УДК 159.9

Совершенствование системы образования и формирование новой элиты как важнейшие факторы развития государства-цивилизации России

Мадатова Эстелла Эрнестовна – аспирант факультета Управления и психологии, преподаватель Института среднего профессионального образования Кубанского государственного университета

Аннотация: Целью написания данной статьи является рассмотрение влияния нового образовательного стандарта на мотивацию студентов к учебной деятельности и непосредственно сравнение результатов освоения рабочих программ образовательного стандарта 2021 и 2022 года. Методы исследования тест – опросники, беседа, наблюдение, тренинги. В результате проведенного мною исследования удалось установить, что студенты нового образовательного стандарта, утвержденного Минобрнауки РФ от 13.07.2021 г. № 449 учатся лучше, чем студенты предыдущего утвержденного Минобрнауки РФ от 12.05.2014 г.№ 501 ФГОС.

Ключевые слова: новый образовательный стандарт, студенты, образование, мотивация.

На примере обновления нового образовательного стандарта ФГОС СПО рассматривается модель успеваемости, мотивации и качества образовательного процесса в освоении специальности фармацевт. В научной статье приводится сравнение опроса респондентов образовательного стандарта 2021 года и респондентов 2022 года набора также анализируются ценностные установки студентов разного года набора и их влияние на мотивацию к учебе.

Анализируя ситуацию в РФ на настоящий момент мы имеем дело с изменениями образовательных стандартов в среднем профессиональном образовании, что несомненно оказывает влияние на психологическую составляющую и мотивацию к учебе, качество усвоения образовательных материалов. Новый образовательный стандарт характеризуется более ускоренной программой подготовки специалистов среднего звена.

Актуальность выбранной мною темы характеризует теория Ухтомского А.А. о доминанте также теория Узнадзе Д.Н. об установке. Новый образовательный стандарт формирует положительную установку и мотивацию студентов к учебе.

Практическая значимость данной исследовательской работы характеризуется ситуацией на рынке труда, в настоящее время профессия фармацевта является очень востребованной; также анализируя ситуацию  с точки зрения психологии в программе нового образовательного стандарта находятся компетенции такие как гражданская позиция, системное и критическое мышление, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие. Новый образовательный стандарт способствует развитию навыков общения, командной работы, развивает критическое и системное мышление у молодежи, способствует самоорганизации.

Методики исследования:

  1. Опросник «Почему я учусь» (R.J. Vallerand).
  2. Методика методика Шварца.
  3. Мотивация успеха и боязнь неудач (А.А. Реан)
  4. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда.
  5. Шкала воспринимаемого стресса-10» (ШВС-10; адаптация В.А. Абабкова, К. Барышниковой, О.В. Воронцовой-Венгер, И.А. Горбунова и др., 2016).
  6. Методика Ш. Шварца Ценностный опросник
  7. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»
  8. Кимберли Янг «Пойманные в сеть»

Объект – жизненные ценности.

Предмет – жизненные ценности студентов  в контексте образовательной деятельности.

Цель исследования – изучение жизненных ценностей в самосознании личности студентов.

Задачи:

  1. Выявить жизненные ценности студентов;
  2. Сравнить ценностные установки у респондентов разного года набора.
  3. Проанализировать модель успеваемости студентов разных годов набора.

Гипотезы:

  1. Вероятно, у студентов доминирующими ценностями будут разные показатели успеваемости.
  2. Вероятно, что студенты обновленного образовательного стандарта будут показывать более улучшенные показатели по обучению.

В ходе проведенного тренинга по возможным факторам, мешающим усвоению и мотивации к обучению, у студентов 2021 года образовательного стандарта факторами мешающими нормальной учебе определены: лень в обучении, работа как необходимость, депрессия, семья и др. Факторами мешающими заниматься образовательной деятельностью у студентов 2022 года набора это нехватка времени для подготовки домашних заданий в связи с учебной загруженностью и психологический климат в группе.

Целью написания данной статьи является рассмотрение влияния нового образовательного стандарта на мотивацию студентов к учебной деятельности и непосредственно сравнение результатов н освоении рабочих программ образовательного стандарта 2021 и 2022 года.

Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

image001

Рисунок 1. Средние значения по методике М. Рокича.

image002 

Рисунок 2. Средние значения, полученные по методике Шварца.

Исследуя данную информационно – содержащую модель мы можем прийти к выводу, что студенты 2 группы т.е. студенты, обучающиеся по новому образовательному стандарту имеют ценности направленные на обучение , серьезность и желание работать в выбранной специальности в отличие от студентов образовательного стандарта 2021 года.

Рассматривая ответы респондентов 2021 года набора о влиянии интернет зависимости можно прийти к выводу, что мотивация к учебному процессу снижена или ее нет вовсе. Студенты вовлечены в интернет пространство и не имеют желания учиться.

В ходе проведения мною эмпирической части работы было опрошено 60 студентов ИНСПО в возрасте от 17- 20 лет.

image003

Рисунок 3. Количественный показатель.

Благодаря данной информационной модели можно заключить, что:

1.Определено, что 20 человек проводят в интернет сфера больше по времени ,чем ранее планировалось;

2.40 респондентов отметили, что компенсируют неприятные эмоции полученные в течение дня интернет сферой;

3.50 респондентов ответили, что испытывают нервозность и раздражение, когда не имеют возможности войти в интернет;

4.35 респондентов заявляют, что жизнь скучна без интернета;

5.15 респондентов ответили, что получают приятные эмоции благодаря интернет сфер;

  1. 45 человек признают, что из – за интернет зависимости у них страдает учебная деятельность т.к. они не могут сосредоточиться на предмете.

В ходе проведения тестирования студентов ИНСПО специальности  Фармация 2 курса и 3 курса с помощью методики Валлеранда Почему я учусь удалось выяснить, что студенты 2 курса более мотивированы на учебную деятельность и работу по специальности в будущем, чем  студенты 3 курса.

Подводя итоги вышесказанного считаю необходимым отметить, что по результатам проведенного исследования можно утверждать, студенты нового образовательного стандарта, утвержденного Минобрнауки РФ от 13.07.2021 г.№ 449 учатся лучше, чем студенты предыдущего утвержденного Минобрнауки РФ от 12.05.2014 г.№ 501 ФГОС. По итогам первой проведенной внутрисеместровой  аттестации,можно заметить как качественно улучшились  показатели успеваемости студентов   разных образовательных стандартов обучения. Приоритет в пользу нового ФГОС.

Гипотезы исследования подтверждены, поставленные задачи в исследовании решены. Новый образовательный стандарт дает возможность в короткие сроки освоить профессиональную деятельность и в дальнейшем продолжить обучения по выбранной специальности.

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.07.2021 № 449"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108180034.
  2. Сайт министерства образования РФ https://minobrnauki.gov.ru/?amp
  3. Мадатова Э.Э. Человек в интернете. https://www.elibrary.ru/item. asp?id= 49300931.
  4. Узнадзе Д.Н. Теория установки. 2001.46.
  5. Ухтомский А.А. Доминанта.2010.12-18.

Интересная статья? Поделись ей с другими: