УДК 338.12.017

Цифровизация сферы образования, как элемент экономики

Евстраткин Кирилл Сергеевич – студент Российского государственного социального университета.

Кобилянский Станислав – студент Российского государственного социального университета.

Аннотация: В этой статье рассматривается роль цифровизации в современном образовании и то, как она может принести пользу экономике. Цифровизация предлагает экономически эффективный способ предоставления качественного образования, расширения доступа к образовательным ресурсам и улучшения результатов учащихся. В статье исследуется, как цифровизация может стимулировать экономический рост, создавая образованную и производительную рабочую силу. В статье также рассматриваются риски цифровизации и то, как ими можно управлять.

Ключевые слова: цифровизация, образование, экономика, технологии, IT.

Цифровая трансформация экономики – это долгосрочная тенденция, которая ещё больше ускорилась в результате пандемии Covid-19 [2]. Цифровизация охватывает все секторы, особенно систему образования, где цифровые технологии стали важнейшими компонентами процессов преподавания и обучения. Поскольку цифровизация продолжает расширяться и революционизировать сектор образования, она становится все более важным компонентом экономики в целом.

Первый и, вероятно, наиболее очевидный способ, с помощью которого цифровизация образования стимулирует экономику, – это повышение производительности [6]. Цифровые технологии обеспечивают более быструю и эффективную коммуникацию, управление данными и процессы обучения. Например, использование платформ онлайн-обучения позволило преподавателям сократить время, затрачиваемое на разработку планов уроков, организацию занятий и проведение тестов. Это позволило преподавателям больше сосредоточиться на процессе обучения, а также на предоставлении обратной связи и персонализированной помощи учащимся. Все эти повышенные показатели эффективности позволяют преподавателям повышать свою производительность.

Цифровизация также способствует экономическому росту, создавая новые рабочие места. Цифровая трансформация сектора образования создала спрос на новые должности, такие как редакторы онлайн-контента, разработчики цифровых учебных программ и администраторы платформ онлайн-обучения [5]. Спрос на эти новые роли, вероятно, возрастёт в будущем, поскольку все больше и больше образовательных учреждений внедряют цифровые технологии. Кроме того, использование цифровых технологий может позволить преподавателям охватить более широкую аудиторию, что может открыть новые возможности для получения дохода от услуг преподавания и профессиональной подготовки.

Внедрение цифровых технологий также потенциально может снизить стоимость образования [3]. Стоимость предоставления образования, как правило, высока из-за накладных расходов на материалы и инфраструктуру, а также расходов на заработную плату преподавателей. Цифровые технологии обладают потенциалом для снижения этих затрат, позволяя более эффективно использовать материалы и инфраструктуру, а также предоставляя доступ к более широкому спектру ресурсов, которые, как правило, более экономичны, чем традиционные. Например, цифровые учебники часто дешевле традиционных учебников и могут использоваться более широким кругом учащихся.

Повышение эффективности образовательного процесса также имеет потенциал для обеспечения экономического роста в долгосрочной перспективе. Предоставляя обучающимся лучший образовательный опыт, цифровизация может привести к улучшению результатов с точки зрения успеваемости учащихся и возможностей трудоустройства [4]. Улучшение результатов образования может привести к более высоким заработкам выпускников и более высоким налоговым поступлениям, что, в свою очередь, может привести к более высокому экономическому росту.

Цифровизация образования сопряжена с целым рядом потенциальных рисков. Сбор, хранение и передача данных - все это уязвимо для кибератак, взлома и утечки данных. Онлайн-занятия часто требуют от учащихся использования персональных устройств, что создает дополнительные риски, такие как вредоносное ПО и нарушения конфиденциальности. Чтобы управлять этими рисками, школьные системы и учреждения должны внедрять политику безопасности и процедуры сбора, хранения и передачи данных. Они также должны обеспечить актуальность и безопасность своей сетевой инфраструктуры и поощрять своих студентов использовать только безопасные веб-сайты и приложения. Они также должны разработать всеобъемлющую политику конфиденциальности и проводить регулярные тренинги по передовым методам кибербезопасности.

Поскольку общество продолжает двигаться в направлении цифровизации, важно внедрить руководящие принципы, которые помогут обеспечить использование цифровых технологий таким образом, чтобы это было выгодно как для качества образования, так и для экономики [1]. Во-первых, цифровизация должна справедливо применяться ко всем учащимся, независимо от пола, расы или социально-экономического статуса. Это означает обеспечение надёжной инфраструктуры с достаточным количеством устройств и доступом в Интернет для каждого учащегося в образовательной группе. Кроме того, учителей следует обучать и поддерживать в использовании цифровых инструментов, чтобы убедиться, что они обладают необходимыми навыками для надлежащего применения их в образовательной группе. Кроме того, цифровизация должна использоваться значимым и увлекательным образом, который предоставляет учащимся доступ к разнообразным источникам, идеям и опыту. Наконец, образовательным организациям следует сотрудничать с предприятиями и другими заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить разработку необходимых технологий и нормативных актов. При наличии этих руководящих принципов цифровизацию можно использовать для повышения качества образования и экономики.

Таким образом, цифровизация образования является важным компонентом экономики в целом. Это потенциально может повысить производительность и создать новые рабочие места, а также снизить стоимость предоставления образования. Кроме того, это может привести к улучшению результатов в области образования и ускорению экономического роста в долгосрочной перспективе. Поскольку цифровые технологии продолжают революционизировать сектор образования, они будут становиться все более важной частью экономики в целом.

Список литературы

  1. Блинов В.И., Биленко П. Н., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации федеральный институт развития образования, 2020. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/cifrovaya_didactika/pedagogicheskaya_koncepciya_cifrovogo_prof_obr_i_obuch_jan2020.pdf (дата обращения 05.11.2023).
  2. Ван Цзинвэнь, Симоненко Е. С. Влияние COVID-19 на развитие цифровой образовательной среды // РСЭУ. 2022. №1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-covid-19-na-razvitie-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 05.11.2023).
  3. Гурулева Татьяна Леонидовна, Бедарева Наталия Игоревна. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya-v-oblasti-sozdaniya-setevyh-universitetov-i-sovmestnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 05.11.2023).
  4. Первова Татьяна Петровна. Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности. // Мультиурок. URL: https://multiurok.ru/files/povyshenie-effektivnosti-obrazovatelnogo-protses-3.html (дата обращения 05.11.2023).
  5. Строков Алексей Александрович Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 05.11.2023).
  6. Ерпелев, А. В. Социально-экономическое развитие региона, как основной фактор для улучшения жизни региона в процессе цифровизации экономики (на примере Москвы и Московской области) / А. В. Ерпелев, А. Н. Малолетко // OpenScience. – 2023. – Т. 5, № 3. – С. 113-123. – DOI51632/2658-7939_2023_5_3_113. – EDN IUBHMQ.

Интересная статья? Поделись ей с другими: