УДК 61

Частные медицинские клиники: особенности работы и преимущества для пациентов

Демяненко Валерия Евгеньевна – студентка магистратуры Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина.

Краснокутская Валерия Витальевна – студентка магистратуры Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина.

Горлова Елена Анатольевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина.

Аннотация: Рассмотрено понятие платной медицинской услуги как одного из видов предоставления качественной помощи. Определены преимущества частных клиник. Установлены виды платной медицинской помощи.

Ключевые слова: частная клиника, оказание услуг, медицинские услуги, платные услуги, обслуживание.

При необходимости обратиться за помощью по поводу своего здоровья, люди часто сталкиваются со сложным выбором, в какую клинику лучше обратиться ‒ частную или государственную, к какому специалисту пойти, где качественнее будет предоставлена услуга. В настоящее время наиболее популярно для людей обращаться за медицинским обслуживанием в частные клиники.

Развитие платных лечебно-диагностических центров пришлось на 80-ые годы 20 века, когда в стране наблюдался дефицит бюджетных средств на предоставление всем гражданам необходимого объема медицинского обслуживания. Как следствие, стали формироваться личные договорённости больного и врача, что привело к развитию «теневых платежей». Данная практика пресекалась и наказывалась государством вплоть до 1996 г., пока Правительство не приняло решение о законном предоставлении платных медицинских услуг государственным лечебным учреждениям.

Сегодня частная медицина имеет правовую основу. Так, в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 11 мая 2023 года № 736 «О правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» под «платными медицинскими услугами» понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования [2].

Также в статье 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: оплата медицинских услуг» указано, что одним из основных условий, связанных с оказанием платных медицинских услуг, является желание самих пациентов [1]. Такие клиники предполагают широкий спектр обслуживания, высокое качество, наиболее комфортные условия, нежели чем государственные.

В современном мире платная медицинская помощь представлена в двух видах:

  1. Оказание помощи в государственных и муниципальных медицинских организациях или обязательное медицинское страхование;
  2. Частные медицинские учреждения или добровольное медицинское страхование.

Каждая частная клиника имеет свои особенности и предлагает свой уникальный подход к своим пациентам. Однако в целом их отличает высокое качество медицинских услуг, удобство и комфорт обслуживания, а также широкий спектр предоставляемых медицинских услуг.

Конкуренция на медицинском рынке во многом определяется внешними факторами, такими как уровень доходов будущих пациентов, степенью развития государственной медицины, а также спецификой деятельности конкурирующих медицинских организаций.

Почему же все-таки люди предпочитают отдать свои денежные средства за прием у врача, к которому можно сходить бесплатно в государственном медицинском учреждении?

Первый аспект, который является решающим при выборе лечебного учреждения ‒ качество обслуживания. В платных клиниках принимают высококвалифицированные специалисты, которых не привлекает работа в государственных центрах ввиду низкой оплаты труда. Они постоянно повышают свою квалификацию. Более того, в процессе лечения за результат в ответе не только пациент, но и доктор, поскольку он несет ответственность за здоровье человека, который вкладывает собственные средства.

Также к качеству медицинских услуг можно отнести наличие современного оборудования, при помощи которого происходит либо осмотр, либо непосредственно само лечение. В государственных учреждениях возможно наличие устаревших методик и аппаратов инструментальной диагностики, вследствие чего лечение становится малоэффективным, а также более длительным.

Второй, но не менее важный момент ‒ уровень обслуживания. В бесплатных поликлиниках или больницах люди часто сталкиваются с некорректным поведением персонала, будь то медсестра, сам врач или хозяйственный работник. Также частое явление ‒ грубое отношение доктора и его недоброжелательность. Когда люди посещают платную клинику, особенно, если она престижного уровня, подобного быть не может, поскольку весь состав работников, включая администраторов, санитарок, охрану и врачей ‒ следит за своей репутацией.

Третий, длительная гарантия, комфортные условия пребывания. Каждый врач частной клиники прекрасно понимает, что, если медицинские услуги будут оказаны несправедливо, пациента направят в другую, третью или четвертую клинику. Поэтому персонал платной клиники заинтересован в первичном расположении пациентов.

Преимущества современных частных клиник, прежде всего, в том, что врачи, работающие в них, напрямую мотивированы на результат. Они больше заинтересованы в излечении пациента, поскольку, если пациент не чувствует эффекта от предлагаемого ими лечения, пациент становится менее лояльным к такой клинике, перестает ей доверять и, как следствие, перестает быть клиентом. Уменьшение количества клиентов напрямую влияет на репутацию и зарплату врача частной клиники.

Четверть частных медицинских учреждений предоставляют услуги, которые невозможно получить в государственных учреждениях. За исключением косметологии, это различные методы диагностики и лечения, основанные на новых медицинских технологиях, например, гемосканирование, биорезонансная диагностика или генетические тесты.

Согласно результатам социологических исследований, опрос показал, что 58% медицинских организаций в качестве основной тенденции потребительского спроса, выделяют повышение требований к сервису. Согласно такому же опросу в прошлые года, было выявлено увеличение показателя в связи с тем, что сервис становится все более важным критерием при выборе платных медицинских услуг в крупных городах, в регионах: пациенты хотят получать не только качественную медицинскую помощь, но и высокий уровень медицинского обслуживания.

Также было выявлено, что частные медицинские клиники используют внедрение новых услуг и новые элементы сервиса обслуживания для удовлетворения большинства потребительских предпочтений, дают себе конкурентное преимущество в борьбе за пациента.

Все большее развитие и спрос среди потребителей на данный момент получает так называемая «телемедицина», и ее несомненно можно рассмотреть, как положительный аспект. Данное понятие предполагает способ получения медицинских услуг через интернет. Консультации можно проводить удаленно, без надобности физически присутствовать на приеме. Она может быть реализована в виде видеозвонков, аудиосообщений, отправке результатов анализов в электронном виде и прочее. Самое большое преимущество – удобство, поскольку получить помощь возможно в любое время. Также в случае, если человек малоподвижен или с ограниченными возможностями здоровья, телемедицина для нее хорошее подспорье.

Таким образом, частное здравоохранение дополняет государственный сектор, предлагая различные виды медицинских услуг, и прежде всего заменяет его, выполняя альтернативную функцию.

С преимуществами разобрались, но что касается недостатков? Как и в любой области нашей жизни, в частной медицине они также присутствуют.

В первую очередь, стоит отметить материальный аспект – не каждому человеку «по карману» оплачивать каждое назначение доктора. Дело в том, что система негосударственной медицины предполагает оплату каждой последующей позиции отдельно. Другими словами, изначально пациент оплачивает прием специалиста, далее анализы или исследования, которые врач назначает, следом оплачивается повторный прием по результатам пройденных манипуляций. Вдогонку доктор может порекомендовать пройти других экспертов, которые действуют по той же самой логике.

Сюда же можно отнести недостаток, связанный с назначением ненужных процедур. Этот факт уже не является редкостью, и для более точной диагностики специалисты обычно назначают дополнительные процедуры, но это не всегда так.

Еще один, но не менее важный момент – открытие / закрытие больничных. В случае, когда работник сталкивается с проблемами по здоровью, для «легального» или документом заверенного отдыха, ему необходимо обратиться к доктору, который предоставит ему заключение и нетрудоспособности на определенный период. Такая справка называется 086-У «О выдаче листка временной нетрудоспособности», она подтверждает факт болезни и ее продолжительность. Особенность состоит в том, что не все частные медицинские клиники выдают подобного рода документы. Это несомненно минус для тех, кто регулярно обслуживается платно, и не пользуются услугами государственных медицинских учреждений.

Также стоит отметить отсутствие полного спектра услуг в сфере медицины. Речь идет о том, что, когда пациент желает пройти вакцинацию в платном лечебном центре, а в наличии нет необходимого вида вакцины (делают только в государственных клиниках). Или же в пример можно привести ситуацию, когда человек с редким заболеванием нуждается в специализированном лечении, которого на данный момент невозможно пройти в частной клинике.

При этом люди становятся всё более прагматичными на потребление в целом и медицинских услуг в частности на фоне неблагоприятной экономической ситуации, которая формирует определенные особенности в их поведении. Перед тем как решить в какую частную клинику обратится, сравнивают цены нескольких клиник на базовые услуги или лабораторные исследования, репутацию клиники, а также время работы на рынке медицинских услуг. Несмотря на это, клиент выбирает частные медицинские организации из-за уровня и качества обслуживания, применения инновационных методы диагностики и лечения.

Так почему же люди все-таки продолжают пользоваться услугами частных клиник, и данная тенденция набирает усиливающуюся популярность?

Согласно данным социологических исследований, причинами обращений именно в платные медицинские учреждения являются низкое качество государственных лечебных центров и длительное ожидание в «живых очередях» – 35.3% опрошенных, неподходящий рабочий график – 29.9%, отсутствие необходимого специалиста или аппарата – 21.3%. Более того основные мотивы, побуждающие людей обращаться в частные медицинские учреждения, большое внимание к потребностям пациента и лучшее обслуживание. Это демонстрирует преимущества замещения частного сектора в здравоохранении.

Даже с популярностью частных клиник клиенты не всегда могут их выбрать или даже не знать о существовании медицинской организации. Для продвижения своих услуг и деятельности, они прибегают к рекламе. 42% медицинских организаций продолжают использовать офлайн-каналы рекламы, такие как наружная, телевидение или радио, печатные СМИ. Также отмечается, что 27% частных медицинских организаций предпочитают важным каналом продвижения социальные сети, продвигая как профиль частной клиники, так и профиль отдельных врачей, тем самым повышая их узнаваемость среди аудитории. 31% опрошенных считают, что лучшее продвижение – это «сарафанное» радио, когда новые клиенты приходят в частные медицинские клиники по рекомендации родственников или знакомых, и этот поток составляет более 60-70% первичных пациентов.

Всегда ли частные медицинские клиники будут востребованы? Согласно исследованию, 40% участников считают, что ближайшие два-три года они будут занимать лидирующие позиции, пока потребители услуг будут зависеть от покупательского спроса, а также развития на высшем уровне государственных клиник, их высокотехнологического обеспечения.

На основании статистических исследований, где задавались вопросы респондентам связанные с прогнозом и ростом рынка медицинских услуг в России в ближайшие 5 лет, было определено, что 42 % опрошенных ожидают медленного роста, за умеренный темп роста 23% респондентов, а опрошенных, которые ожидают значительного роста составило 4%. При этом 31% опрошенных респондентов, затрудняются с ответом о перспективах роста развития рынка в ближайшие годы, что позволяет сделать вывод о нестабильности в медицинской отрасли.

1

Рисунок 1. Прогноз темпов роста рынка медицинских услуг в ближайшие 5 лет.

В рамках данной тематики интересен опыт зарубежных стран в области частного здравоохранения. Например, в Индии платная медицина составляет около 80% рынка услуг. Дело в том, что государственная власть выделяет минимальное количество средств на оказание бесплатной помощи больным людям, а общее состояние государственных учреждений находится в крайне тяжелом состоянии. Многие граждане бояться получить инфекцию, поскольку посещение частных клиник ‒ удовольствие для зажиточных граждан.

В сравнении также можно рассмотреть США, в которой в принципе не существует обязательно медицинского страхования. Большинство лечебных диагностических центров в стране платные, а наиболее популярным методом обезопасить себя является страховая компания. Другими словами, человек приобретает полис самостоятельно с возможностью выбрать индивидуальный тариф и заключает договор с фирмой. Еще один способ получить медицинскую помощь наиболее выгодным способом ‒ быть сотрудником страховой компании. Речь идет о предоставлении коллективного документа, в который возможно вписать родственников, без выбора того или иного плана медицинских услуг.

Подобная система наблюдается и в ОАЭ, поскольку там медицина платная для всех жителей, кроме граждан страны. Существует Национальная карта общественного здравоохранения, которая предоставляет скидку 50% на услуги лечебных клиник.

Если рассмотреть Азию, то в Японии также не существует государственной медицины. Однако система скидок и квот позволяет снизить затраты на получение помощи больным людям, например, детей лечат бесплатно. Также интересных фактом является то, что не предусмотрена запись на прием заранее, на дом вызвать доктора невозможно, а скорая приедет только при угрозе жизни.

В 2022 году рынок частной медицины в России в силу геополитических изменений столкнулся с трудностями в плане роста цен на закупочным товар, дефицитом лекарственных препаратов, а также со снижением покупательской способности граждан в целом. Как уже было отмечено, люди все реже стали обращаться в негосударственные лечебные учреждения, поскольку включили «режим экономии», мысленно подготавливая себя к экономически тяжелым временам. Несмотря на возникшие барьеры, будущая стратегия частных клиник – улучшать качество предоставляемых услуг, поскольку у людей сохраняется тенденция к осознанному подходу к своему здоровью, к которому можно отнести бережливое отношение медицинского персонала, современные методики лечения, комфортные условия пребывания, высокий уровень сервиса.

Коммерческие лечебные центры более мобильны, адаптированы к меняющимся условиям, к возникновению новых способов лечения и инструментальной диагностики. Несомненно, это является большим преимуществом для пациентов в вопросах их же собственного благополучия. В заключении можно сделать вывод, что частная медицина способна усовершенствовать систему оказания медицинской помощи населению и полностью удовлетворить потребности населения в медицинских услугах.

Список литературы

  1. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция).
  2. Постановление Российской Федерации от 11 мая 2023 года № 736 «О правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»
  3. Демуров, Т.М. Роль социологических исследований в области социальной доступности медицинской помощи населению / Т.М. Демуров, Т.И. Расторгуева // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья. – М., 2015. – С. 27.
  4. Отвагина, Т. В. Терапия (оказание медицинских услуг в терапии): учебное пособие / Т. В. Отвагина. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2022. – 395 с. – ISBN 978-5-222-38575-3. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/318818
  5. Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю.П. Лисицын // Здравоохранение Российской Федерации. – 1998. – №3. – С. 50.

Интересная статья? Поделись ей с другими: