УДК 37.377

О некоторых аспектах применения соревновательного метода в образовательном процессе МВД России

Зиннатулин Александр Риххатович – магистрант Академии управления МВД России

Хасанзода Махсуди – магистрант Академии управления МВД России

Аннотация: В статье авторы акцентируют внимание на вопросах совершенствования огневой, физической и тактико-специальной подготовленности сотрудников подразделений ОВД РФ, посредством применения в ведомственном образовательном процессе наиболее эффективных методов обучения. Основной акцент сделан на применении соревновательного метода по основным направлениям профессиональной подготовки сотрудников. На основе проведенного анализа ведомственного образовательного процесса и результатов анкетирования руководителей учебных групп многие специалисты по огневой и физической подготовке активно применяют соревновательный метод в качестве дополнительного педагогического инструментария по совершенствованию уровня профессиональной подготовленности сотрудников и отмечают положительный эффект от его применения.

Ключевые слова: соревновательный метод, формы обучения, профессиональная подготовка, ведомственный образовательный процесс, учебные занятия, огневая и физическая подготовка, профессиональные качества.

Подразделения профессиональной подготовки МВД России на протяжении долгого времени находятся в активном поиске эффективных методик по повышению огневой и физической подготовленности личного состава подразделений ОВД, с целью их дальнейшего внедрения в ведомственный образовательный процесс. Анализ проведенных бесед и результатов анкетирования руководителей (специалистов по профессиональной подготовке) подразделений ОВД показывает, что чаще всего для развития и совершенствования у сотрудников полиции навыков в стрельбе и выполнении боевых приемов борьбы используется соревновательный метод.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений, определенных регламентом и программой проводимых мероприятий   посредством организации соревновательного процесса (соперничества между собой). Систематические занятия физической культурой и спортом адаптируют сотрудников к высоким нагрузкам, неблагоприятным условиям внешней среды, а соревновательный метод способствует развитию физических качеств, навыков владения боевыми приемами борьбы, технико-тактических действий с оружием и специальными средствами, а также улучшает качество тактического мышления сотрудников.

Как показывает многолетняя практика проведения занятий по профессиональной подготовке функциональные способности организма максимально раскрываются при регулярных тренировках (физических нагрузках аэробного характера), и особенно на занятиях, которые связаны с моделированием ситуаций: преодоление различных препятствий со стрельбой, преследование правонарушителя с последующим его задержанием. 

По мнению известных исследователей, работавших в данном направлении, а именно В.Н. Арутюняна, С.Н. Баркалова, Ю.В. Чехранова, наблюдение за сотрудниками в процессе соревновательных поединков по прикладным единоборствам позволяет оценить технику двигательных действий, что в свою очередь позволят специалистам (инструкторам) совершенствовать их в особых условиях [1].

Соревновательный метод вызывает дух соперничества, повышает стремление сотрудников к достижению высоких результатов. Как правило, сотрудники ОВД, имеющие высокий уровень подготовленности в спортивных единоборствах, успешнее применяют боевые приемы борьбы в любых условиях оперативно-служебной деятельности в том числе в критических ситуациях.

Элемент состязательности в любой сфере деятельности повышает стремление к достижению высоких результатов за счет системной и планомерной работы каждого участника и коллектива в целом. Высокая концентрация сотрудников (коллектива) на конечном результате, максимальная сосредоточенность при выполнении тех или иных заданий способствует совершенствованию технико-тактических действий с оружием и выполнению боевых приемов борьбы.

Как отмечают Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, В.Л. Марищук и др., соревновательный метод является мощным комплексным средством активизации учебно-воспитательного процесса. Нередко его приравнивают к методам приближенными к особым условиям оперативно-служебной деятельности, поскольку он эффективно моделирует учебный процесс, приближая его к реальным условиям несения службы [2, 3].

К примеру, можно рассмотреть применение в ведомственном образовательном процессе программы «World of Guns» [4]. Данный обучающий комплекс представляет собой мультимедийный тренажёр, который по сути является справочником, содержащим обширный перечень различных образцов стрелкового оружия. Достоинством данной программы является общая доступность и возможность для самостоятельного изучения, что позволяет сотрудникам повысить не только личностный потенциал, на и воспитывать чувство коллективизма и ответственность за будущий результат.

Начиная с 2024 г. набирает популярность участие сотрудников полиции и членов их семей в сдаче контрольных нормативов во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Подразделениями ОВД накоплен достаточный опыт при организации и проведении подобных спортивных мероприятий, который активно используется специалистами профессиональной подготовки в ведомственном образовательном процессе. Прежде всего хочется отметить, что нормативы входящие в комплекс ГТО являются комфортными для выполнения в различных возрастных группах и носят весьма разнообразный характер. Большинство нормативов данного комплекса похожи с упражнениями по физической подготовке для сотрудников ОВД (например, подтягивание на перекладине, наклоны вперед, сгибания и разгибание рук в упоре лежа и т.д.).

Применение соревновательного метода на занятиях по огневой и физической подготовке повышает у сотрудников эмоциональный фон, помогают заинтересовать обучающихся в учебном процессе, повышают мотивацию на достижение высоких результатов, формируют потребность для регулярных занятий физической культурой и спортом, способствуют совершенствованию навыков владению огнестрельным оружием и боеприпасов к ним.

Рассматриваемый метод активно используется кадровыми подразделениями ОВД при проведении испытаний на присвоение, подтверждение или повышение квалификационного звания сотрудникам; при проведении конкурсов профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии"; при организации и проведении спортивных праздников, которые, посвящены памятным событиям и датам.

Публичное признание достигнутого результата, материальное и нематериальное поощрение, предоставление права участвовать в соревнованиях более высокого уровня является значимым фактором при применении соревновательного метода в ведомственном образовательном процессе, поскольку только «спортивный» интерес перерастает в стремление сотрудника к повышению личностного потенциала и развитию коллектива в целом.

Список литературы

  1. Арутюнян В.Н., Стручков А.С., Лионте́р В.В. Формирование системы методических навыков обучения на занятиях по физической подготовке у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России// Молодой ученый. 2020. – № 35 (325). – С. 182-185.
  2. Ашмарин Б.А. Педагогика физической культуры. [Текст]: учебное пособие / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. – СПб., 1999. 266 с.
  3. Чехранов Ю. В. Место и роль спортивных единоборств в процессе физической подготовки сотрудников полиции// Актуальные вопросы развития рукопашного боя: проблемы, пути решения, перспективы: Всероссийская конференция: сборник научных трудов (сост. М. А. Ефременко). М: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021. – С. 248-251.
  4. Приложение «World of Guns: Gun Disassembly»URL: http://noble-empire.com/apps.php?app=wog&page=overview(дата обращения10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: