УДК 608.2
Мобильное здравоохранение: доступ пациентов к медицинским услугам, проблемы и решения
Шумилова Елизавета Алексеевна – студентка бакалавриата Института информационных технологий МИРЭА – Российского технологического университета.
Научный руководитель Свищёв Андрей Владимирович – старший преподаватель кафедры Практической и прикладной информатики Института информационных технологий МИРЭА – Российского технологического университета.
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию уровня развития мобильного здравоохранения в России, в частности, уровня доступности медицинских услуг путем дистанционной записи в поликлиники. Также рассматриваются возможные способы поддержки мобильных технологий в сфере российской медицины.
Ключевые слова: ИТ, информационные технологии, мобильные технологии, мобильное приложение, мобильное здравоохранение, здравоохранение, медицина.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизнедеятельности людей. В современном мире очевиден рост тенденции внедрения информационных технологий в сферы услуг. Особенно значительна цифровизация в сферах, от которых напрямую зависит жизнь и благополучие людей, таких как медицина и здравоохранение.
Стоит уточнить, что подразумевается под внедрением информационных технологий в сферу здравоохранения. ИТ-технологии в медицине представляют набор технологий, позволяющий упростить и оптимизировать медицинские исследования и анализ исследований. Это позволяет выявлять тенденции, паттерны и факторы, влияющие на заболеваемость и эффективность лечения. Так же цифровизация медицинских организаций подразумевает набор сервисов для повышения эффективности управление данными пациентов, например, мониторинг состояния пациентов, электронная медицинская документация, электронная запись пациентов в поликлинику и пр [1].
Важной целью внедрения ИТ-технологий в медицинские сферы является обеспечение доступности среды здравоохранения, то есть, как было упомянуто выше, осуществление электронной записи к врачу, предоставление пациентам упрощенного доступа к их медицинским данным. Очевидно, что такой уровень доступности осуществляется по большей части за счёт специализированных мобильных технологий.
Относительно новая ветвь электронного здравоохранения – мобильное здравоохранение, или mHealth.
Мобильное здравоохранение означает использование мобильных устройств и беспроводных технологий как для медицинской помощи, так и для поддержания здорового образа жизни.
Рынок мобильных медицинских приложений включает в себя множество различных категорий, но его рост на этом не останавливается. Основные категории MHealth:
- отслеживание спортивной активности;
- диета и питание;
- здоровый образ жизни;
- тренинг по снижению веса;
- анализ циклов сна;
- отслеживание менструального цикла;
- отслеживание беременности;
- снижение стресса и расслабление;
- медитации;
- удаленный мониторинг состояния здоровья;
- медицинские консультации и сообщества пациентов;
- клинико-диагностические приложения [2].
Когда речь идет о mHealth, обычно можно выделить две ключевые области: использование мобильных технологий медицинскими учреждениями для улучшения медицинской помощи и использование этих технологий пациентами для самоконтроля своего здоровья.
На сегодняшний день mHealth развивается в двух основных направлениях, которые развиваются неравномерно и взаимодействуют между собой. Первое направление включает в себя технологии, устройства, приложения и сервисы, предназначенные для лечения и ухода за пациентами (wellness). Второе направление охватывает системы и устройства, нацеленные на поддержание здорового образа жизни и фитнес (fitness) [3].
Одно из ключевых изменений в жизнедеятельность людей, внесенных развитием мобильного здравоохранения – упрощенный и ускоренный доступ пациентов к получению медицинских услуг, то есть дистанционная запись на приём, мониторинг пациентами результатов исследований и анализов.
Рассмотрим состояние доступности услуг здравоохранения в России. Относительно недавно в России стала доступной запись в городские поликлиники через официальный государственный портал. Появление единого портала, объединяющего электронный доступ к услугам всех государственных медицинских организаций, определенно упростил жизнь граждан. Однако очевидным является факт того, что в условиях активного ритма жизни у людей не всегда есть возможность воспользоваться веб-сайтом, отсюда возникает необходимость мобильной адаптации сервиса. Позднее было выпущено мобильное приложение для доступа к государственным, в том числе медицинским, услугам. Об удобстве данного сервиса можно судить на основе комментариев к приложению на мобильных маркетплейсах, личного опыта использования и вербальных отзывах граждан. Мобильное приложение значительно упростило жизнь пользователей, ускорило процесс получения услуг и обработку запросов пациентов. Но стоит отметить ряд проблем, указанных пользователями – проблемы с аутентификацией, отсутствие ряда функционала, недостаточно проработанный UX-дизайн, откуда следует увеличение времени на поиск некоторых функций.
Стоит предположить, что помимо единого всероссийского портала для получения услуг здравоохранения существуют мобильные сервисы того же назначения, но специализированные на учреждения и граждан конкретных городов, например, города Москвы.
В целях исследования вопроса доступности медицинских услуг в конкретных городах посредством электронной записи через специализированные мобильные сервисы получения более достоверной информации о наличии был осуществлен поиск соответствующей информации в сети Интернет, а также был произведен опрос жителей конкретных городов, таких как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа, Новосибирск, Самара, Ростов-На-Дону, Саратов, Хабаровск, Рязань, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Тула, Тверь, Чебоксары, Йошкар-Ола об уровне их осведомленности и удовлетворенности работой вышеупомянутых мобильных приложений.
Об уровне развития доступности медицинских услуг посредством мобильного сервиса и качестве данного мобильного сервиса можно судить по следующим критериям:
- наличие мобильного сервиса для записи в поликлинику, известного пациентам;
- удобство использования приложения;
- популярность приложения среди пациентов.
В следующей таблице отражены данные о рейтинге и перечень основных недостатков приложения, которые удалось найти в сети Интернет и на мобильных маркетплейсах.
Таблица 1. Данные о качестве мобильных приложений для записи в поликлиники конкретных городов.
Город |
Рейтинг |
Недостатки |
Москва |
4,7 |
- отсуствие информации об отпуске/больничном врача; - отсутсвие уведомлений о появившихся окнах приёма, - частые ошибки сервера |
Санкт-Петербург |
3,0 |
- отсутсвие важных функций (без уточнения) |
Новосибирск |
2,2 |
- проблема авторизации, - нерабочие ссылки и кнопки, - проблемы доступа к серверу |
Екатеринбург |
2,4 |
- отсутствует отображение результатов анализов и заключений врачей |
Нижний Новгород |
4,8 |
- платное приложение, - сбои при работе приложения, - плохо обеспечена возможность отслеживания своих подписок, - снятие денег |
Йошкар-Ола |
2,2 |
- проблема авторизации, - нерабочие ссылки и кнопки, - проблемы авторизации, - проблемы работы уведомлений |
Тула |
4,1 |
Отзывы отсутствуют |
Тверь |
2,2 |
Отзывы отсутствуют |
Казань |
Найдена информация от 2018 года о выпуске приложения, однако на маркетплейсах оно не найдено [4] |
|
Челябинск |
Найдена информация от 2019 года о выпуске приложения, однако на маркетплейсах оно не найдено [5] |
|
Чебоксары |
Информация не найдена |
|
Самара |
||
Уфа |
||
Ростов-На-Дону |
||
Саратов |
||
Хабаровск |
||
Ярославль |
||
Рязань |
По приведенным данным можно сделать следующие выводы:
- малое количество приложений, специализированных на электронной записи в поликлиники доступно пациентам;
- существующие приложения имеют множество недостатков, связанных с основным функционалом, что отталкивает пользователей;
- существующие приложения сопровождаются низким уровнем поддержки
В следующей таблице количество человек, проживающих в разных городах, принявших участие в опросе об их осведомленности о существовании мобильных сервисов и их удовлетворенности их возможностями.
Таблица 2. Количество опрошенных жителей городов об их осведомленности о наличии мобильных приложений для записи в поликлиники и удовлетворенности их качество.
Город |
Кол-во опрошенных |
Москва |
131 |
Санкт-Петербург |
80 |
Новосибирск |
40 |
Екатеринбург |
38 |
Казань |
20 |
Нижний Новгород |
24 |
Челябинск |
17 |
Самара |
19 |
Уфа |
36 |
Ростов-На-Дону |
25 |
Саратов |
15 |
Хабаровск |
27 |
Ярославль |
22 |
Рязань |
18 |
Тула |
26 |
Чебоксары |
31 |
Тверь |
24 |
Йошкар-Ола |
35 |
Всего |
628 |
Участникам опроса были заданы следующие вопросы:
- Известны ли Вам какие-либо мобильные приложения, позволяющие дистанционно записаться на приём в поликлинику в Вашем городе (кроме государственных)?
- Пользуетесь ли Вы ими?
- Все ли Вас устраивает в их работе и функционале?
На диаграмме приведены результаты опроса:
Рисунок 1. Результаты опроса жителей городов об их осведомленности о наличии мобильных приложений для записи в поликлиники и удовлетворенности их качество.
Результаты опроса позволяют сделать следующие выводы:
- Жителям городов мало известно о существовании мобильных приложений описываемого назначения, что говорит либо об их отсутствии, либо о низком уровне популярности, а значит, качества;
- Низкое качество существующих приложений отталкивает пользователей.
Таким образом, выявляется проблема развивающейся, но все еще низкой и несистематизированной организации мобильного здравоохранения в вопросе оптимизации доступа пациентов к медицинским услугам в России. Отсутствует единый шаблон для создания мобильного сервиса. Существующие сервисы имеют низкий уровень огласки, что говорит об отсутствии должного уровня удобства и универсальности использования приложения. Известные же большинству сервисы получают отзывы о наличии проблем в использовании и имеют низкий рейтинг на маркетплейсах.
Для решения проблемы недостаточного развития мобильных сервисов дистанционной записи к врачу в России можно предпринять следующие шаги:
- Содействие разработке приложений: поддерживать и финансировать стартапы и компании, разрабатывающие мобильные приложения для записи к врачу, чтобы стимулировать инновации.
- Сотрудничество с медицинскими учреждениями: поддерживать сотрудничество с больницами и клиниками для интеграции мобильных приложений с их системами.
- Публичные информационные кампании: Проведение информационных кампаний для образования населения о возможностях и преимуществах дистанционной записи к врачу.
- Обратная связь и оценка приложений: Поддержание механизмов обратной связи и оценки пользователей мобильных приложений, чтобы улучшать их функционал и удобство использования.
А так же развитию мобильного здравоохранения поспособствовуют:
- Нормативные изменения: Принятие законов и нормативов, способствующих развитию телемедицины и обеспечению безопасности персональных данных.
- Поддержка обучения врачей: Предоставление врачам обучения и оборудования для проведения консультаций через мобильные приложения.
- Упрощение доступа к интернету: Развитие доступа к высокоскоростному интернету, чтобы сделать использование мобильных приложений более доступным.
- Инвестиции в ИТ-инфраструктуру: Развитие инфраструктуры для обеспечения безопасной передачи данных и сохранности медицинской информации.
Эти шаги могут способствовать развитию мобильных сервисов дистанционной записи к врачу в России и улучшить доступ пациентов к медицинским услугам.
В заключение можно утверждать, что медицина в России становится все более доступной благодаря информационным технологиям. Внедрение мобильных технологий в систему оказания медицинских услуг упростило жизнедеятельность пациентов поликлиник. Однако стоит заметить, что система электронного доступа пациентов к медицинским услугам крайне не унифицирована и не систематизирована, что проявляется в ограниченных возможностях записи в поликлиники и мониторинге результатов медицинских обследований через мобильные сервисы. Решением данной проблемы является содействие разработке и поддержки мобильных приложений для дистанционной записи к врачу в частности, так и инвестирование в российскую ИТ-инфраструктуру в целом.
Список литературы
- Мобильное здравоохранение: возможности, проблемы, перспективы – [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL – https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-zdravoohranenie-vozmozhnosti-problemy-perspektivy (Дата обращения 23.10.2023).
- Рост мобильных приложений в здравоохранении и – [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL – https://appcraft.pro/blog/rost-mobilnykh-prilozheniy-dlya-zdorovya/ (Дата обращения 23.10.2023).
- mHealth – «мобильное» здравоохранение в современном мире – [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL – https://habr.com/ru/companies/medgadgets/articles/227159/ (Дата обращения 24.10.2023).
- Мобильное приложение для записи на прием к врачу запустили в Университетской клинике КФУ – [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL – https://www.tatar-inform.ru/news/mobilnoe-prilozhenie-dlya-zapisi-na-priem-k-vrachu-zapustili-v-universitetskoy-klinike-kfu-636937 (Дата обращения 29.10.2023).
- Без нервов и очередей: челябинцы записываются к врачу через мобильное приложение – [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL – https://74.ru/text/health/2019/03/19/66021094 (Дата обращения 29.10.2023).