УДК 378

Современные подходы частного общеобразовательного учреждения «Еврогимназия» в процессе организации спортивно-досуговой деятельности

Дубинин Кирилл Владимирович – магистрант Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к организации спортивно – досуговой деятельности частным образовательным учреждением «Еврогимназия», изучаются понятия спортивного досуга и спортивно – досуговой активности, анализируются спортивные мероприятия в рамках спортивно – досуговой деятельности в «Еврогимназии».

Ключевые слова: спорт, досуг, процесс организации, современные подходы.

Актуальность

Поддержание оптимального физического здоровья детей является актуальным вопросом, так как основным оценочным компонентом качества жизни является здоровье, а здоровье зависит от уровня физического, психического и социального здоровья, эти три фактора влияют друг на друга. Идеальным способом улучшить здоровье, установить контакт с другими сверстниками, создать новые отношения, расходовать энергию является спорт как досуговая деятельность.

Проблема исследования

Организация спортивно – досуговой деятельности очень важна, как и само образование. К сожалению, большинство учащихся не проявляют особого интереса к спорту, что, в свою очередь, приводит к недисциплинированности в школе, поэтому необходимо придать большее значение мероприятиям спортивно – досуговой деятельности.

Цель исследования: изучить и оценить современные подходы частного общеобразовательного учреждения «Еврогимназия» в процессе организации спортивно – досуговой деятельности.

Методы исследования: изучение научной литературы, анализ программы спортивных мероприятий в общеобразовательном учреждении.

Результаты исследования

В научной литературе подчеркивается, что молодые люди посвящают свободное время занятиям спортом с целью получения удовольствия, а также для поддержания хорошего здоровья и внешнего вида. Кроме того, это дает возможность пообщаться, установить контакт с молодыми людьми, имеющими общие интересы. Это также идеальный ресурс для обучения и развития социальных навыков, обеспечивающих интеграцию, и соответствующих стратегий управления эмоциями. Аналогичным образом, это способствует усвоению ценностей, способствующих принятию ответственности, способности принимать решения, терпимости к разочарованию и развитию жизнестойкости [2].

Физическая активность является наиболее популярным из всех видов деятельности, которым молодые люди посвящают свой досуг. Более того, это практика, которую молодые люди связывают с восприятием самоопределения и высоким уровнем удовлетворенности.Они рассматривают физкультурно-спортивную активность как позитивный аспект своей жизни, благодаря ее потенциалу продвигать ценности, связанные с их психологическим благополучием, наряду с расслаблением, ответственностью, целеустремленностью и личным удовлетворением. Аналогичным образом, участие в спортивных мероприятиях, особенно в командных или индивидуальных соревнованиях, очень популярно среди молодежи. В различных исследованиях сообщалось о пользе этих занятий в подростковом возрасте для развития я-концепции, улучшения социальных навыков и самоуважения. Аналогичным образом, спорт ведет к приобретению жизненных навыков и здоровых привычек.

Важность спортивно – досуговой деятельности заключается в следующем:

  • спорт объединяет подростков. Во время занятий спортом люди собираются вместе с целью развлечения;
  • спорт делает разум подростков восприимчивым к новым идеям. Учащиеся сознательно или неосознанно избавляются от ментальных барьеров и открыты для обучения;
  • спорт обеспечивает умственное и физическое развитие;
  • спорт служит средством, с помощью которого учителя и ученики могут сблизиться. Обычно в отношениях учителя и ученика присутствует напряженность. Спорт снимает это напряжение и делает их взаимодействие дружеским;
  • спорт также воспитывает дух соперничества среди учащихся и повышает вероятность победы, поскольку учащимися движет стремление к победе в любом виде спорта [1].

Исследование организации спортивно – досуговой деятельности проводилось путем изучения ее в частном образовательном учреждении «Еврогимназия», находящейся в д. Дербыши Тюменского района.

Программы общего образования «Еврогимназии»:

  • программы начального общего образования;
  • программы основного общего образования;
  • программы среднего общего образования;
  • внеурочные программы начального общего образования;
  • внеурочные программы основного общего образования;
  • внеурочные программы среднего общего образования.

Одной из основных задач «Еврогимназии» является поддержка здоровья и физического развития учащихся. Для этого все преподаватели и сотрудники формируют у всех учащихся, вовлеченных в образовательный процесс, стремление к здоровому образу жизни и поощряют их активное участие в спортивно-массовых мероприятиях. В 2021-2022 учебном году на базе «Еврогимназии» были организованы физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Цель этих мероприятий - содействие целостному развитию личности на основе освоения личной физической культуры каждого ученика, формирование у учеников положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно – досуговой деятельности как элементам здорового образа жизни [4].

Задачи:

  • содействовать физическому, психическому и нравственному развитию детей и подростков, формировать у них навыки здорового образа жизни;
  • выработать у школьников умения использовать средства физической культуры для отдыха и досуга, для укрепления здоровья, для противостояния стрессам;
  • формировать представления о престижности высокого уровня здоровья;
  • закрепить потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, формировать адекватную самооценку;
  • воспитывать такие нравственные и волевые качества личности, как коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание;
  • повысить эффективность и массовость участия в спортивных мероприятиях [3].

Для обеспечения массового привлечения учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом «Еврогимназия» организует масштабные спортивные мероприятия совместно с учащимися, педагогами и родителями. В 2021-2022 годах все запланированные мероприятия на базе «Еврогимназии» были проведены, но несколько снизилась доля детей, участвующих в спортивно – досуговой деятельности.

На сегодняшний день в спортивном секторе «Еврогимназии» занимаются 6,8% учащихся, а в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности - около 35% от общего числа учащихся. В «Еврогимназии» в качестве организации внеурочной деятельности работают секции волейбола, футбола, баскетбола, ОФП, настольного тенниса и шахматный клуб.

Руководители спортивных секций проводят агитационную работу по привлечению учащихся к занятиям данными видами спорта и подготавливают сборные команды «Еврогимназии» для соревнований различного уровня. Учителя физической культуры и педагоги дополнительного образования в течение года принимали активное участие в подготовке и проведении спортивно-массовых мероприятий.

Поскольку физическая активность помогает учащимся во многих отношениях, родители, педагоги и администрация «Еврогимназии» должны сотрудничать, чтобы способствовать развитию физической активности среди учащихся. Ниже рассмотрены пути повышения физической активности:

  • информирование учащихся о преимуществах. Пропаганда физической активности может начаться с информирования учащихся о преимуществах. Информируя учащихся о том, насколько важны физические упражнения для их здоровья и благополучия, а также для их успеваемости. Это особенно важно для учащихся старшего возраста, поскольку они лучше способны понять результаты исследований о пользе физической активности и, как правило, имеют больше права голоса по поводу того, как они проводят свое время дома;
  • информирование родителей о преимуществах. Родители также могут играть жизненно важную роль в том, чтобы помочь своим детям оставаться активными, особенно когда речь идет о детях младшего возраста, поэтому нужно находить возможности для информирования родителей о том, насколько полезна физическая активность для их детей. Поощрять родителей ограничивать время, которое их дети проводят перед телевизором или компьютером, и вместо этого планировать мероприятия для всей семьи, включающие физические упражнения, такие как поездка на велосипеде или пеший поход. Родители также могут захотеть приобщить своих детей к внеклассным занятиям, чтобы помочь им оставаться активными [5];
  • расстановка приоритетов на уроках физического воспитания. Курсы физического воспитания дают учащимся возможность заниматься физическими упражнениями в течение учебного дня и могут помочь им приобрести здоровые привычки для ведения активного образа жизни. Уроки физического воспитания, на которых преподаются спортивные состязания и другие командообразующие игры, добавляют социальный компонент к физической активности, который может сделать ее более увлекательной и значимой для детей. Уроки физического воспитания могут сыграть важную роль для учащихся, которые в остальном ведут малоподвижный образ жизни;
  • подавать пример. Учащиеся, будь то маленькие дети или подростки, учатся на собственном примере, поэтому нужно делать все возможное, чтобы быть позитивным примером для подражания, когда дело доходит до поддержания активности. Учителя могут рассказать своим ученикам, чем им нравится заниматься, чтобы оставаться активными во внеклассное время.
  • поощрение здоровых привычек учащихся. Позитивное подкрепление - это проверенная стратегия обучения детей повторять определенные формы поведения, превращая их в привычки. Физическая активность должна быть ключевой частью образа жизни детей, поэтому использование позитивного подкрепления для формирования у них здоровых привычек является хорошей стратегией. Нужно найти способы похвалить учащихся за то, что они уделяют приоритетное внимание физической активности дома и за их достижения в спорте или на уроках физкультуры в учебном заведении [6].

Выводы

  1. Спорт развивает у учащихся как физическую, так и умственную силу. Ежедневные физические упражнения необходимы учащимся, потому что физические упражнения не только помогают учащимся оставаться здоровыми, но и помогают улучшить их эмоциональную форму. Спорт важен в школах, потому что он помогает привить учащимся различные навыки, такие как лидерство, терпение, выдержка, командные усилия и социальные навыки.
  2. Анализируя спортивно – досуговую деятельность в «Еврогимназии», можно сделать ввод о том, что она направлена на повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма, осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни.
  3. Для повышения эффективности организации спортивно – досуговой деятельности в «Еврогимназии» необходимо информировать учеников и их родителей о преимуществах, которые могут дать занятия спортом; подавать пример детям; поощрять участие в спортивных мероприятиях.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 2015. №4. С. 2-7.
  2. Бочарникова И.С. Досуговые предпочтения современной Российской молодежи: сравнительный социологический анализ // Теория и практика общественного развития. – №1, 2018 г. – С. 36-39.
  3. Бурмистрова Е.В. Методика организации досуговых мероприятий: учеб. пособие для СПО / Е.В. Бурмистрова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019 г. – 150 с.
  4. Золотухина И.А., Беликова Е.В., Дедловская М.В. Развитие физической культуры и спорта среди учащейся молодежи // Наука сегодня: опыт, традиции, инновации: материалам Междунар. науч.-практ. конф. Вологда: Научный центр «Диспут», 2016. С. 145-147.
  5. Камалетдинов В.Г. Физкультурно-спортивное движение: управление, пути совершенствования / В.Г. Камалетдинов // Теория и практика физической культуры. – 2017. № 4. – С. 19-21.
  6. Куликов Л.М. Модернизация педагогической системы активного здоровьеформирования подрастающего поколения / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, С.А. Ярушин // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 1. – С. 60-64.

Интересная статья? Поделись ей с другими: