УДК 37.013

Роль патриотического воспитания в формировании мировоззрения дошкольников

Радинская Анастасия Алексеевна – студент магистратуры Краснодарского государственного института культуры

Аннотация: В статье охарактеризована роль патриотического воспитания в формировании мировоззрения дошкольников. Обозначены развитие познавательного интереса дошкольников к родному городу, его истории и культуре как инструменты развития их патриотических чувств.

Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотизм, патриотическое воспитание, основы нравственно-патриотического воспитания, малая родина.

Тема, обсуждаемая в этой статье, имеет неоспоримое значение, поскольку события, произошедшие с конца 20-го по начало 21-го века, сделали патриотическое воспитание важнейшим аспектом работы с детьми различных возрастных групп. Развитие патриотизма у детей, привитие чувства гордости за свою страну и воспитание готовности защищать интересы своей родины считаются главными целями Стратегии развития образования Российской Федерации до 2025 года.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, патриотическое воспитание - это целенаправленная деятельность, направленная на воспитание желаемых качеств и норм поведения у граждан и патриотов своей страны.  Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" утверждает, что воспитание патриотизма, взаимоуважения, экологического сознания и бережного отношения к природе является важной задачей [2, с. 13].

Понятие "патриотизм" включает в себя множество значений, включая привязанность к месту своего рождения, почитание истории своей нации, гордость за свой народ и уважение к другим культурам и традициям. Это также включает в себя чувство единства с другими, желание сохранить и приумножить процветание своей страны, а также готовность защищать Родину и служить ей [1, с. 94]. Подлинный патриотизм порождает ощущение себя неотъемлемой частью нации. Воспитание любви и преданности к своей великой родине, России, начинается с глубокой признательности к своей малой родине, своему народу и его культурному наследию. Духовное наследие русского народа сегодня имеет исключительную актуальность и играет ключевую роль в воспитании патриотических чувств у молодого поколения, а также в поддержке нравственного возрождения российского общества в целом.

Воспитание у людей чувства патриотизма – это длительный и сложный процесс, который продолжается на протяжении всей их жизни. Однако дошкольные годы служат особенно важным этапом формирования патриотических чувств и качеств, достигаемых за счет приобщения подрастающего поколения к русской культуре и расширения их знаний о своей непосредственной родине.

Формирование патриотических устремлений и воспитание глубокой любви и преданности своей Родине является важным аспектом патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольное образование предоставляет уникальную возможность познакомить подрастающее поколение с их родной культурой, прививая готовность служить и работать на благо своей страны.

Чтобы эффективно вовлекать детей и воспитывать у них патриотический настрой, крайне важно использовать разнообразные методы и подходы, которые привлекают их интерес и при этом органично интегрируют патриотические ценности в их мировоззрение. Являясь начальным этапом системы образования, детские сады играют жизненно важную роль в формировании восприятия детьми окружающего мира, их связи с природой, культурой, сообществом и своей страной. Для того чтобы воспитать чувство патриотизма, крайне важно дать детям фундаментальные знания о своей родине, ее обычаях, народе, культуре и истории [3, с. 10].

Дошкольный возраст особенно благоприятен для привития моральных ценностей органичными средствами, поскольку дети чувствительны к эмоциональным переживаниям и принятию моральных решений. Этот период позволяет им получить ценное эмпирическое представление о моральном поведении. Следовательно, жизненно важно поощрять, поддерживать и создавать среду, способствующую развитию нравственного поведения. Неотъемлемым аспектом патриотического воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление их с культурой своего народа, поскольку полноценное развитие ребенка может произойти только через глубокое понимание его родного культурного наследия. Каждый регион нашей страны предлагает богатый материал для патриотического воспитания дошкольников, включая изучение природы, традиций, истории, достопримечательностей, замечательных личностей и народного искусства, все это служит объединению людей и раскрывает великолепие их родины. Южный регион России, в частности, предлагает множество ресурсов для изучения родного края, способствуя общению и активному участию детей и взрослых, одновременно способствуя культурному росту ребенка.

В работе Ю.Е. Антонова "Как научить детей любить Родину" он подчеркивает важность привития конкретных представлений о своем маленьком родном городе, таких как его история, животный мир, исторические места и ориентиры, природная красота региона и значение региональных символов, включая флаг, герб и их символические значения [4, с. 113].

Различные методы привития любви к своей малой родине включают в себя целый ряд мероприятий, в том числе:

  • Участие в презентациях и фильмах, рассказывающих о богатой истории и выдающихся достижениях нашей родной земли.
  • Отправляйтесь на увлекательные экскурсии по улицам города, исследуйте исторические памятники и музеи.
  • Изучая картины, иллюстрации, репродукции и газетные вырезки, прославляющие нашу малую родину.
  • Прогуливаясь по заветным достопримечательностям нашего родного города, мы приобщаемся к его незабываемому наследию.
  • Встреча с известными деятелями искусства, культуры и ветеранами, посвятившими свою жизнь нашей любимой малой родине.
  • Использование дидактических игр, заданий и игровых упражнений для закрепления учебного материала.
  • Участвуем в музыкальных и театральных мероприятиях, которые созвучны нашему патриотическому духу.
  • Создание альбомов, сувениров, буклетов и тематических выставок, чтобы увековечить нашу привязанность к малой родине.

Воспитание патриотических ценностей у дошкольников требует системного и соответствующего возрасту подхода, учитывающего их индивидуальные особенности. Следующие направления описывают последовательный порядок и принципы этой преобразующей работы:

  • Ознакомление детей с их ближайшим окружением, включая членов их семей, и значением их имен, а также знакомство их с обстановкой в детском саду и его персоналом.
  • Рассказывая о чудесах нашего родного города, его замечательных достопримечательностях и профессиях родителей.
  • Отдавая дань уважения традиционным народным ремеслам, которые процветают в нашем регионе.
  • Встреча с соотечественниками, уважаемыми членами сообщества и почитаемыми ветеранами, которые доблестно участвовали в Великой Отечественной войне.

По сути, воспитание патриотического духа у молодого поколения является одной из важнейших обязанностей нашего времени. Реализация целей патриотического воспитания детей дошкольного возраста требует определенных предпосылок, таких как создание стимулирующей образовательной среды, содействие созданию благоприятных социальных условий, адаптация содержания образования таким образом, чтобы оно отражало доступный и увлекательный опыт и эмоции детей, повышение компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания и содействие тесному сотрудничеству с семьями, опираясь на их богатые традиции и опыт.

Список литературы

  1. Бурлакова И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике. М.: Перспектива, 2015. 174 с.
  2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2016. 172 с.
  3. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Творческий центр, 2015.
  4. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. М.: АРКТИ, 2013. 168 с.
  5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2017.

Интересная статья? Поделись ей с другими: