УДК 591.1

Коммуникативные функции челюстно-лицевой области

Прохоровская Олеся Сергеевна – студент Стоматологического факультета Саратовского государственного медицинского института имени В. И. Разумовского.

Научный руководитель Понукалина Елена Вячеславовна – профессор кафедры Нормальной физиологии имени И. А. Чуевского Саратовского государственного медицинского института имени В. И. Разумовского.

Аннотация: Работа посвящена жизнедеятельности человека и животных, так как жизнь трудно представить без общения друг с другом. Воспитание детей, трудовая деятельность, общественные отношения осуществляются путем передачи информации от одного индивидуума другому различными путями: за счет определенной позы, походки, жестов, вокализации, а также мимики и речи.

Ключевые слова: коммуникативная функция, мимика, мимические мышцы, речь, виды речи, контролирующий аппарат речеобразования, нарушение речи.

Введение

Коммуникация – это неотъемлемая часть жизни как человека, так и животных. Каждый день мы общаемся друг с другом, используя речь, жесты и выражения лица, чтобы передать свои мысли и эмоции. Особую роль в этом процессе играют органы челюстно-лицевой области, которые отвечают за формирование мимики и речи. Это явление получило название коммуникативной функции.

1. Мимика

1.1. Мимические мышцы. Особенности мимических мышц

Мимика представляет собой способность человека выражать свои эмоции, мысли и психоэмоциональные состояния с помощью движений мышц лица. Отличительной особенностью мимических мышц является их специфическое строение и прикрепление. Они присоединяются к костным образованиям одним концом, а другим – к коже или слизистой оболочке рядом с органами чувств. Этот особый дизайн мимических мышц позволяет им сокращаться небольшими пучками мышечных волокон, что обеспечивает их автономность.

Мимические мышцы имеют богатую иннервацию благодаря лицевому нерву. Они играют важную роль в коммуникации, помогая нам понимать эмоциональное состояние других людей и передавать свои собственные эмоции. Важно отметить, что мимические мышцы не имеют фасциального покрытия, что позволяет им сокращаться независимо друг от друга.

1.2. Компоненты мимических реакций

Мимические реакции можно разделить на произвольные и непроизвольные компоненты. Непроизвольные компоненты связаны с положением глаз и бровей, а произвольные – с положением рта, губ и щек. Интересно то, что разделение мимики на анатомические области лица не всегда является правильным, так как лицо реагирует как единое целое. Однако для удобства описания в научной литературе используется деление лица на верхний и нижний отделы.

В мимике нижней части лица, рот играет важную роль. Жевательные мышцы, от которых зависит смыкание челюстей, активно участвуют в формировании мимики. Губы также принимают активное участие, приводясь в движение во время разговора. Они помогают нам передавать наши эмоции и читать выражения лица других людей.

На мимическое значение рта влияет состояние зубов. Также важное значение губ, которые приводятся в движение во время разговора, принимают участие в осуществлении каждой мимической картины. Соответственно, подвижность губ возникает в результате сокращения мышц.

Любой результат мимики, прочитываемый по комбинации и выражению рта, не существует отдельно от других составляющих, отражаемых другими мимическими ансамблями. Так, искривление губ в мимике, отражающее презрение или брезгливость, сочетается с расширением ноздрей и сморщиванием кожи носа. Мимика наслаждения сопровождается поднятием углов рта, улыбкой, округлением щек, блеском глаз, напряжением круговых мышц глаз, которые и называют мышцами приветливости. В мимике изнывания наблюдаются искривление губ, дрожание нижней челюсти, полуоткрытый рот.

С мимикой изнывания связана и мимика боли. Она имеет разные оттенки. При резкой физической боли наблюдается напряженное положение головы. Брови сведены и могут быть подняты, хотя глаза рефлекторно прикрыты. Углы рта и верхняя губа резко оттягиваются кверху. Зубы стиснуты, жевательные и щечные мышцы напряжены, кожа подбородка натянута. Характерность ротового аппарата наиболее ярко проявляется в мимики радости.

Когда человек рaдуется, взгляд его направлен прямо, на лице – улыбка, чувство восторга. Глаза чуть сощурены вследствие сокращения их круговых мышц. Усилена работа слезной железы – увлажнение глазного яблока создает блеск глаз. Сокращены мышцы, поднимающие верхнюю губу. Углы рта оттянуты кнаружи и чуть приподняты. Ноздри расширены. Нижняя челюсть может быть немного опущена, что вызывает полуоткрытие рта.

1.3. Регуляция мимики

Участие нервной системы в механизмах мимики давно доказано. У взрослых людей подсознательная мимика подавляется и регулируется. Это свидетельствует о том, что формирование мимических реакций подвержено контролю и регуляции коры большого мозга. Мимическая деятельность человека является результатом взаимодействия различных отделов центральной нервной системы. Основная роль в осуществлении мимического ответа принадлежит лицевым нервам и их ядрам, расположенным в продолговатом мозге. Эти ядра получают возбуждения от всех структур центральной нервной системы, участвующих в мимическом ответе. Зависимость между мимикой лица и возбуждением в системе тройничного нерва объясняется близостью расположения их ядер в продолговатом мозге. Контроль над мимическими мышцами со стороны коры больших полушарий является произвольным, хотя не полностью.

Таким образом, мимика – это удивительный язык, который каждый из нас использует для общения с другими. Это сложный процесс, связывающий анатомические особенности лица, нервную систему и эмоциональные состояния человека. Через мимические выражения мы можем передать наши эмоции и понять эмоциональное состояние других людей.

Полный контроль над нашими физическими реакциями часто ускользает от нас. Независимо от нашего сознания, нижние уровни возбуждения в нашем мозге могут вызывать сокращение мимических мышц, особенно в стрессовых ситуациях. Важно отметить, что эти реакции происходят раньше, чем мы осознаем и контролируем наши выражения.

Клинические наблюдения при повреждении разных областей головного мозга, а также экспериментальные данные, полученные в результате раздражения или разрушения основ головного мозга, подтверждают связь между мимикой и активностью различных структур центральной нервной системы. Мимика, как отражение нашего психоэмоционального состояния, является неотъемлемой частью коммуникативной функции нашего лица и челюстно-лицевой области.

2. Речь

2.1 Виды речи

Далее мы обращаемся к речи.

Речь – это форма коммуникации между людьми. Обычно выделяют два основных вида речи: импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь связана с пониманием речи других людей, а экспрессивная речь – с производством нашей собственной речи. В речевой деятельности также участвуют такие структуры, как сосуды дыхательных путей и голосового аппарата. Кровоснабжение этих структур влияет на резонансные свойства звукообразования.

2.2. Контролирующий аппарат речеобразования

Речевые процессы контролируются слуховыми и мышечными рецепторами, которые входят в состав речеслуховой и кинестетической сенсорных систем. Слуховые и кинестетические сигналы передаются в кору большого мозга, особенно в левое полушарие, где находятся важные речевые центры, такие как центр Брока, лимбическая система, подкорковые структуры, мозжечок и центры продолговатого мозга, ответственные за дыхание, кровообращение, жевание, слюноотделение и мимику. Эта информация также направляется к органам гуморально-гормональной регуляции, которые играют важную роль в речевых процессах. После обработки этой информации формируются команды, которые передаются к органам, отвечающим за производство речи.

2.3. Органы, участвующие в речеобразовании

У человека нет специфических органов, созданных специально для речи. Для речеобразования используются органы дыхания, глотания и жевания. Однако у человека есть специализированный голосовой аппарат, включающий гортань с голосовыми связками.

Все органы, участвующие в речеобразовании, могут быть разделены на три отдела: генеративный, резонансный и энергетический. Генеративный отдел включает тоновый и шумовой генераторы, резонаторный отдел включает рот и глотку, а энергетический отдел – скелетные мышцы и гладкие мышцы трахеобронхиального дерева, отвечающие за подачу энергии в процессе речиобразования.

Заключение

Таким образом, коммуникативная функция имеет большое значение в стоматологии и должна учитываться при проведении лечебных и хирургических процедур, а также при создании зубных протезов. Врач-стоматолог должен быть внимателен к процессам мимики и речи, чтобы предупреждать и лечить возможные нарушения коммуникативной функции.

Список литературы

  1. Нормальная физиология с курсом физиологии челюстно-лицевой области; учебник / под ред. В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2015. – 848 с.
  2. Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы / под ред. С. Д. Арутюнова, Л. Л. Колесникова, В. П. Дегтярёва, И. Ю. Лебеденко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 328 с.
  3. Нормальная физиология: учебник / В. П. Дегтярев, Н. Д. Сорокина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 480 с.
  4. Нормальная физиология: учебник / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. – М.: «МИА», 2007. – 520 с.
  5. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Е. В. Боровского. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011. – 840 с.
  6. Стоматология детского возраста / Персин Л.С. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 2003. – 640 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: