УДК 37:78

Главный драйвер китайской музыкальной образовательной индустрии

Доу Чжэнхао – студент Северо-Западного педагогического университета (Китай, Ланьчжоу).

Аннотация: С размером рынка 75,7 млрд юаней в 2022 году Китай является растущим рынком музыкального образования. Это можно объяснить государственной поддержкой, быстро развивающейся экономикой Китая и повышением уровня потребления граждан. Еще одним фактором, который нельзя упускать из виду, является важность музыкальных сертификатов для китайских семей.

Ключевые слова: музыка, рынок, инструменты, образование.

Цели исследования:

  • Определение и анализ главного драйвера развития китайской музыкальной образовательной индустрии.
  • Исследование влияния экономических, социальных и культурных факторов на развитие музыкального образования в Китае.

Задачи исследования:

Исследовать текущее состояние и тенденции развития музыкального образования в Китае.

Обучение игре на музыкальных инструментах является одним из основных сегментов индустрии музыкального образования. С момента экономической открытости в конце 1990-х годов Китай постепенно подвергался влиянию западной культуры, в результате чего западные музыкальные инструменты в настоящее время составляют более 59% рынка Китая. Это также совпадает с тем фактом, что три из четырех самых популярных музыкальных инструментов на рынке музыкального образования – западные: фортепиано, гитара и укулеле.

Ключевым фактором, побуждающим китайских родителей поощрять своих детей к обучению игре на музыкальном инструменте, является сдача музыкальных сертификационных тестов. Согласно отраслевому отчету, более 90% продукции на рынке приходится на подготовку к оцениваемым тестам. Хотя большинство китайских родителей не поддерживают своих детей в поступлении в художественные колледжи, они все же хотят, чтобы их дети могли научиться некоторым художественным навыкам, например игре на музыкальных инструментах. Сертификация аттестационного теста является доказательством успеха их детей и проверкой способностей учителя. Наличие сертификата высокого уровня также является ступенькой для поступления в лучшие школы или университеты. В младших/старших средних школах учащиеся с сертификатом по игре на музыкальных инструментах могли получить дополнительные баллы для участия в соревнованиях. Для вступительных экзаменов в колледж (高考) университеты предоставляют специальный канал для этих студентов с художественными навыками высокого уровня. Именно по этой причине обучение игре на музыкальных инструментах так популярно, а инструменты из списка тестов (сертификация будет доступна только для тех музыкальных инструментов, которые перечислены в системе тестирования) пользуются большим спросом на рынке. В долгосрочной перспективе люди с сертификатом и навыками могут найти работу в области музыкального образования.

Если посмотреть на годовое потребление городских домохозяйств по категориям, граждане Китая тратят больше на услуги и оборудование для отдыха и культуры (включая музыкальные инструменты). Эта сумма уже достигла 832 млрд юаней в 2010 году и, по оценкам, достигнет 3,54 трлн юаней в 2020 году. Это указывает на то, что люди более охотно платят за развлечения, связанные с музыкой. В сочетании с повышением потребления существует тенденция к тому, что китайцы будут потреблять более дорогие продукты.

Помимо увеличения расходов на товары, связанные с музыкой, расширение среднего класса также показывает, что новое развитие рынка происходит в городах уровня 2, 3 и перемещается из прибрежных регионов во внутренние районы Китая. Это не означает, что в наиболее развитых областях нет потенциала, просто эти рынки насыщаются высокой конкуренцией. На данный момент Пекин, Шанхай и Гуандун являются тремя ключевыми регионами по продажам музыкальных инструментов, количеству школ музыкальных инструментов и их экономическим факторам. Однако для музыкального образования или продажи инструментов рынок уже продемонстрировал тенденцию к внутреннему Китаю. Например, в последние годы все больше детей из более отдаленных провинций приняли участие в Шанхайском международном молодежном конкурсе пианистов. И их показатели не уступают показателям из развитых провинций.

Фортепиано, гучжэн, гитара и укулеле – четыре самых популярных музыкальных инструмента, судя по частоте поисковых запросов на Baidu. Стандартизированный тест для фортепиано начался в 1993 году, и это западный инструмент с самой длинной историей в Китае. В настоящее время более 30 миллионов детей в Китае учатся игре на фортепиано, и ежегодный прирост составляет около 10%. В представлении китайских родителей игра на фортепиано является символом элегантности и достоинства. Гучжэн, разновидность цитры, является самым популярным традиционным китайским музыкальным инструментом для обучения. Первая причина заключается в том, что гучжэн легче выучить, чем другие традиционные инструменты, а вторая причина в том, что гучжэн с более чем 2000-летней историей является типичным представителем китайской музыкальной культуры. К 2018 году более 5 миллионов человек изучают гучжэн. Что касается гитары и укулеле, то они рассчитаны на школьников старшего возраста, в основном взрослых. Отсутствие стандартизированной сертификации является основной причиной того, что меньше родителей будут платить за уроки игры на гитаре/укулеле для своих детей. Однако, поскольку гитара и укулеле просты в освоении и портативны, эти два инструмента имеют даже больший размер рынка, чем гучжэн.

Индекс Baidu – это цифра, показывающая популярность определенных поисковых запросов на Baidu. График ниже показывает, что в целом все четыре инструмента привлекают больше внимания на рынке. Хотя гучжэн является ведущим китайским традиционным инструментом, его индекс является самым низким по сравнению с тремя другими западными инструментами. Китай становится более открытым для западной культуры и тем временем интегрирует музыкальную культуру. Например, китайский композитор Чжан Чао добавил в фортепианную партитуру элемент пекинской оперы. Или, наоборот, Ван Чжуншань, артист гучжэн, играл поп-музыку с гучжэном. Среди 4 индексов укулеле является самым высоким с 2015 года. Укулеле является новым инструментом для китайского рынка и привлекает внимание публики всего несколько лет. Однако благодаря музыкальным сериалам вроде «Голоса Китая» люди познакомились с укулеле. Гитара также набирает популярность благодаря популярности музыкальных телешоу и фестивалей.

На рынке пианино самыми продаваемыми онлайн-брендами являются YAMAHA, Bruno & Sons, Carod, Zhujiang (珠江) и KAWAI. Все эти бренды среднего или высокого класса, 4/5 – иностранные бренды. Согласно данным о продажах за последние 12 месяцев, средняя цена проданного пианино составляет около 12 000 юаней за единицу, что показывает, что рынок пианино уже является зрелым рынком для продуктов высокого класса. Пик продаж приходится на август, потому что тогда у студентов начинаются летние каникулы и появляется больше времени на уроки. Объем продаж в октябре 2017 года чрезвычайно высок, что связано с арендой пианино компанией Yun Fei. Они успешно арендовали около 6500 пианино в течение одного месяца. Однако этот арендный бизнес также столкнулся с некоторыми трудностями. Например, некоторые потребители отказываются возвращать пианино, что привело к множеству судебных исков. Это явление свидетельствует о том, что существует огромный рынок услуг по аренде, в то время как соответствующие правила не урегулированы для защиты выгод арендаторов.

Существует также большой потенциал для тех «побочных продуктов» обучения игре на музыкальных инструментах: обслуживание продукта, продажа подержанных инструментов, учебные материалы, личный репетитор и музыкальные соревнования. Техническое обслуживание – это долгосрочный бизнес по продаже и обучению музыкальных инструментов. Например, для гитарного рынка даже персонал в магазине не обладает профессиональными знаниями в отношении ухода за струнами. Что касается подержанного рынка, из индекса Baidu можно сказать, что этот рынок резко расширился с 2015 года. Это указывает на огромный рынок импортных подержанных пианино, особенно для высококачественных. Наряду с разработкой интеллектуальных музыкальных инструментов электрические учебные материалы также являются тенденцией на рынке образования. Города уровня 1 уже запустили программы тестирования электрических учебных материалов. Для тех детей, которые играют на традиционных фортепиано, они по-прежнему нанимают личных репетиторов, чтобы следить за их ежедневной практикой, если позволяет бюджет. Этот рынок как минимум в два раза больше, чем рынок формального учителя. Например, ребенок будет посещать уроки игры на фортепиано только 1-2 раза в неделю, а заниматься ему нужно 3-4 раза в неделю. Музыкальный конкурс становится популярным и в последние годы уделяет больше внимания рынку, в том числе местному и общенациональному. Это шанс для детей/игроков продемонстрировать свои навыки, доказать свой талант или добавить опыт в свое резюме. Это маркетинговый канал для повышения уровня воздействия и репутации высокого уровня. Бренды могли бы финансово спонсировать соревнования и предоставлять бесплатные продукты в качестве подарков.

Список литературы

  1. Коммуникационный университет Китая. (2017). Отчет о развитии музыкальной индустрии Китая за 2017 год. Школа музыки и звукозаписи Китайского университета связи.
  2. Чен П.Г. (2018). Цун «шуанцзи», «саньвэй» дао «хексин суян» [От «двойных основ» и «трехмерности» к «основным компетенциям и ценностям». Народная музыка, 664 (8), 60–62.
  3. Чен Р. Х., Лю Ю. (2016). 5–6 суй юэр иньюэ ганчжили фачжань шуйпин цзи тэдянь яньцзю [Исследование уровня развития и особенностей музыкального восприятия детей 5–6 лет]. Журнал Северо-восточного педагогического университета (философия и социальные науки), (2), 224–228.

Интересная статья? Поделись ей с другими: