УДК 528.942

Методический анализ заданий ЕГЭ по химии за 2023 год по Республике Дагестан

Расулов Абутдин Исамутдинович – кандидат химических наук, доцент кафедры Химии Дагестанского государственного педагогического университета имени Р. Гамзатова; учитель химии Лицея №39 имени Б. Астемирова.

Закаригаджиева Раисат Магомедовна – учитель химии Лицея №39 имени Б. Астемирова.

Гусейханов Беглер Бейбалаевич – учитель химии Цухтыгской средней общеобразовательной школы.

Насибова Аминат Шамсутдиновна – студентка факультета Биологии, географии и химии Дагестанского государственного педагогического университета имени Р. Гамзатова

Солтанова Умсалимат Магомедовна – студентка факультета Биологии, географии и химии Дагестанского государственного педагогического университета имени Р. Гамзатова

Аннотация: Целью данной работы является статистический анализ результатов ГИА в 11 классе по химии в республике Дагестан. В работе использовались методы статистического анализа, сравнения, прогнозирования и т.д.

В данной работе приводятся результаты статистического анализа результатов ГИА по химии за 2023 год по республике Дагестан. В работе приводятся количественный, гендерный и по типу образовательной организации анализы участников ГИА, результаты участников ГИА. Для более детального анализа результатов ГИА по химии учитывались также и административно-территориальное расположение образовательной организации, так как условия реализации образовательного процесса, материально-техническое оснащение отличаются в зависимости от территориального расположения ОО.

Анализ используемых учебников в процессе обучении химии показывает, что происходит постепенное снижение использование учебника издательства «Просвещение», Габриелян О.С. (базовый уровень), в пользу профильного и углубленного уровней, а также все чаще используют в образовательном процессе учебник В. В. Еремин, и др, углубленный уровень.

Гендерный анализ показывает, что наблюдается тенденция на снижение долевого участия девушек и повышение долевого участия юношей.

При анализе результатов ГИА по территориальной принадлежности, необходимо отметить то, что среди районов наибольшее число участников приходится на Дербентский, Карабудахкентский и Табасаранский районы, а по городам необходимо указать, что почти 1/3 часть всех участников ГИА по химии приходится на г. Махачкала.

Анализ результатов выявил то, что наблюдается наименьшее количество участников ГИА, которые не преодолели минимальный порог приходятся на школы интернаты, у них же самый высокий процент работ от 81 до 99 баллов и 2 участника с результатом в 100 баллов.

Ключевые слова: анализ, государственная итоговая аттестация, химия, статистический анализ.

Анализ демоверсий и проекта ГИА 2024 года [4] не предвещает кардинальных изменений в структуре и содержании заданий ГИА по химии, но тем не менее уровень заданий пока сложный для большого количества участников ГИА. В данной работе мы хотим проанализировать статистические данные ГИА по химии в республике Дагестан формата 2023. Прежде всего хотелось бы указать, что более 50% учащихся образовательных учреждений республики Дагестан в процессе обучения используют учебники издательства «Просвещение», авторов - Рудзитис Г.Е. Габриелян О.С. (базовый уровень). Но и, наверное, также необходимо отметить, что в республике, особенно в городах очень сильно развивается практика репетиторства, и здесь простор очень разнообразный, от частной практики, центров до онлайн школ [5,6].

Неоднозначно обстоят дела с количеством участников ГИА по химии за последние 3 года (рис.1), так в 2022 году наблюдается уменьшение количества участников ГИА на 6,1%, в то время, когда в 2023 году видим увеличение количества участников ГИА на 101%.

 Рисунок 1. Количество участников ГИА по химии за 3 года (2021-2023гг).

Гендерное соотношение участников ГИА за последние три года [1-3] держится примерно на одном уровне: девушек - 59%, юношей - 41%, но наблюдается тенденция на снижение долевого участия девушек и повышение долевого участия юношей.

2

Рисунок 2. Гендерное соотношение участников ГИА по химии.

Для более детального анализа результатов ГИА по химии мы решили учитывать и тип образовательной организации, который представлял участник ГИА (рис. 3), так как уровень преподавания, условия реализации образовательного процесса, материально-техническое оснащение, количество часов, учебно-методическая литература очень сильно разнятся в различных типах ОО. Еще раз повторяемся, что корректных результатов мы не получим, так как в РД, сильно развиты система репетиторства, и не всегда будет корректным приписывать результат участника ГИА к заслугам образовательной организации.

В 2023г, в зависимости от типа ОО, можно выделить две укрупненные группы участников ЕГЭ по химии: первая: «СОШ», «гимназия», «лицей», «кадетский корпус», «СОШ с УИОП» – 3358 человека (81,15%); вторая «интернаты» - 74 человека (1,79%).

3

Рисунок 3. Количество участников ЕГЭ по типам ОО.

Наибольшее количество участников, в первой укрупненной группе, приходится на «СОШ» – 2376 человек (57,42%), показатель незначительно снизился по сравнению с предыдущим годом на 0,21%. В 2023 году возрос показатель числа участников в объединенной группе «лицей» и «гимназия» с 882 человек (23,65%) в 2022 году до 938 человек (22,67%). Доля числа от общего участников в объединенной группе «лицей» и «гимназия» уменьшилась на 0,98%. Увеличение числа участников в объединенной группе «Лицеи» и «гимназии» можно связать с тем, что в этих образовательных организациях ведется углубленное изучение химии, поэтому учащиеся планирующие сдавать экзамен по химии переходят на обучение в данные образовательные организации.

4 1

Рисунок 4. Количество участников ЕГЭ по типам ОО (интернаты).

Во второй укрупненной группе «интернаты» (рис. 4) наибольшее количество участников приходится на «лицеи-интернаты» - 56 человек, что составляет 1,35% от числа участников экзамена и на «СОШ-интернаты» - 13 человек (0,31%).

При сравнении показателей 2022 и 2023 г.г. увеличилось общее число участников экзамена на 408 человек, вместе с этим наблюдается увеличение количества участников ГИА-11 по трем показателям «ВТГ(СОО) с 3108 до 3432 (на 324 человека), «ВПЛ» с 605 до 665 (на 60 человек), «ВТГ (СПО)» с 17 до 32 (на 15 человек). В текущем году выпускники ВТГ(СОШ) не завершившие среднее общее образование и не прошедшие ГИА составили – 9 человек.

Как видно из рисунка 3, около 70 процентов участников ГИА по химии, это выпускники СОШ, 1/3 часть участников ГИА, это выпускники гимназий и лицеев.

В сравнительном аспекте за последние три года наблюдается увеличение участников ГИА с ОО с углубленным изучением предмета, так например в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 22,67% увеличилось количество участников ГИА с лицеев, гимназий или же с СОШ с углубленным изучением предмета «химия», скорее всего это связано с тем, что учащиеся планирующие сдавать экзамен по химии переходят на обучение в данные образовательные организации.

5

Рисунок 5. Количество участников ЕГЭ по типам ОО.

Анализ результатов ГИА по химии в республике Дагестан, показывает, что средний балл увеличился с 43,3 до 45,59. (Таблица 1-3)

6

Рисунок 6. Диаграмма распределения тестовых баллов участников ЕГЭ по предмету в 2023 г.

Таблица 1. Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 3 года.

п/п

Участников, набравших балл

Субъект Российской Федерации

2021 г.

2022 г.

2023 г.

1.

 ниже минимального балла, %

34,91

34,85

30,11

2.

от минимального балла до 60 баллов, %

41,45

41,95

44,41

3.

от 61 до 80 баллов, %

18,93

17,07

18,04

4.

от 81 до 99 баллов, %

4,71

5,85

7,19

5.

100 баллов, чел.

0

10

9

6.

Средний тестовый балл

43,17

43,3

45,59

Таблица 2. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки в разрезе категорий участников ЕГЭ.

№ п/п

Участников, набравших балл

ВТГ, обучающиеся по программам СОО

ВТГ, обучающиеся по программам СПО

ВПЛ

Участники экзамена с ОВЗ

1.

Доля участников, набравших балл ниже минимального

29,85

80

42,86

30,12

2.

Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

43,73

20

57,14

49,39

3.

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

18,2

0

0

17,83

4.

Доля участников, получивших от 81 до 99 баллов

7,93

0

0

2,66

5.

Количество участников, получивших 100 баллов

9

0

0

0

Таблица 3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки в разрезе типа ОО.

 

Доля участников, получивших тестовый балл

Количество участников, получивших

100 баллов

ниже минимального

от минимального до 60 баллов

от 61 до 80 баллов

от 81 до 99 баллов

Техникумы и колледжи

78,57

21,43

0

0

0

СОШ

33,75

44,64

16,18

5,28

4

Лицеи и гимназии

20,2

44,95

22,64

11,88

3

Интернаты

16,67

36,11

27,78

16,67

2

7

Рисунок 7. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки.

Результаты ГИА по химии (11 класс) в Республике Дагестан представлены на рисунках 6 -8.

Очень интересные данные получены от интернатов, у них наблюдается наименьшее количество участников ГИА, которые не преодолели минимальный порог, у них же самый высокий процент работ от 81 до 99 баллов и 2 участника с результатом в 100 баллов из 9 тоже приходятся на интернаты. Скорее всего это связано с особенностями организации образовательного процесса, данный вопрос нуждается в изучении.

Анализ результатов ГИА-11 показывает, что средний тестовый балл по дисциплине в 2023 году поднялся примерно на ~2 единицы, в 2021 и 2022г.г. средний тестовый балл находился на уровне ~43.

8

Рисунок 8. Динамика результатов экзамена с 2021 по 2023 гг.

Динамика результатов по категориям «от минимального до 60 баллов», «от 61 до 80 баллов» и от «81 до 99 баллов» на протяжении трех лет находится в пределах одного уровня. Так в группе «от минимального до 60 баллов» показатель находится в пределах от 41,95% до 44,41%; в «от 61 до 80 баллов» - 17,07% до 18,93%; «81 до 99 баллов» - 4,71% до 7,19%. По сравнению с предыдущим годом показатели по перечисленным группам возросли на ~1-2%. Практически не изменилось количество 100 бальных работ, так если в 2022 году количество работ с максимальным значением баллов составляло - 10, в 2023 году их – 9. Наблюдается тенденция к снижению показателя «ниже минимального балла», в этой категории в текущем году наиболее существенные изменения на 4,7%. 

Динамика результатов экзамена по разделу «Категории участников ЕГЭ», представлена в виде диаграммы, которая наглядно показывает, что наибольшую долю составляют группы участников экзамена получивших результат «от минимального балла до 60 баллов» и «не достигших минимального». Далее идет резкое снижение показателей в группах «от 61 до 80 баллов» до «от 81 до 99 баллов». Также можно отметить, что по категориям «ВТГ(СПО)» и «ВПЛ» нулевые результаты по группам «от 61 до 80 баллов», «от 81 до 99 баллов» и «100 баллов».

Наибольшая доля участников, набравших балл «ниже минимального балла» в группе «ВТГ(СПО)» (80%), наименьшее значение в группах «ВТГ (СОО)» и «ОВЗ» ~ 30%. В сравнении с данными 2022 года по группе «ВТГ(СПО)» (64,71%) доля участников, набравших балл «ниже минимального балла» в 2023 году значительно возросла - на 15,79%, а значение минимального показателя снизилось с 33,75% в 2022 году до 29,85% в 2023 году.

«ВТГ(СОО)» и «ОВЗ» показали примерно равные значения доли участников ЕГЭ в группе «от минимального до 60 баллов» - 43,73% и 49,39%, более высокие значения у «ВПЛ» – 57,14%, самая низкое значение у ВТГ(СПО) - 20%. В сравнении с данными 2022 года максимальное значение доли участников в группе «от минимального до 60 баллов» возросло по категории «ВПЛ» с 43,97% до 57,14%. Нижний показатель по группе «от минимального до 60 баллов» в сравнении с данными 2022 года, снизился с 29,41% до 20%.

Участники «ВТГ(СОО)» и ОВЗ в группе «от 61 до 80 баллов» показали близкие значения 17,83% и 18,2%, в группе «от 81 до 99 баллов» более высокие результаты по категории «ВТГ(СОО)» (7,93%), чем в «ОВЗ» (2,66%). В сравнении с результатами предыдущего года доля участников в группе «от 61 до 80 баллов» возросла, так если в 2022 году показатели находились в пределах от 1,98 до 9,28%, то в текущем году в границах значений 17,83% - 18,2%, рост составил ~9%.

Участники, набравшие 100 баллов относятся к категории «ВТГ(СОО)». В общем формате данный показатель в сравнении с 2022годом изменился незначительно. В 2022 году этот показатель проявлялся в двух категориях «ВТГ(СОО)» и «ВПЛ», в текущем году только в «ВТГ(СОО)».

Таким образом, можно отметить, что в текущем году наиболее низкие результаты по категориям участников экзамена показала «ВТГ(СПО)» - самый высокий результат по доле участников не преодолевших минимального балла и самые низкий результат в группе «от минимального до 61» и нулевые результаты по остальным группам.

9 1

Рисунок 9. Динамика результатов экзамена по типу ОО.

Необходимо отметить, что в 2023 году наиболее низкие результаты по категориям участников экзамена показала «ВТГ(СПО)» - самый высокий результат по доле участников, не преодолевших минимального балла и самые низкий результат в группе «от минимального до 61» и нулевые результаты по остальным группам.

При анализе результатов ГИА по территориальной принадлежности, необходимо отметить то, что среди районов наибольшее число участников приходится на Дербентский – 118 участников (2,85%), Карабудахкентский и Табасаранский – по 83 участников (2%). Из сельских ОО не преодолели минимальный порог участники ГИА следующих районов в следующем процентном выражении: «Бежтинский участок» (75%), Кулинский район (72,73%), Хивский район (57,14%), Кизлярский район (54,55%), ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ» (53,85%), Кайтагский район (52,94%), Кизилюртовский район (52,63%), Цунтинский район (52,63%) и т.д.

10

Рисунок 10. Динамика результатов экзамена по категориям участников ЕГЭ.

При анализе результатов ГИА по городам необходимо указать, что наибольшее количество участников ЕГЭ по АТЕ, так же, как и в 2022 приходится на город Махачкала –27,35% и Дербент – 6,01%. Из городских ОО не преодолели минимальный порог участники ГИА следующих городов в следующем процентном выражении: Кизляр (39,39%) и Хасавюрт (38,16%).

По результатам статистического анализа результатов ГИА по химии за 2023 год в республике Дагестан, рекомендуем Министерство образования и науки РД и главам соответствующих муниципалитетов обратить внимание на организацию учебно-методического процесса (инфраструктуры ОО, наличию учебно-методического материала, наличию педагогических кадров и т.д.) в районах: «Бежтинский участок», Кулинский, Хивский, Кизлярский, ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ», Кайтагский, Кизилюртовский, Цунтинский, а также в городах – Кизляр, Хасавюрт для повышения качества химического образования. 

Список литературы

  1. Аналитические отчеты ГИА-2021 - Документы - РЦОИ Республики Дагестан (rcoi05.ru) [Электронный ресурс]. URL http://www.rcoi05.ru/analiticheskie-otchety-gia-2021 (дата обращения: 25.11.2023).
  2. Аналитические отчеты ГИА-2022 - Документы - РЦОИ Республики Дагестан (rcoi05.ru) [Электронный ресурс]. URL http://www.rcoi05.ru/analiticheskie-otchety-gia-2022 (дата обращения: 25.11.2023).
  3. Аналитические отчеты ГИА-2023 - Документы - РЦОИ Республики Дагестан (rcoi05.ru), [Электронный ресурс]. URL http://www.rcoi05.ru/analiticheskie-otchety-gia-2023 (дата обращения: 25.11.2023).
  4. ФГБНУ «ФИПИ» (fipi.ru) [Электронный ресурс]. URL https://fipi.ru/ege/normativno-pravovye-dokumenty. (дата обращения: 27.10.2023).
  5. Расулов А.И., Борзова З.В., Гусейнов Ш.З. [и др.] Анализ результатов ЕГЭ по химии в Республике Дагестан // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. № 17(25). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 52-55.
  6. Расулов А.И., Гамзаева У.Г., Расулов И.А. Анализ результатов регионального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 9 классе по республике Дагестан в 2019году. // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(34). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 55-59.

Интересная статья? Поделись ей с другими: