества, отношения. Он не использует слово в процессе мыслительных операций [1, 3].
В рамках данной работы нами было организовано исследование особенностей развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В процессе диагностического исследования были использованы следующие методики:
- методика «Разрезные картинки» (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго);
- методика «Любимая игрушка»;
- методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
Исследование было организовано на базе научно-исследовательской лаборатории «Интегрированное обучение детей в современной системе образования» МГПУ им. М. Е. Евсевьева. В исследовании приняли участие 12 воспитанников (дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня).
Остановимся более подробно на результатах диагностического исследования. По методике «Разрезные картинки» Н. Я. Семаго, М. М. Семаго большинство испытуемых продемонстрировали низкий уровень (58,3 – 7 воспитанников), средний уровень был выявлен у 3 воспитанников, что составило 25,1%. Высокий уровень продемонстрировали лишь 2 воспитанника, что составляет 16,6% всей группы. Дети, показавшие высокий уровень, сумели безошибочно выполнить задание и верно сложить картинки. Дети со средним уровнем чаще всего допускали ошибки в задании, им сложно было определить с какой детали необходимо начать складывать изображения. Также стоит отметить, что дети быстро утомлялись и теряли интерес к заданию. Дети с низким уровнем допускали множество ошибок, и не могли самостоятельно справиться с заданием.
Количественные результаты по методике «Разрезные картинки» Н. Я. Семаго, М. М. Семаго представлены в таблице 1.
Таблица 1. Количественные результаты исследования по методике «Разрезные картинки» (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго).
Уровень |
Характеристика выполнения |
|
абс. |
% |
|
высокий |
2 |
16,6 |
средний |
3 |
25,1 |
низкий |
7 |
58,3 |
Результаты исследования по методике «Любимая игрушка» указывают на то, что 75,1% испытуемых (9 человек) имеют низкий уровень развития мышления, 16,6% (2 человека) – средний уровень. Высокий уровень был обнаружен у 1 ребенка (8,3%). Дети с высоким и средним уровнем развития мышления сумели выполнить рисунки с большей точностью и затем объяснить, что именно они изобразили. Однако подавляющее большинство испытуемых (75,1%) не справились с предлагаемым заданием. Они не сумели передать изображение предметов правильно. Только по анализу контуров можно было понять, что хотели изобразить испытуемые. В их работах преобладали темные цвета. Предметы изображались с нарушением пространства.
Количественные результаты, полученные по методике «Любимая игрушка» представлены в таблице 2.
Таблица 2. Количественные результаты, полученные по методике «Любимая игрушка».
Уровень |
Характеристика выполнения |
|
абс. |
% |
|
высокий |
1 |
8,3 |
средний |
2 |
16,6 |
низкий |
9 |
75,1 |
Анализ результатов исследования по методике Д. Б. Эльконина «Графический диктант» позволяет утверждать, что 58,3% испытуемых (7 человек) имеют низкий уровень развития словесно-логического мышления, 16,6% (2 человека) – средний уровень и 25,1% (3 человека) – высокий уровень. Результаты диагностики также указывают на недостаточный уровень сформированности у детей мышления. Лишь 3 испытуемым удалось справиться с заданием без ошибок. 2 испытуемых выполнили заданием с незначительным количеством ошибок. Остальным не удалось справиться с заданием. Они не сумели продолжить узор. Добавляли лишние элементы и сбивались с линии.
Количественные результаты, полученные по методике Д. Б. Эльконина «Графический диктант» представлены в таблице 3.
Таблица 3. Количественные результаты, полученные по методике Д. Б. Эльконина «Графический диктант».
Уровень |
Характеристика выполнения |
|
абс. |
% |
|
высокий |
3 |
25,1 |
средний |
2 |
16,6 |
низкий |
7 |
58,3 |
С целью получения средних значений по уровню развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня, нами арифметическим способом были подсчитаны имеющиеся данные. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты методик исследования словесно-логического мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III-IV уровня.
Методика |
Уровень выполнения заданий |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
«Разрезные картинки» |
2 |
16,6 |
3 |
25,1 |
7 |
58,3 |
Рисунок с натуры |
1 |
8,3 |
2 |
16,6 |
9 |
75,1 |
«Графический диктант» |
3 |
25,1 |
2 |
16,6 |
7 |
58,3 |
В среднем |
16,6 |
19,43 |
63,9 |
Так, результаты показали, что большинство дошкольников с общим недоразвитием речи III-IV уровня демонстрируют низкий уровень развития мышления (в среднем 63,9%) Также значительная часть детей показали средний уровень (в среднем 19,43%). Лишь 16,6% детей смогли справиться с заданиями на высоком уровне.
Полученные результаты указывают на необходимость организации специальной деятельности по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня. На основании чего нами разработаны и рекомендованы следующие игровые упражнения:
- Игровое упражнение «Что лишнее?». Детям необходимо из трех предлагаемых объектов выбрать один лишний и словесно объяснить свое решение. Например: фиалка, цыпленок, лимон (цвет); колесо, шар, телевизор (форма); слон, медведь, муха (величина).
- Игровое упражнение «Назови одним словом». Детям предлагается ряд предметов, которые необходимо назвать одним словом и объяснить свое решение. Например: носки, платье, брюки; суп, компот, котлета; ель, сосна, ива; лиса, медведь, волк.
- Игровое упражнение «Превращалки». Задача ребенка, объяснить, во что превращается предмет: кофта без рукавов; дерево без веток; чашка без ручки; стул без спинки.
- Игровое упражнение «Как будем использовать». Ребенку необходимо подобрать как можно больше функций предмета: карандаш – писать, рисовать, указывать; зеркало – смотреть в него, повесить, подарить; банка – хранить крупу, залить мед, залить компот.
- Игровое упражнение «Что внутри?». Ребенок должен назвать как можно больше предметов, находящихся внутри: дом (шкаф, стол, телевизор и т.д.), холодильник (сок, суп, колбаса и т.д.), магазин (овощи, покупатели, кассир и т.д.).
Таким образом, дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня испытывают сложности в анализе, синтезе, классификации, обобщении и логических размышлениях. Им сложно грамматически правильно передавать собственные мысли. При проведении исследования большинству детей требовалась помощь от взрослого. Результатом мышления является мысль, которая выражается в словах. Таким образом, мышление и речь тесно связаны. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно развивать их в детстве. Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления детей требует целенаправленной и систематической коррекционно-педагогической работы с целью преодоления имеющихся трудностей. Развитие ребенка и его обучение должны осуществляться посредством соответствующих его возрасту занятий. Они должны быть понятны и посильны ребенку. К таким методам работы относятся игры и игровые упражнения. Одной из главных гарантий успешного развития словесно-логического мышления детей является использование наглядного и речевого материала. При работе с детьми важно уделять внимание рисунку и иллюстративному материалу, так как это помогает привлечь внимание детей, развивает наглядно-образное мышление, что, в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность ребенка и выводит на более высокую форму мышления – словесно-логическое.
Список литературы
- Буда Я. И. Особенности мышления современных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Психология и педагогика в контексте междисциплинарных исследований. 2022. С. 32-41.
- Королькова В. А., Мякиньких А. А. Особенности мышления у детей с общим недоразвитием речи // International scientific review of the problems of philisophy, psychology and pedagogy. Collection of scientific articles XVI International correspondence scientific specialized conference. Boston, 2020. С. 98-103.
- Коротаева Д. А. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 38. С. 78-82.
- Покоевец К. Н., Добря М. Я. Использование наглядно-дидактического материала в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Развитие системы образования: теория, методология, опыт. сборник статей. 2019. С. 88-91.
- Специальная педагогика: учебник для вузов / под редакцией Л.В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 448 с.