УДК 378.1

Визуальные коммуникации как перспективное направление развития журналистики

Ли Лэхань – выпускник Шаньдунской средней общеобразовательной школы (Китай, Цзяньань).

Ли Цян – магистр, преподаватель филологии Шаньдунской средней общеобразовательной школы (Китай, Цзяньань).

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением визуальных коммуникаций в сфере журналистики. Определено понятие «визуальные коммуникации». Изучены основные функции визуальных коммуникаций. Рассмотрены основные барьеры и препятствия на пути реализации визуальных коммуникаций в журналистике. Представлена современная модель визуальных коммуникаций в журналистике. Рассмотрены основные формы визуальных коммуникаций в журналистике. Разработан алгоритм по повышению эффективности применения визуальных коммуникаций в сфере журналистики.

Ключевые слова: визуальные коммуникации, перспектива, развитие, направление, журналистика, инструменты, проблемы.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время в современном обществе большую роль играют коммуникации, в том числе и в сфере журналистики. Инструменты коммуникации позволяют обмениваться мнениями, мыслями, организовать дискуссию на определенную тему, решить заданную проблему с ее последующим обсуждением. Особую популярность получили визуальные коммуникации, под которыми понимается передача информации на основе использования визуального языка (посредством специальных образов, символов, знаков и т.д.). Следует отметить, что визуальные коммуникации широко используются на телевидении, СМИ, Интернет пространстве. Такой повышенный интерес вызывает необходимость более детального изучения данного вида коммуникаций в журналистике, поиска направлений для их дальнейшего развития и расширения каналов передачи.

Целью данного исследования является – изучение визуальных коммуникаций как перспективного направления развития журналистики.

Основная проблема исследования заключается в поиске эффективных каналов передачи информации.

Данной проблеме посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно отметить труды А.А. Брудного, Л.П. Буевой, В.П. Морозовой, Р. Барт, Д. и других.

В современных условиях журналистика развивается достаточно быстрыми темпами. При этом увеличивается скорость и обмен информацией, расширяются каналы ее передачи, появляются новые платформы и контенты и многое другое. Большое влияние на это оказывают факторы внутренней и внешней среды (рынок, потребители информации). В этих условиях визуальные коммуникации являются действенным инструментом для организации сферы общения в современных условиях. Они позволяют привлечь и удержать внимание целевой аудитории с помощью ярких и наглядных образов, достичь решения многих целей и задач торгового, производственного, социально – культурного назначения и т.д.

Визуальные образы достаточно долго остаются в памяти человека, позволяют быстро воспроизвести информацию об объекте, его свойствах и характеристиках. Кроме того, визуальные образы способны вызвать у человека ряд эмоциональных откликов и ощущений [5].

Пик активного развития визуальных коммуникаций в журналистике пришелся в период распространения коронавирусной инфекции, когда люди по всему миру оказались на изоляции. Визуальные каналы передачи информации набрали высокий рейтинг по сравнению с другими формами коммуникаций. В современное время данная форма коммуникаций также продолжает развиваться [3, с.70].

К основным функциям визуальных коммуникаций относятся:

  1. информационная – данная функции заключается в прямой передаче информации от источника к ее получателю;
  2. экспрессивная – предполагает не только наличие возможности передачи самой информации, но и способов ее оценки;
  3. прагматическая – заключается в возможности передачи коммуникационной установки, которая оказывает непосредственное влияние на получателя.

Далее считаем необходимым рассмотреть основные барьеры и препятствия на пути реализации визуальных коммуникаций в журналистике. К их числу можно отнести следующие:

  1. барьеры, обусловленные факторами внешней среды (возможные акустические проблемы, шум, искажения в передаче информации, связанные с цветовой гаммой, визуализацией и т.д.);
  2. технические барьеры (связаны со сбоем в работе техники и нарушением работы каналов передачи информации, поломка и остановка работы оборудования);
  3. человеческий фактор (связан с различным уровнем восприятия информации, реагирования на те или иные сведения, отсутствие возможности найти общий язык коммуникаций);
  4. психологические барьеры (психологические препятствия к восприятию информации, индивидуальные особенности личности характера человека, замкнутость, застенчивость, апатия, безразличие человека);
  5. барьеры межличностных коммуникаций (страх, боязнь общения, плохое настроение, черствость в общении);
  6. барьеры восприятия информации (невозможность понимания образов, отсутствие полного представления).

На Рисунке 1 представлена современная модель визуальных коммуникаций в журналистике.

1

Рисунок 1. Современная модель визуальных коммуникаций в журналистике.

Данная модель характеризуется множеством каналов передачи информации от основного источника к целевой аудитории. Считаем, что она легко адаптируемая к внешним факторам рыночной среды и существующим помехам.

Основными формами визуальных коммуникаций в журналистике выступают: фотографии, картинки, инфографика и многие другие. Так, картинки и фотографии являются отличным наглядным материалом для привлечения внимания общественности. С помощью ярких зрительных образов человек получает информационное представление об объекте. Инфографика открывает возможности передачи информации посредством графических иллюстраций, с его обработкой и анализом. Кроме того, инфографика позволяет в себе сочетать большой набор инструментов для визуализации, работать с аудиофайлами, тестовыми подписями и т.д. Важными требованиями к фотографиям и инфографики являются: четкость, наглядность, сочетаемость с текстом. В зависимости от типологических характеристик издания и специфики материала фотография и инфографика могут быть представлены в самых разнообразных формах, среди которых наиболее популярными являются следующие: графически представленные зависимости измеряемых величин от параметров, схемы, диаграммы, номограммы, иерархии и графы, карты, иллюстративные инструкции, пиктограммы. В некоторых случаях к объектам инфографики можно отнести коллажи или графические нарезки.

Следует отметить, что инфографика может быть также представлена в виде таблиц, схем, карт и диаграмм. Главной целью инфографики в журналистике – это передача информации от ее основного источника ее получателю [1, с.282].

Считаем, что границы и возможности визуальных коммуникаций в журналистике достаточно широкие. Следовательно, необходимо продолжить работу в направлении поиска эффективных направлений и каналов использования визуальных коммуникаций.

В данной работе разработан алгоритм по повышению эффективности применения визуальных коммуникаций в сфере журналистики, наглядно представленный на Рисунке 2.

2

Рисунок 2. Алгоритм по повышению эффективности применения визуальных коммуникаций в сфере журналистики [Разработано автором].

Считаем, что разработанный алгоритм позволит не только повысить эффективность осуществляемой деятельности в сфере журналистики, но и наметить основные шаги по дальнейшему развитию визуальных коммуникаций в перспективе.

Можно сделать вывод, что визуальные коммуникации играют важную роль в современном мире и выступают одновременно перспективным направлением развития журналистики. Они создают условия для быстрой и эффективной работы, ускорения передачи информации по всем коммуникационным каналам, являются средством визуализации и представления наглядных образов в широком пространстве общения участников целевой аудитории.

Список литературы

  1. Абызова А. В. Основные тенденции современного визуального искусства в контексте медиакоммуникативной среды // Молодой ученый. 2022. № 44 (439). С. 282-284.
  2. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». 2017. С. 246-247.
  3. Назаров М. М. Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации. - М.: Либроком, 2019. 216 c.
  4. Симакова С.И. Инфографика как способ визуализации журналистского контента // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2015. №1 (15). С. 34-40.
  5. Визуальная журналистика [Электронный ресурс]. URL: http://oblako(media.ru/novosti/vizualnaya (дата обращения: 14.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: