УДК 376.37

Некоторые аспекты организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Николаева Дарья Михайловна – магистрант Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье отражена специфика логопедической работы в реабилитационных центрах. Автор обозначил ряд речевых нарушений у детей с детским церебральным параличом, описал влияние данного диагноза на развитие речи. Выявил основные направления работы логопеда с детьми старшего школьного возраста с детским церебральным параличом в зависимости от конкретного нарушения речи. Обозначил методы, используемые в учреждении для диагностики и динамики речевого развития, изучил организацию логопедических занятий.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, ДЦП, старший дошкольный возраст, логопедическая работа, реабилитационный центр.

Детский церебральный паралич – это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих зон головного мозга, которое заключается в неспособности выполнять произвольные движения и поддерживать позу. Это заболевание связано с патологией головного мозга, сформировавшейся еще до рождения ребенка.

Основной характеристикой ДЦП является нарушение движения. Заключается данное нарушение в следующем:

  1. Нарушение координации движения:
  • повышение мышечного тонуса;
  • участие в движении тех мышц, которые не должны в нем участвовать.
  1. Невозможность удержания позы.

Часто у ребенка с ДЦП могут быть поражены не только отделы головного мозга, отвечающие за движение, но и многие другие. В таких случаях у ребенка наблюдаются сопутствующие заболевания, такие как: умственная отсталость, эпилепсия, задержка роста и развития, деформация позвоночника, нарушение слуха, зрения, речи, слюнотечение, энурез, аномалии восприятия и ощущений.

Формы нарушений речи у детей с ДЦП разнообразны. Это связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур.

Патология речи у детей с церебральным параличом привлекла к себе внимание исследователей сразу, как только это заболевание попало в поле зрения специалистов. Известно, что первое подробное описание ДЦП принадлежит английскому ортопеду Вильяму Литтлю, который в 1862 году издал монографию «Спастичный ребенок». В этой монографии он писал, что такие дети имеют не только неправильную походку, но трудности в речи и слабоумие. Первой отечественной книгой, целиком посвященной ДЦП, был труд М.Я. Брейтмана «О клинической картине детского головномозгового паралича», вышедший в свет в 1902 году. Брейтман также обратил внимание на часто встречающуюся патологию речи у лиц с данным заболеванием.

Врачи, исследовавшие ДЦП, замечали дизартрические расстройства произношения как неврологический симптом, но довольно рано они же отметили, что у таких детей нередко наблюдается отставание в развитии речи в целом. Обычно это отставание трактовали как следствие или симптом глубокой умственной отсталости. Логопедическая работа с дошкольниками с ДЦП является составной частью, одним из прикладных разделов логопедии. У дошкольников с ДЦП не встречается какой-то особой патологии речи, но известные в логопедии нарушения развития речи приобретают специфику, которую необходимо учитывать в логопедической диагностике и коррекции. Предметом этой области являются закономерности проявления и коррекции речевой патологии у дошкольников с церебральным параличом. [1].

Основная цель коррекционной помощи при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение ранней и полной социальной адаптации. Так же очень важной частью является развитие позитивного отношения к семье, жизни, обществу, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий, определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции [2].

Стоит отметить, что основными синдромами речевых расстройств у больных ДЦП являются: дизартрия, заикание, алалия, ринолалия, дисграфия, дислексия. Особенности речевых расстройств при ДЦП определяют: 1) локализация и тяжесть поражения мозга; 2) недоразвитие или более позднее формирование тех отделов коры, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности; 3) степень сохранности кинестетического, зрительного и слухового восприятия; 4) состояние периферического речевого аппарата; 5) состояние интеллектуально-мнестических функций, обеспечивающих потребность ребенка в общении; 6) адекватность речевого и эмоционального окружения; 7) особенности личностного развития ребенка. Основные клинические особенности речевых расстройств при ДЦП проявляются в том, что нарушения устной речи у больных зависят от состояния двигательной сферы, кроме того, отмечается тесная связь речевой патологии с сенсорными расстройствами и нарушениями интеллекта [3].

На базе реабилитационных центров в России проводится комплексная реабилитация детей с ДЦП. Она включает в себя как медико-социальную реабилитацию, так и психолого-педагогическую, трудовую, социально-бытовую. В рамках медико-социальной реабилитации для данного заболевания проводятся такие процедуры, как массаж, ЛФК, различные водные процедуры. Так же с ними проводится такая процедура, как Томатис. Томатис терапия – это средство аудио-вокальных тренировок. Томатис терапия является средством стимуляции активности мозга за счёт использования музыкальных средств на основе любого полифонического звучания. В базовом варианте прослушивается, например, музыка Моцарта, григорианское пение. На основе аудиограммы человека и за счёт того, что отфильтровываются определённые частоты (высокие или низкие, средние) составляются индивидуальные программы, которые позволяют развивать мозг, тренируя его посредством прослушивания музыки на определённых частотах [4]. Спектр применения данной методики достаточно широкий, например, она используется для преодоления тяжелых задержек речевого и психоэмоционального развития, улучшения координации движений, что является достаточно важным для детей с ДЦП. В рамках психолого-педагогической реабилитации проводятся занятия с психологами, логопедами, дефектологами. Специалисты тщательно изучают особенности каждого ребенка и разрабатывают план занятий исходя из потребностей каждого получателя услуг. Так же с детьми проводятся занятия по развитию социально-бытовых навыков. С помощью данных занятий ребенок получает знания для успешной адаптации в обществе. Трудовая реабилитация в включает в себя занятия по ручному труду, которые благоприятно влияют на развитие мелкой моторики, образного мышления, творческих способностей. Данный вид занятий разрабатывается и адаптируется для каждого ребенка, исходя из его особенностей.

Работа логопеда в данном центре имеет ряд своих особенностей. На реабилитацию поступают дети, имеющие различные заболевания, и для каждого ребенка требуется составление индивидуального плана. Логопедические занятия проводятся индивидуально для каждого ребенка. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Минимальный срок пребывания в центре составляет 14 дней. Занятия проводятся в специально оборудованных логопедических кабинетах, в которых находится дидактический материал, необходимый для работы.

На первом занятии логопед проводит диагностику речевых нарушений ребенка, составляет речевую карту, в которой отражает данные нарушения, а так же индивидуальный план занятий для данного вида речевых нарушений.

Для диагностики и динамики речевого развития используются альбомы для обследования звукопроизношения О.Б. Иншаковой [5], практические рекомендации для обследования устной речи Т.А. Фотековой [6], методы обследования речи у детей Т.П. Бессоновой, Т.В. Чиркиной, И.Т. Власенко [7], наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забрамной [8] и другие пособия.

Одним из основных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является совершенствование внеречевых процессов: развитие мелкой моторики и коррекция высших психических функций. Для этого на базе центра используются следующие методы и приемы, как дидактические игры, логопедический массаж, пальчиковая гимнастика. Так же важным направлением деятельности логопеда в данном учреждении является коррекция звукопроизношения. Для этого следующие инструменты – материалы для дифференциации и автоматизации звуков, комплексы артикуляционной гимнастики, для составления данных комплексов являются различные пособия, например методическое пособие Т.В. Буденной [9], а так же используются рабочие тетради В.В. Коноваленко [10].

Зачастую у детей с ДЦП страдает связанная речь. Для коррекции данного нарушения логопед использует такие дидактические материалы, как сюжетные картинки для составления рассказов, стихи, сказки, загадки, дидактические игры для закрепления понятий, различные раздаточные материалы по подбору синонимов, антонимов.

Для развития звуковой стороны речи проводятся артикуляционное упражнения, упражнения на развития речевого дыхания, игры со звукоподражанием, дидактические игры, чистоговорки.

Так же для детей старшего дошкольного возраста особое внимание необходимо уделять таким нарушениям, как дисграфия и дислексия. Для этого логопед использует такие дидактические материалы как касса букв и слогов, дидактический материал по дифференциации гласных и согласных, алфавит и другие материалы.

Так же логопеды в данном центре проходят различные курсы повышения квалификации, изучают новые разработки в области различных речевых нарушений, что позволяет использовать новые подходы в своей работе. Большое количество дидактических материалов, логопедических конспектов, использование различных методик для разного рода нарушений, а так же большой опыт логопедов, работающих в данном центре, позволяют грамотно корректировать различные речевые нарушения.

Таким образом логопедическая работа в реабилитационном центре с детьми старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом должна выстраиваться с учетом особенностей развития данных детей, а также с использованием грамотно проработанных материалов, направленных на всестороннее развитие речи. Организуя логопедические занятия, прежде всего необходимо учитывать особенности развития речи каждого ребенка, а так же его психоэмоциональное состояние. При этом деятельность логопеда строго регламентируется: существуют требования в части направлений его деятельности, проведения логопедических занятий, ведется отчетная документация о проделанной работе. Так же хочется отметить, что комплексный подход всех специалистов, работающих в центре, благоприятно влияет на состояние каждого ребенка, находящегося на реабилитации в данном центре.

Список литературы

  1. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: «Детство-пресс», 2004, – 320 с, ил.
  2. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений . –– М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  3. Немкова С.А. Речевые нарушения при детском церебральном параличе: диагностика и коррекция. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(5):112‑119.
  4. Кнюдде, Д. Г. Роль и место аудиостимуляции по методу А. Томатиса в системе коррекции фонематического слуха детей младшего дошкольного возраста / Д. Г. Кнюдде // Специальное образование. – 2022. – № 3 (67). – С. 27-42.
  5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2022. 279 с.
  6. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников. М.: Аркти, 2000. 55 с.
  7. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. М.: АРКТИ, 2005. 240 с.
  8. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М.: В. Секачев, 2016. 102 с.
  9. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие –– СПб.: Детство-пресс, 2001. – 64 с.
  10. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь №1. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с правильным (исправленным) звукопроизношением. М.: Издательство «Гном», 2022. 48 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: