УДК 376

Особенности развития социального интеллекта обучающихся старших классов с задержкой психического развития в проектной деятельности

Крылова Екатерина Вадимовна – студент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Научный руководитель Бекирова Мерьем Икремовна – преподаватель кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития подростков с задержкой психического развития, уровень сформированности у них социального интеллекта. Автор приходит к выводу, что у обучающихся старших классов с задержкой психического развития недостаточно сформировано умение взаимодействовать с окружающим миром, поэтому предлагает развивать социальный интеллект можно с помощью проектной деятельности. Описаны особенности проектной деятельности, формируемые умения и навыки после выполнения проекта. Проектная деятельность вырабатывает у обучающихся старших классов с задержкой психического развития умение работать в команде, взаимодействовать друг с другом, что способствует развитию социального интеллекта.

Ключевые слова: задержка психического развития, подростки, социальный интеллект, метод проекта, умения и навыки, социум.

Социальный интеллект – это умение, которое формируется у человека в процессе приспособления к окружающему миру, под воздействием социокультурных условий. Впервые этот термин был упомянут в работе Э. Торндайка в 1920 году. Ученый рассматривал модель интеллекта, которая содержит в себе умение понимать и оперировать идеями (абстрактный интеллект), конкретными объектами (механический интеллект), людьми (социальный интеллект). В отечественной психологии впервые социальный интеллект описала М.И. Бобнева. Она расценивала социальный интеллекта как способность человека, которая формируется в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Формировать социальных интеллект необходимо для эффективного взаимодействия с социумом, быстрого адаптирования к изменениям в мире, что всегда было трудным для обучающихся старших классов с задержкой психического развития [3].

Для подростка с задержкой психического развития характерен низкий уровень развития интеллекта, деформация системы поведенческой регуляции, ригидность установок социального взаимодействия (упрямство, прямолинейность), снижение скорости формирования системы социальных отношений и контактов, непонимание вербальный и невербальных реакций человека [2].

Перечисленные недостатки ведут к серьезным проблемам социализации личности и выстраивании взаимоотношения с окружающими (присутствуют затруднения в речи, не умеют убеждать окружающих), неспособности прогнозировать поведение людей. Такие дети не ставят перед собой трудных целей, не уверенны в своей деятельности. Одним из методов для развития социального интеллекта является проектная деятельность [5].

Метод проектов – это технология, основу которой составляет деятельность учащихся, направленная на достижение результата. Метод проекта предусматривает поэтапную последовательность в организации и обучении детей: от выявления их теоретических знаний – к совместному со взрослыми реализации практического применения этих знаний. В специальной (коррекционной) школе проектная деятельность инициируется взрослыми и ориентирована на решение проблем, которые знакомы для детей старшего школьного возраста. Специфика этого метода заключается в тесной взаимосвязи учителя и ребенка на всех этапах проектной деятельности [1].

Проектная деятельность дает возможность выявить особенности и оценить степень адекватности восприятия ребенком окружающего его мира, получить представления о поведении ребенка как в обычных, так и в конфликтных ситуациях [7].

При организации проектной деятельности в старших классов нужно учитывать индивидуальные и психолого-физиологические особенности (темперамент, возраст, круг интересов, чувствительность) подростков с задержкой психического развития. Эти условия реализуется в индивидуальном подходе к учащимся.

Для того чтобы выбрать тему проекта, нужно провести предварительную работу и выявить уровень социального интеллекта у подростков с задержкой психического развития. Проблема должна быть связана с повседневной жизнью обучающихся [4].

Обучающиеся старших классов с задержкой психического развития с трудом могут работать с научно-познавательной литературой, справочными материалами, выделять главное, систематизировать и обобщать информацию. Для этого применяется совместная работа взрослого с ребенком. В дополнении на всех этапах можно применять наглядных материал.

Результат проделанной работы должен быть существенным, то есть иметь конкретное решение и результат. Этот результат подростки должны применять в дальнейшем в практической деятельности. В нашем случае результат должен быть направлен на развитие социального интеллекта. 

В ходе работы и выполнения всех этапов проектной деятельности у подростков с задержкой психического развития формируется комплекс умений, способствующий развитию социального интеллекта [6]:

  • отсутствие конфликтов при работе в группе;
  • устанавливание с людьми теплых отношений, взаимопониманий;
  • устраивание групповых дискуссий;
  • обеспечивание обмен знаниями для принятия коллективных решений;
  • видеть ошибки и стараться не допускать их в перспективе;
  • ставить цель и разбивать ее на более мелкие шаги;
  • адекватное реагирование на просьбы других.

Проектную деятельность следует использовать в учебной и воспитательной работы школы. Обусловлено это тем, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является именно общение. Именно старшие классы будут являться наиболее благоприятным периодом для развития социального интеллекта.

Можно сделать вывод, что проектная деятельность позволяет ставить каждого подростка в позицию активного участника, учит работать в команде, формирует умения поиска и обработки информации, развивает социальный интеллект. Вся эта работа объединяет коллектив и учит подростков с задержкой психического развития работать в команде, что способствуют развитию у них социального интеллекта.

Список литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Лунёва О.В. Социальный интеллект и социальная адаптация. Что общего? // Прикладная юридическая психология. – 2016 – № 2. – С. 21-32.
  3. Назаренко М.М., Полянских Н.Н. Развитие социального интеллекта у подростков с задержкой психического развития // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.
  5. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность. Монография. М-во образования и науки РФ, СахГУ. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2018 – 85 с.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2006.
  7. Ясюкова, Л. А. Социальный интеллект детей и подростков: монография / Л. А. Ясюкова, О. В. Белавина. – Москва: Институт психологии РАН, 2017. – 181 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: