УДК 37

Особенности использования электронных медиа в образовательном процессе

Байменова Ботагоз Серикбаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)

Кулжабекова Сая Ондасыновна – магистрант Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)

Аннотация: В статье теоретически доказаны особенности использования электронных носителей. Дается исчерпывающее определение понятия электронных медиа. Определены факторы, влияющие на возможность и специфику использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе. Приняты во внимание методики, технологии совершенствования воспитательного процесса путем анализа видов электронных медиа. Подростки также обмениваются информацией, необходимой для их мировоззрения, образования, воспитания, используя возможности электронных ресурсов в современном обществе. Показаны особенности применения различных технологий в учебно-воспитательном процессе. Телефон, планшет, компьютеры и т. д. инструменты стали основой электронных носителей. Доказана эффективность электронных медиа в учебно-воспитательном процессе и определено место в будущем. Результаты эксперимента определялись различными методиками. В содержании статьи дана характеристика электронных носителей. Даны рекомендации по использованию электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. Интенсивное развитие цифровых технологий углубило тематическую актуальность.

Ключевые слова: электронные медиа, учебно-воспитательный процесс, цифровая трансформация, онлайн вебинары, интерактивные занятия.

Введение

Современные технологии и электронные носители все шире используются в образовании, их использование становится необходимым условием эффективного функционирования образовательных учреждений и повышения качества образования. Это показывает важность использования электронных медиа в образовании и необходимость учитывать изменения в предпочтениях и стилях обучения нового поколения.

Электронные медиа – это компьютеры, интернет, смартфоны, планшеты, электронные доски и.т.д. различные формы информации и коммуникации, ставшие возможными благодаря электронным устройствам и технологиям. Эти современные технологии меняют образовательную среду, а электронные медиа стали неотъемлемой частью процесса обучения. Преподаватели используют различные инструменты электронного обучения, чтобы сделать процесс обучения интерактивным и интересным для учащихся. С каждым годом электронные медиа - носители все больше используются в образовательном процессе, как в школах, так и в университетах. Однако, несмотря на все преимущества, неясно, как лучше всего использовать электронные носители в образовательном процессе. В данной статье мы проведем исследование по определению способов эффективного использования электронных носителей в образовании, учитывая особенности эффективного использования электронных носителей в образовательном процессе.

Методология исследования

Для проведения исследования мы использовали метод опроса и анализа данных. Мы опросили 40 подростков и 10 преподавателей из разных учебных заведений. В ходе опроса были заданы вопросы о том, как часто студенты и преподаватели используют электронные носители в образовательном процессе, какие электронные носители они используют и с какой целью. После проведения опроса мы проанализировали данные и определили особенности использования электронных носителей в образовательном процессе.

Мы рассмотрели особенности использования электронных медиа в образовательном процессе, их преимущества и недостатки, а также виды электронных медиа, популярные среди подростков. По результатам опроса среди подростков даны рекомендации по эффективному использованию электронных медиа в образовательном процессе.

Какие виды электронных медиа нравятся подросткам? Нашли ответ на этот вопрос в произведениях О. А. Гуркина., Д. В. Мальцева. Подростки могут выбирать различные типы электронных медиа в зависимости от своих личных предпочтений и стилей обучения.  В целом среди подростков широко распространены несколько видов электронных медиа:

Видеоуроки и онлайн-курсы. Подростки предпочитают учиться с помощью видео и онлайн-курсов, поскольку они могут представить материал визуально.

Электронные учебники. Многие подростки используют электронные книги, потому что они могут быть более интерактивными и предоставлять более подробную информацию, чем традиционные учебники.

Игры. Подростки любят интерактивные игры, а игровые приложения могут быть полезны для обучения, поскольку они могут стимулировать подростков и обеспечивать интерактивную обратную связь.

Социальные сети. Подростки используют социальные сети для общения и обмена информацией.

Мобильные приложения. Многие подростки проводят много времени на своих мобильных устройствах, поэтому мобильные приложения могут быть полезны для учебы, поскольку позволяют учиться в любое время и в любом месте.

Веб-сайты и блоги. Чтобы получить информацию и узнать о новых темах, подростки предпочитают использовать веб-сайты и блоги, поскольку они могут содержать много контента и позволяют им выражать свои мысли и обсуждать их с другими.

Подкасты. Подкасты становятся все более популярными среди подростков, поскольку их можно слушать в любое время и в любом месте, и они содержат информацию в удобном для прослушивания формате.

Виртуальная реальность. С развитием технологий виртуальной и дополненной реальности подростки начинают использовать эти технологии для обучения, поскольку они могут создавать интерактивную и реалистичную среду для изучения новых предметов.

Сообщения. Мессенджеры используются подростками для общения с учителями, а также для обмена информацией и материалами.

Интерактивные доски. Интерактивные доски могут быть полезны для обучения в классе, поскольку они позволяют презентовать материал и взаимодействовать с учащимися. [1]

Понимание того, какие типы электронных медиа популярны среди подростков, может помочь педагогам выбрать наиболее эффективные инструменты обучения.

Проводя исследования и опросы, анализируя статистику использования электронных устройств и приложений, можно точно доказать, какие именно электронные медиа нравятся подросткам.

Например, подростков опрашивали о том, какие электронные устройства они используют для учебы, какие приложения предпочитают и как часто они используют различные электронные носители. Анализ ответов позволил определить, какое из электронных медиа более популярно среди подростков.

Также мы попытались проанализировать статистику использования различных электронных устройств и приложений, широко используемых среди подростков, например, социальных сетей, видеохостингов, мессенджеров и других. Это помогло выявить наиболее популярные виды электронных медиа среди подростков.

Таким образом, исследование показало возможность эффективного использования электронных носителей в образовательном процессе и необходимость их правильного использования.

В ходе данного исследования мы обсудили проблемы и ограничения, возникающие при использовании электронных носителей, а также рассмотрели рекомендации по совершенствованию образовательного процесса.

Электронные средства массовой информации могут быть очень полезным инструментом в образовании только в том случае, если они используются эффективно и в соответствии с целью образовательного процесса. Например, использование интерактивных учебных материалов может помочь стимулировать внимание и мотивацию учащихся, а также улучшить обучение. В результате электронных устройств, привлекающих внимание студентов, становится не так много, чтобы качество процесса обучения не снижалось.

Однако следует отметить, что предпочтения подростков могут различаться в зависимости от места проживания, возраста и других факторов, поэтому результаты исследования могут отличаться в зависимости от выбранной исследовательской группы. Следует помнить, что электронные медиа не могут полностью заменить традиционные методы образования и обучения и должны использоваться совместно с ними.

Обсуждение

Исследователи, рассматривавшие в своих работах влияние электронных медиа на учебно-воспитательный процесс, разделяют общее мнение о том, что существуют положительные и отрицательные стороны использования электронных медиа в образовательном процессе.

Марк Пренский, американский педагог и оратор обучения, основанного на технологиях: «Дети, рожденные в эпоху цифровых технологий, — это не те дети, которых мы привыкли учить. Это визуальные и кинестетические подростки, а не аудиальные. Они любят играть во время процесса обучения и получают удовольствие от социального взаимодействия». [2]

Мантуленко В.В. в своем исследовании четко заявил, что использование электронных медиа может способствовать формированию активной позиции студентов и повышению их мотивации к учебе. [3]

По словам Козловой Н.Ш., цифровые технологии в образовании не только упрощают процесс обучения, но и существенно расширяют возможности участников образовательного процесса. Кроме того, использование подобных технологий уже не является модным явлением, а становится необходимостью, особенно в условиях быстро меняющегося мира и повышения требований к уровню подготовки специалистов в различных сферах деятельности. [4]

В своей работе  Мастерева Н.Г. уточнила методику использования медиа в образовательном процессе общеобразовательной школы:

  • как инструмент обработки традиционных задач в специальной форме;
  • как инструмент обработки традиционных задач в специальной форме;
  • в качестве помощника преподавателя, если соответствующая программа обеспечивает повышение уровня образования или учебного материала;
  • как средство связи (часто в форме электронной почты или видеоконференции);
  • как средство моделирования реальности (путем создания искусственных миров появляется новая сфера исследований). [5]

Таким образом, современные средства массовой информации и коммуникации имеют разнообразное применение в образовательном процессе, так как обладают очень большим дидактическим потенциалом.

Результаты исследования

Наши исследования показали, что электронные носители широко используются как студентами, так и преподавателями в образовательном процессе.

Более 80% подростков используют электронные медиа, такие как интернет, электронные учебники и программы по иностранным языкам, в учебных целях.

Среди преподавателей 70% используют электронные средства для проведения лекций и семинаров, а также для проверки знаний студентов. Наиболее часто используемыми электронными медиа являются интернет-ресурсы, такие как онлайн-курсы, презентации, электронные учебники и видеолекции. Также для общения и обмена информацией часто используются социальные сети и мессенджеры.

Для доступа к электронным медиа 65% респондентов предпочитают использовать смартфоны, 25% — персональные компьютеры и 10% — планшеты.

Наиболее популярными видами электронных медиа среди подростков являются социальные сети (90%), видеохостинг (80%), мессенджеры (75%) и онлайн-игры (60%).

Большинство подростков (70%) проводят за электронными устройствами от 2 до 4 часов в день, 20% — от 4 до 6 часов, 10% — более 6 часов.

Подростки предпочитают использовать электронные медиа для развлечения (80 %) и общения с друзьями (70 %), а также для обучения (40 %) и самообразования (30 %).

Эти результаты помогают педагогам лучше понять предпочтения и потребности подростков в использовании электронных медиа в образовательном процессе.

Таким образом, мы узнаем какие электронные медиа более популярны, а какие менее популярны среди подростков. Например, мы замечаем, что большинство подростков пользуются мобильными телефонами и социальными сетями.

На основе опроса мы можем сделать выводы о том, какие электронные медиа наиболее востребованы среди подростков, и на основе этих данных разработать методы и материалы, подходящие для образовательного процесса. Это помогает педагогам и родителям более эффективно контролировать использование подростками электронных медиа, совмещая образовательные и развлекательные цели. Например, если опрос показывает, что подростки предпочитают социальные сети и видеохостинг, вы можете использовать соответствующие материалы, такие как видеоуроки YouTube или вебинары в социальных сетях. Если подросткам больше интересны игры, можно использовать развивающие игры или задания, включающие игровые элементы. Таким образом, проведение опроса среди подростков позволило дать ценные результаты для эффективного использования электронных медиа в образовательном процессе.

В заключение можно отметить следующие результаты и выводы, связанные с использованием электронных медиа носителей в образовательном процессе:

  • Электронные медиа могут улучшить доступ к обучению. Онлайн курсы, видеоуроки и т.д. форматах студенты могут учиться где угодно, когда угодно и с любого устройства.
  • Использование электронных медиа может повысить эффективность обучения. Он позволяет создавать интерактивные уроки с возможностью проверки знаний, что помогает учащимся лучше запоминать материал и углублять его.
  • Электронные медиа могут облегчить взаимодействие между студентами и преподавателями. Онлайн-курсы, вебинары и т. д. инструменты помогают быстро получить ответы на вопросы и установить тесные отношения.

Некоторые виды использования электронных медиа могут иметь недостатки. Студентам может быть сложно получить доступ к хорошему интернет-соединению, что снижает эффективность обучения. Умение педагогов адаптироваться к потребностям подростков, правильно выбирать и использовать различные инструменты и технологии приводит к эффективному использованию электронных медиа.

В целом, использование электронных медиа может значительно улучшить качество образования и сделать его доступным для большего числа людей. Однако важно понимать, что электронные медиа не могут заменить все традиционные методы обучения и что некоторые виды обучения все же лучше подходят для определенных типов знаний и навыков. Электронные медиа, если их правильно использовать, очень полезны в процессе обучения. Важно учитывать потребности и запросы учащихся и выбирать правильные инструменты для достижения цели обучения. Необходимо оказывать поддержку, налаживать обратную связь, контролировать качество и доступность материалов.

Список литературы

  1. Гуркина О.А., Мальцева Д.В.Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками [Электронный ресурс] – URL: https://cyberpsy.ru/articles/motivy-ispolzovaniya-socialnyh-setej-podrostkami/
  2. ( дата обращения 04.04.2023).
  3. Пренский М. Цифровые аборигены, цифровые иммигранты часть 1 // На горизонте. – 2001. – 9 (5), 1-6.
  4. Мантуленко В.В. Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Дисс. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. – 175 с.
  5. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – Вып. 1 (40). – С. 83-91.
  6. Мастерева Н.Г. Способы эффективного использования электронных меда продуктов в учебно-воспитательном процессе» – URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/31/sposoby-effektivnogo-ispolzovaniya-elektronnykh-meda-produktov-v (дата обращеня 04.04.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: