УДК 376

Педагогические технологии в обучении сотрудников полиции применению огнестрельного оружия в повседневной деятельности

Еронин Николай Кириллович – слушатель факультета Академии управления МВД России

Аннотация: В статье рассматриваются особенности педагогических технологий в обучении сотрудников полиции применению огнестрельного оружия. Акцентируется внимание на учебно-методической деятельности инструкторов по огневой и физической подготовке территориальных органов внутренних дел; проводится их анкетирование, на основе которого выявляется проблемы и направления совершенствования педагогических технологий в обучении сотрудников полиции применению огнестрельного оружия.

Ключевые слова: педагогические технологии, огневая подготовка, огнестрельное оружие, упражнения, обучение, сотрудник полиции.

Органам внутренних дел на сегодняшний день принадлежит основная роль в рамках обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. Подготовка кадров для органов внутренних дел ведется в образовательных учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ключевое значение имеет обучение сотрудников полиции применению огнестрельного оружия.

В научной литературе приводятся следующие статистические сведения
о применении сотрудниками полиции огнестрельного оружия: сотрудники дорожно-патрульной службы – 49 % случаев применения огнестрельного оружия; патрульно-постовой службы – 15 %; участковые уполномоченные полиции – 15 %; уголовного розыска – 14 % [4, с. 7].

Обучение сотрудников полиции реализуется в содействии
с педагогическими технологиями. Вопросы исследования педагогических технологий в обучении сотрудников полиции применению огнестрельного оружия исследовались в трудах таких исследователей как Воробьев И.Ю., Дмитриева А.В., Кожин Д.А., Косиковский А.Р., Купавцев Т.С., Литвин Д.В., Лупырь В.Г., Мартусенко С. Н., Морозов В.А., Осипов О.О., Пенькова И.В., Пивоваров Д.В., Попов А. А., Рыжов С.Н., Таков А.З., Федулов Б.А.,
Черкесов А.Ю. и др.  Следует отметить повышенный интерес представителей научной доктрины к исследованию рассматриваемой категории «педагогическая технология», что обусловлено необходимостью совершенствования учебного процесса в образовательных учреждениях, внедрению новых методов и форм обучения в целях более успешного усвоения учебного материала.

Педагогическая технология является многоуровневой категорией, которая структурно состоит из следующих уровней: общепедагогический (общедидактический) уровень: частно-методический (предметный) уровень;  локальный уровень [5, с. 45].

Нормативным обеспечением организации огневой подготовки курсантов
и слушателей в учреждениях образования системы МВД России является Приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [1].

В данном нормативном правовом акте установлен перечень задач, достижение которых не представляется возможным без эффективной методики преподавания дисциплины «Огневая подготовка»

Обучение сотрудников полиции по применению огнестрельного оружия является важной частью их подготовки. Ниже приведены основные этапы
и направления этого обучения:

  1. Правила безопасности: Сотрудники полиции обучаются основным правилам безопасного обращения с огнестрельным оружием. Это включает правильное обращение с оружием, осмотр и обслуживание оружия, а также осторожное хранение и перенос оружия.
  2. Техническое обучение: Сотрудникам полиции предоставляется тренировка по техническому обслуживанию и использованию огнестрельного оружия. Это включает основы стрельбы, положение тела, удержание и цели,
    а также использование различных типов стрельбы и тактики.
  3. Стрельба в тире (полигоне): Сотрудники полиции проходят обучение стрельбе в тире, реже на полигоне. Это позволяет им набраться опыта
    и улучшить свои навыки точной стрельбы и контролирования оружия.
  4. Симуляция операций. Сотрудники полиции могут быть обучены тактикам и стратегиям применения огнестрельного оружия в различных сценариях. Это может включать стрельбу на подвижные мишени или в условиях ограниченной видимости и пр.
  5. Правовые аспекты. Сотрудников полиции также обучают соблюдению законов, касающихся применения огнестрельного оружия.

Крайне негативным фактором является то, что на сегодняшний день
в МВД России нет института по подготовке кадров для педагогической деятельности по огневой подготовке. Также в качестве проблемы следует отметить отсутствие единых требований к содержанию занятий по огневой подготовке, единых методических подходов к организации обучения сотрудников.

Верный выбор педагогической технологии, а также тщательно подобранная методика при хорошей организации занятий позволяет не только активизировать работу и развивать самостоятельное творческое мышление инструкторов, но и вырабатывать у них навыки управленческой деятельности
[2, с. 21].

Огневая подготовка сотрудников полиции основывается на стрелковых упражнениях, которые делятся на подготовительные, учебные и контрольные.

Начальная подготовка представляет из себя цикл подготовительных упражнений, в перечень которых входят:

  • упражнения, выполняемые с учебным оружием;
  • освоение изготовок для стрельбы;
  • стрельбу «вхолостую»;
  • стрельбу из малокалиберного и пневматического оружия.

Данные упражнения необходимы для того, чтобы усвоить верную технику действие с огнестрельным оружием.

Следующий цикл упражнений представляют из себя учебные упражнения, направленные на получение навыков самострельного ведения огня в условиях, которые имеют максимальную схожесть с реальными ситуациями, имеющими место быть при выполнении поставленных служебных задач. Примерный перечень учебных упражнение следующий:

  • различные стрелковые упражнения с выполнением стрельбы боевыми патронами;
  • выполнение упражнений на фоне физической нагрузки,
    при ограниченной видимости, с имитацией задержек при стрельбе;
  • стрельба в условиях, моделирующих служебную деятельность
    и обстоятельства применения оружия.

В содействии же с циклом контрольных упражнений, производится оценка общего уровня огневой подготовленного конкретного сотрудника.

Таким образом, на сегодняшний день педагогические технологии
в обучении сотрудников полиции применению огнестрельного оружия имеют особую актуальность, что подтверждается наличием множества исследований рассматриваемой тематики и существенного их увеличения за последние несколько лет.  

В целях выявлений проблем в рамках обучения сотрудников полиции применению огнестрельного оружия, было проведено анкетирование десяти инструкторов по огневой и физической подготовке.

Результаты анкетирования представлены на рисунках 1-4.

image001

Рисунок 1. Распределение респондентов на вопрос «Выделите основные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь при проведении теоретических занятий по огневой подготовке».

image002

Рисунок 2. Распределение респондентов на вопрос «Выделите основные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь при проведении практических занятий по огневой подготовке».

image003

Рисунок 3. Распределение респондентов на вопрос «Оцените уровень психологической готовности обучающихся к применению огнестрельного оружия от 1 до 4».

image004

Рисунок 4. Распределение респондентов на вопрос «Выделите основные направления совершенствования имеющейся модели обучения сотрудников полиции огневой подготовке».

По итогам проведенного анкетирования были сформулированы следующие выводы:

  1. В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются инструкторы по огневой и физической подготовке при проведении теоретических занятий
    по огневой подготовке 53% опрошенных выделили отсутствие практических занятий, закрепляющих теоретический материал; 42% отметили в качестве проблемы то, что теоретический раздел обучения сводится исключительно
    к заучиванию учебного материала.
  2. В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются респонденты при проведении практических занятий по огневой подготовке 59% опрошенных выделили отсутствие смоделированных различных ситуаций и обстановки,
    в которых сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие; 25% респондентов отметили, что практический раздел обучения сводится исключительно к сдаче нормативов по огневой подготовке (то есть фактически сводится к стрелковому компоненту); 13% опрошенных отметили,
    что теоретический материал не подкрепляется практическими занятиями.
  3. Психологическая готовность сотрудника полиции к применению огнестрельного оружия по мнению респондентов находится на достаточно низком уровне: 42% опрошенных считают, что у обучающихся сформирован удовлетворительный уровень готовности; 28% респондентов считают,
    что уровень психологической готовности можно оценить как хороший;
    20% опрошенных отметили неудовлетворительный уровень психологической готовности.
  4. Основные направления совершенствования имеющейся модели обучения сотрудников полиции огневой подготовке, которые выделили респонденты:
    55% опрошенных выступают за внедрение поликомпонентной модели обучения (включающей правовой, тактический, стрелковый, психологический, технический компоненты); 33% респондентов в качестве ключевого направления совершенствования модели обучения считают необходимость внедрения симулирования различных ситуаций и обстановки в рамках применения огнестрельного оружия; 12% респондентов мерой совершенствования видят увеличение количества практических занятий.

На сегодняшний день огневая подготовка сотрудников полиции сводится исключительно к правовому компоненту (заучивание законодательных основ применения огнестрельного оружия) и стрелковому компоненту (сдача нормативов по огневой подготовки). Такие необходимые компоненты обучения как тактический и психологический отсутствуют вовсе. В связи
с вышесказанным, является целесообразным разработка и внедрение поликомпонентной модели [3, с. 12] обучения сотрудников полиции применению огнестрельного оружия (рисунок 5).

image005

Рисунок 5. Поликомпонентная модель обучения сотрудников полиции применению огнестрельного оружия.

Сущность разработанной поликомпонентной технологии огневой подготовки сотрудников полиции России заключается в поэтапном формировании технического, тактического, психологического, стрелкового
и правового компонента модели готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий с применением огнестрельного оружия.

Наряду с этим, в тактический компонент на обязательной основе должны быть включены определенные модели различных ситуаций и обстановок
и применение в их рамках огнестрельного оружия с учетом положений
ст. 23 Федерального закона «О полиции».

Список литературы

  1. Приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  2. Инструкторско-методические занятия по огневой и физической подготовке: методические рекомендации / под общ. ред. Т.С. Купавцева; [А.Р. Косиковский и др.] – Москва: Академия управления МВД России, 2022. – 104 с.
  3. Попов А.А. Поликомпонентная технология огневой подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Попов Антон Александрович; [Место защиты: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации]. - Санкт-Петербург, 2021. –157 с.
  4. Практика применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-методическое пособие / А.Р. Косиковский, Д.В. Литвин, Т.С. Купавцев и др. – Москва: Академия управления МВД России, 2021. – 60 с.
  5. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических технологий. М., 1996.

Интересная статья? Поделись ей с другими: