УДК 796.011.3

Организация физической подготовки девочек младшего школьного возраста, занимающихся художественной гимнастикой

Буренкова Александра Михайловна – магистрант Смоленского государственного университета спорта.

Научный руководитель Дарданова Наталья Александровна – кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета спорта.

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов организации физической подготовки девочек младшего школьного возраста, занимающихся художественной гимнастикой. Обозначена значимость физического воспитания в жизни ребенка младшего школьного возраста. В работе обозначены задачи физического воспитания, решаемые в процессе учебно-тренировочной деятельности девочек младшего школьного возраста, направленные на формирование физических качеств. Представлены методы развития физических качеств, осуществляемые посредством физической подготовки у девочек младшего школьного возраста, занимающихся художественной гимнастикой.

Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, девочки младшего школьного возраста, средства физической подготовки и развития, физические упражнения.

Основы гармоничного психофизиологического развития закладываются у девочек в период достижения младшего школьного возраста. Грамотно организованный процесс физической подготовки способствует укреплению их здоровья, совершенствованию координации движений и двигательного навыка, формированию двигательных умений и теоретических знаний, а также развития физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, гибкость, общая выносливость, необходимых для гимнасток [1].

При этом, общая физическая подготовка содействует повышению уровня физического развития, двигательной подготовленности и совершенствования физических качеств, способствующих гармоничному и всестороннему развитию гимнастки. А специальная физическая подготовка предполагает развитие определенного набора физических качеств, функциональных систем, которые необходимы для успешных выступлений и достижений в художественной гимнастике. В процессе физической подготовки у девочек младшего школьного возраста формируется физическая подготовленность, которая определяется набором сформированных умений и навыков, отражающих результат физических действий и активности на протяжении определенного временного промежутка [6].

Отметим, что в данном возрастном периоде происходит завершение анатомо-физиологических процессов, отвечающих за развитие общей и крупной моторики ребенка, осуществляется формирование двигательных навыков, развиваются координационные способности и биомеханика движений верхних и нижних конечностей, что является наиболее важным аспектом при формировании базы движений в художественной гимнастике. И даже несмотря на то, что становление вышеназванных процессов далек от созревания и завершения в 6–7-летнем возрасте, но протекают они с высокой интенсивностью [6].

Развитие опорно-двигательного аппарата, скелета, суставного и связочного аппарата у девочек младшего школьного возраста не совершенно, однако интенсивность показателей физического развития, отвечающих за размерные признаки длину и массу тела, различны. В период младшего школьного возраста длина тела девочек увеличивается в большей степени, нежели масса.

В зависимости от особенностей психофизиологического развития ребенка, уровня физической подготовки и кондиции, задач учебно-воспитательного процесса тренер-преподаватель осуществляет подбор педагогических и методических приемов и средств, оказывающих влияние на организм девочек, осуществляемые в процессе занятий художественной гимнастикой [3].

Физические упражнения являются основным средством физического воспитания и физической подготовки ребенка. Они используются для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач, определяют закономерности физической подготовки, а также являются благоприятным способом формирования устойчивого интереса ребенка к занятиям художественной гимнастикой, развития психических и двигательных способностей, воспитания организаторских прикладных умений и навыков, необходимых ему в дальнейшей жизни [2].

В процессе физической подготовки гимнастки приобретают культурно-гигиенические навыки, специальные знания о технике выполнения гимнастических упражнений, происходит постепенное обучение новым видам упражнений, у девочек формируются нравственные, эстетические и волевые качества, позволяющие повысить уровень их осознанности к учебным и спортивным занятиям, к трудовой и общественной деятельности.

В зависимости от вида задачи, реализуемой в процессе учебно-тренировочных занятия художественной гимнастикой, организуются с использованием упражнений, способствующих:

  • формированию правильных физиологических изгибов позвоночника, осанки, а также профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • укреплению костно-мышечного корсета;
  • развитию статистической и динамической выносливости;
  • увеличению функциональных резервов и возможностей дыхательной системы, улучшение ее показателей;
  • повышению темпа усвоения новых движений;
  • стимулированию развития ловкости и гибкости, суставной подвижности;
  • нормализации эмоционально-поведенческих реакций, активизации адаптационных резервов, снятию эмоционального дискомфорта;
  • коррекции статистических нарушений опорно-двигательного аппарата, выявлению дефектов пространственной ориентировки [4].

В основу организации физической подготовкой гимнасток на данном этапе подготовки ложится развитие необходимых общих и специальных физических качеств, таких как гибкость, сила, быстрота, ловкость, выносливость. Однако помимо вышеперечисленных качеств для девочек, занимающихся художественной гимнастикой, необходимо развитие координация и равновесие. Развитие физических качеств гимнасток осуществляется посредством следующих способов:

  1. Быстрота у гимнасток развивается в упражнениях, выполняемых на скорость, с ускорениями и темповыми изменениями, в беговых упражнениях, выполняемых в медленном и быстром темпе, в упражнениях, способствующих активизации реакции и изменениями темпа, в процессе выполнения соревновательных упражнений.
  2. Развитие ловкости связано с применением необычных и непривычных сочетаний разнообразных движений и упражнений, осуществляемых с постепенным усложнением и повышением координационной трудности, выполнением попеременных движений и в процессе повторения.
  3. Развитие гибкости связано с уровнем подвижности суставов, эластичности мышц и связок. Высокий уровень развития гибкости повышает эффективность при выполнении физических упражнений, обеспечивает свободу и быстроту выполняемых движений. Гибкость также связана со способностью произвольного расслабления и напряжения растягиваемых мышц, участвующих в межмышечной координации. Гибкость у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, развивается в процессе растягивания, а также чередования упражнений, ориентированных на развитие силы и гибкости, без преобладания одного вида упражнения над другим, выполняемые с предельной амплитудой, часто, но небольшими сериями по 10 минут [5].
  4. Ключевым аспектом при развитии силовых качеств гимнасток являются необходимость рационального использования мышечных усилий без включения максимального напряжения. При отборе упражнений на развитие силы необходимо акцентировать внимание на упражнениях, вызывающих кратковременное силовое напряжение, нацеленных на развитие крупных мышечных групп. К таковым упражнениям относятся: метания на дальность, бег на короткие дистанции, прыжки на месте, упражнения с использованием набивных мечей. Упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы происходило чередование работы плечевого пояса, спины, живота, верхних и нижних конечностей.
  5. Развитие выносливости осуществляется при соблюдении повышения аэробной выносливости. Выносливость развивается при помощи различных видов двигательной деятельности, к которым следует отнести: игровые виды деятельности, упражнения циклического характера: плавание, бег на длинные дистанции, ходьба.
  6. Развитие координационных способностей и равновесия у гимнасток осуществляется за счет упражнений повышенной координационной сложности, которая проявляется в увеличении за счет сочетания и комбинации ходьбы с прыжками, упражнений, выполняемых по сигналу или за ограниченный временной промежуток, с инвентарем или дополнительным оборудованием [5].

Таким образом, грамотно организованный процесс физической подготовки с использованием вышеизложенных средств и методов способствует укреплению здоровья гимнасток, совершенствованию координации движений и двигательного навыка, формированию двигательных умений и теоретических знаний, а также развитию необходимых физических качеств..

Список литературы

  1. Вагина И.В., Аникин Е.Г., Стафеева А.В. Оценка и анализ состояния физической подготовленности младших школьников // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 62 – 64.
  2. Ковалева А.А., Чуфарова Л.И. Средства физического воспитания детей младшего школьного возраста // Наука-2020. 2022. № 6 (60). С. 51 – 56.
  3. Куценко Ю.Е., Тарасова Л.В. Средства и анализ физической подготовки гимнасток групп начальной подготовки // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. № 3 (44). С. 158 – 163.
  4. Росляков В.И. Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2018. 160 с.
  5. Федоров А.В., Корнилов А.Н. Физическая подготовленность младших школьников с учетом индивидуальных особенностей физической кондиции // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Сборник статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 280 – 283.
  6. Шакамалов Г.М. Физкультурно-спортивная подготовка в гимнастике: учебно-методическое пособие. Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2020. 69 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: