УДК 37.013.43

Социально-культурные аспекты хорового дирижирования: взаимодействие с коллективом и проблемы коммуникаций

Лю Юйтун – магистрант Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Аннотация: Взаимодействие дирижера с хором зависит от уважения культурных традиций участников, создания инклюзивной среды, поощрения толерантности и обмена опытом. Все это важно для формирования здоровых отношений в коллективе и повышения музыкального потенциала исполнителей. В статье раскрыты социально-культурные аспекты хорового дирижирования, особенности взаимодействия с коллективом и проблемы коммуникаций.

Ключевые слова: хоровое дирижирование, коммуникации, взаимодействие, коллектив, социально-культурные аспекты.

Хоровая практика – специальная область музыкальной деятельности. Данное искусство предваряет колоссальный труд певческого коллектива под руководством опытного хормейстера. Поэтому, прежде чем результат от этого труда приобретет художественное совершенство, а разученное произведение войдет в исполнительский репертуар, процесс подготовки хорового сочинения всегда проходит сквозь слой взаимоотношений руководителя и коллектива. [4]

В основе профессиональной философии дирижера лежит нравственно-эстетическое положение – бескорыстное служение искусству, очищающее душу, святое преклонение перед неизменным авторским нотным текстом, артистичность исполнения, магическая связь со слушателем, стремление к совершенству, поиск в потоке духовного бытия, высокий художественный вкус, восприимчивость, постоянное внимание к новым музыкальным формам. [2]

Роль дирижера хора включает в себя не только контроль ритма, но и формирование звучания, интерпретации и создание общего музыкального выражения. С помощью жестов, мимики и языка тела дирижеры передают музыкальные нюансы, а также воплощают свое художественное видение исполнения.

Кроме музыкальных навыков хоровое дирижирование требует владение лидерскими и коммуникативными способностями. Хормейстеры должны уметь четко выражать свои толкования и инструкции исполнителям, способствуя тем самым развитию коллективной и поддерживающей атмосферы внутри коллектива. Они часто выступают в качестве наставников, помогая певцам развивать свои вокальные способности и музыкальное понимание.

Взаимодействие в хоровой практике связано с определенной спецификой процесса разучивания произведения и его исполнительской интерпретации, поскольку раскрыть художественный замысел можно только едиными усилиями. По замечанию исследователей, самая живая и тонкая часть процесса взаимодействия – межличностное взаимодействие – требует определенных способностей – не только сугубо педагогических, но и психологических, творческих, которые, в свою очередь, и определяют специфический характер музыкального общения. [1]

По своей сути хоровое дирижирование воплощает в себе суть общественного сотрудничества и самовыражения. Это способствует чувству принадлежности и единства внутри группы, преодолевая барьеры языка, этнической принадлежности и происхождения. С помощью музыки дирижеры имеют возможность воплощать культурные повествования, передавая богатство разнообразных традиций и истории.

Эффективное взаимодействие между дирижером и хором требует высокой степени взаимного доверия, взаимопонимания и внимания. Хормейстеры должны уметь вдохновлять, мотивировать и поддерживать исполнителей, в то время как хор должен быть готов к открытому восприятию указаний дирижера, вносить свой вклад в интерпретацию произведения и быть внимательным к реакциям своего лидера.

В хоровой деятельности важно учитывать социокультурные особенности общения между хормейстером и хористами как ключевой элемент успешного исполнения.

Один из ключевых аспектов – это уважение культурных традиций и особенностей участников хора. Дирижеру необходимо понимать и уважать разнообразие культур и традиций, которые могут присутствовать в коллективе. Это включает в себя разнообразие языков, музыкальных стилей, ритуалов и обычаев. Учет данных аспектов позволяет создать атмосферу взаимопонимания и уважения, что способствует более эффективному взаимодействию.

Еще одним важным социально-культурным аспектом взаимодействия дирижера с хором является умение создавать инклюзивную среду. Здесь важно обеспечить равенство прав всех участников, независимо от их культурного или социального происхождения. Дирижер может создать условия для участия в исполнении хора всех желающих, а также обеспечить поддержку и вовлечение в общую деятельность. Это способствует формированию дружественного и поддерживающего коллектива.

Также следует обратить внимание на важность толерантности и культурного обмена. Дирижер может стимулировать обсуждение и обмен опытом, что, в свою очередь, способствует пониманию и уважению культурных различий внутри коллектива.

Другим важным аспектом является мотивация и поддержка. Хормейстер должен уметь мотивировать и вдохновлять своих исполнителей, учитывая их индивидуальные особенности и способности. Также важно умение дирижера грамотно управлять временем на репетициях, чтобы максимально эффективно использовать его для работы над музыкальным материалом. [3]

Важными составляющими общения являются также понимание и поддержка. Хормейстер должен быть чутким к эмоциональным потребностям участников хора и уметь вдохновлять их на исполнение музыки с глубоким пониманием ее эмоциональной сути.

Один из ключевых аспектов взаимодействия – это общее стремление к достижению высокого уровня музыкального исполнения через согласованность и единство. Когда дирижер и хор работают в гармонии, возникает магия музыки, способная касаться сердец слушателей.

Проблемы в коммуникации между дирижером и коллективом могут включать в себя следующие аспекты:

  1. Дирижер может столкнуться с проблемой, если его указания по поводу динамики, темпа или музыкальной интерпретации не доходят до исполнителей четко или однозначно.
  2. Отсутствие обратной связи может затруднять дирижерскую практику.
  3. В многонациональных хорах могут возникнуть проблемы из-за различий в культурных традициях и этикете. Это может повлиять на эффективность коммуникации.
  4. Отсутствие подготовки или недостаточное владение материалом могут создать трудности в коммуникации между дирижером и коллективом.
  5. Иногда исполнители и дирижер могут иметь разные видения музыкальной интерпретации произведения, что может привести к конфликтам и трудностям в коммуникации.

Для преодоления этих проблем важно установить открытую и эффективную коммуникацию. Дирижерам следует стараться стимулировать обратную связь, улучшать ясность выражения указаний и давать время для обсуждения интерпретации. Также важно помнить о культурных особенностях и учитывать их в процессе взаимодействия с исполнителями.

Таким образом, хормейстер должен не только организовывать и регулировать концертный, исполнительский и репетиционный процесс, но и управлять действиями всех участников своего коллектива. Его задача – постоянно стремиться поддерживать мотивацию, создавать внутренние связи, координировать и корректировать поведенческие линии, решать тактические задачи развития коллектива и каждого его участника. Успешное общение между хормейстером и хористами включает в себя понимание и уважение индивидуальных особенностей, создание вдохновляющей и поддерживающей атмосферы, эффективное управление временем, а также развитие дружественных отношений внутри коллектива.

Список литературы

  1. Бурунчин, М. М. Технические, эстетические и психологические аспекты исследования дирижерского искусства / М. М. Бурунчин // Наука и мир. – 2014. – № 6-1(10).
  2. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. 148 с.
  3. Пчелинцева, Е. В. Управление хором как организация коллективной деятельности / Е. В. Пчелинцева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 1(2). – С. 94-96.
  4. Чжан, М. Коммуникативные аспекты хоровой практики / М. Чжан // Университетский научный журнал. – 2023. – № 74. – С. 72-78.

Интересная статья? Поделись ей с другими: