УДК 61

Влияние спорта на развитие в подростковом возрасте

Телегина Виктория Леонидовна – студент Государственного университета просвещения

Евдокимова Марина Александровна – студент Государственного университета просвещения

Колотушкина Юлиана Геннадьевна – студент Государственного университета просвещения

Асфалиди Виолетта Георгиевна – студент Государственного университета просвещения

Гапонова Ксения Андреевна – студент Государственного университета просвещения

Аннотация: Данная научная работа исследует влияние занятий спортом на развитие подростков. В подростковом возрасте происходят значительные физиологические, психологические и социальные изменения, и спорт может играть важную роль в этом процессе. В работе будут рассмотрены такие вопросы, как влияние спорта на физическую активность, здоровье, самооценку, социальные навыки и адаптацию подростков. Также будет проанализировано влияние различных видов спорта на развитие подростков, учитывая их предпочтения и интересы. Будут рассмотрены как индивидуальные, так и командные виды спорта, а также их влияние на формирование лидерских качеств и коммуникационных навыков. Ожидается, что результаты данного исследования помогут лучше понять влияние спорта на развитие подростков и способствуют созданию эффективных программ развития, которые будут способствовать их физическому, психологическому и социальному благополучию.

Ключевые слова: подросток, спорт, виды спорта, влияние, изменения, развитие, здоровье, тренировка.

Спорт играет значительную роль в развитии подростков и оказывает положительное влияние на их физическое, эмоциональное и социальное развитие. Спортивная активность на регулярной основе помогает подросткам поддерживать здоровый образ жизни и развивать важные навыки, которые могут быть полезными в их будущем. Физическое развитие является одним из наиболее очевидных преимуществ спорта для подростков. Участие в спортивных занятиях помогает им укрепить свое тело, развить силу, выносливость и гибкость. Регулярные тренировки способствуют формированию здоровых привычек, которые могут сохраниться на всю жизнь.

Цель исследования: выявление влияния спорта на физическое, эмоциональное и социальное развитие подростков. Для проведения исследования был выбран метод сравнительного анализа. Было проведено обширное исследование литературных источников, а также анализ результатов опросов и интервью с подростками, занимающимися спортом, и теми, кто не занимается спортом.

Подростковый возраст является одним из самых важных периодов в жизни человека. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения, а также формируются ценности и интересы, которые будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни. В свете этих факторов, занятие спортом становится особенно важным для подростков.

В подростковом возрасте потребность в физических упражнениях намного выше, чем у других возрастных групп. Занятия спортом помогают создать фундамент для будущего, определяя, насколько сильным и выносливым станет ребенок. Спорт помогает не только физически развиваться, но также способствует психическому и социальному развитию.
Физические преимущества занятия спортом для подростков являются очевидными. Регулярные тренировки улучшают физическую выносливость, укрепляют сердечно-сосудистую и иммунную системы, а также развивают координацию и гибкость. Молодые спортсмены учатся справляться с физическими нагрузками, преодолевать личные и командные преграды, и, таким образом, развивают выносливость и самодисциплину.  [1]

Все виды спорта можно разделить на три группы:

  1. Контактные виды спорта, цель которых - победить противников с точки зрения очков и целей.
  2. Спорт, в котором важны сложность и красота движений, а также получение максимального балла от судей.
  3. Рекордные виды спорта, где спортсмены стремятся показать лучшие результаты в секундах, килограммах или метрах, превзойти своих соперников.

При выборе видов спорта для подростка очень важно учитывать его физическое состояние. Физические параметры подростка не изменятся в зависимости от того, как и сколько он тренируется. Поэтому не стоит ожидать высоких результатов в спорте, требующем другого телосложения. Кроме того, важным фактором является темперамент подростка. Например, активному подростку с взрывным характером может не понравиться игра в шахматы, а трудолюбивому и спокойному человеку может быть неудобно в хоккейной команде. При выборе вида спорта также важно учитывать предпочтения подростка. Некоторым детям не нравятся командные виды спорта и слишком активные игры, в то время как другим может понравиться каратэ или другие виды боевых искусств. Плавание является универсальным видом спорта, подходящим для любого подростка, независимо от его телосложения и предпочтений.

Соревнования и командные виды спорта полезны для детей и подростков, поскольку они помогают развивать не только физическую форму, но и социальные навыки адаптации. [5]

Однако, необходимо отметить, что подростки должны заниматься спортом в меру и без излишней нагрузки на свое организм. Важно постепенно увеличивать интенсивность тренировок и прислушиваться к сигналам своего тела. Баланс между спортом и другими сферами жизни – учебой, семьей и друзьями – также очень важен для полноценного развития подростка. Необходимо быть осторожными при выполнении силовых тренировок. В некоторый момент подростки, особенно мальчики, могут стремиться казаться более мужественными и начать заниматься силовыми тренировками. Однако силовые тренировки рекомендуется начинать только после окончания периода интенсивного развития организма. В период активного роста и развития у детей могут возникать специфические симптомы, такие как головокружение, учащенное сердцебиение или даже потеря сознания. Эти симптомы связаны с тем, что развитие опорно-двигательного аппарата превышает развитие внутренних органов. В таких случаях ребенку необходимо объяснить это явление, попросить его немного подождать и предложить другие задания. Медики рекомендуют начинать силовые тренировки не раньше 16 лет для девочек и не раньше 18 лет для мальчиков. [4]

Физическая активность может оказать положительное влияние на физическое и психическое здоровье человека. В то же время существуют факторы, которые могут оказать негативное влияние на здоровье подростков. Многие врачи считают, что именно в подростковом возрасте потребность в занятиях спортом возрастает, поскольку в этот период организм человека претерпевает серьезные функциональные изменения.

Основные положительные стороны занятием спортом:

  • снижается риск заболеваемости;
  • подросток становится более внимательным;
  • более стрессоустойчивым;
  • подросток начинает контролировать свои эмоции;
  • занятия спортом влияют на дисциплину;
  • подросток становится пунктуальным;
  • начинает следить за своим питанием;
  • подросток становится более выносливым;
  • улучшается снабжение кислородом и кровообращение;
  • у подростка начинает формироваться характер;
  • подростки формируют концепцию команды и работают в ней
  • возможность похудения и т.д.

Негативные аспекты спорта:

  • слишком большая нагрузка негативно влияет на сердечно-сосудистую систему;
  • снижение аппетита;
  • возможность нарушения сна;
  • затрудненное дыхание;
  • головокружение;
  • высокая утомляемость и т.д. [3].

Также спорт может приносить множество проблем со здоровьем даже взрослым людям, а детям тем более, так как у них организм только растёт, меняется и нет стабильности, как в физическом, так и в психологическом здоровье, что является опасным. Многие родители ради достижения своих мечт пренебрегают здоровьем своего ребёнка. Например, могут умолчать факт каких-то хронических заболеваний, приобретённых уже травм, плохое самочувствие и т. д., что приводит к серьезным последствиям. Для того, чтобы постараться избежать проблем у детей, перед соревнованиями и даже перед тем, как привести заниматься ребёнка в секцию, родители должны предоставить организации справку о том, что их ребёнок здоров и никаких противопоказаний к занятиям врач не даёт. Очень важно следить за этим, а также грамотно распределять нагрузку во время тренировок. Можно чередовать активные и пассивные нагрузки, давать больше отдыха между упражнениями, но что самое главное - это внимательно следить за самочувствие ребёнка. При любом ухудшении состояния здоровья или жалобах, следует снизить нагрузку, а нередко даже приостановить занятия до момента выявления причины.

Физическое развитие

Спорт стимулирует развитие мышц, укрепляет костно-мышечную систему и способствует общему укреплению организма. Подростки, занимающиеся спортом, имеют более высокую физическую активность и лучшую физическую форму в сравнении с теми, кто не занимается спортом.

Эмоциональное развитие

Участие в спортивных занятиях также оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие подростков. Регулярные физические нагрузки способствуют выработке эндорфинов - гормонов счастья, что влияет на общую чувствительность к положительным эмоциям. При этом спорт также помогает подросткам избавляться от негативных эмоций, таких как стресс, агрессивность или депрессия. Более того, занятия спортом способствуют развитию самоконтроля, дисциплины и умения работать в команде.

Социальное развитие

Исследование показывает, что участие в спортивных коллективах способствует социализации подростков. В спортивной команде они учатся взаимодействовать с другими людьми, развивают социальные навыки и умение работать в коллективе. Спорт также способствует снятию языковых и культурных барьеров, поскольку в одной команде могут быть представители разных национальностей и наций. Благодаря спорту подростки развивают уважение к оппонентам, умение принимать победы и поражения, а также находят новых друзей и общаются с различными людьми [2].

Но также не стоит забывать о том, что может возникнуть проблема с тем, что подросток больше не хочет заниматься спортом. Обычно родители начинают подвергать ребенка различным манипуляциям, могут кричать, ругать и запугивать, нарушая все педагогические принципы. Подростка может удержать в спорте, например,  команда, с которой он посещает тренировки, а также действительно хороший тренер, который умеет сплотить коллектив. Правило для родителей: не старайтесь “удержать”, ведь подросток - это уже не ребёнок, и если он уверен, что это не то, чем он хочет заниматься, то отпустите ситуацию и примите его выбор.

Был проведен опрос среди подростков, в которые входили вопросы по поводу причин ухода из спорта, факторов, которые мешают заниматься спортом, а также количество занятий в неделю.

Что мешает заниматься физкультурой?

  • отсутствие свободного времени – 45% опрошенных;
  • плохое состояние здоровья – 14%;
  • иные причины – 18%;
  • спорт не нужен – 9%;
  • затрудняюсь ответить – 14%.

Почему вы бы могли пропустить занятия физкультурой?

  • конфликт с теренром – 46.6%;
  • занятия быстро надоедают – 36.6%;
  • проблемы в школе – 13%;
  • нежелание идти на тренировку – 12%;
  • боязнь утомления – 10%.

Причины возможного прекращения занятий спортом?

  • плохие отношения с тренером – 42%;
  • отсутствие свободного времени – 25%;
  • больше неинтересно – 19% ;
  • не получается выполнять требования – 11%;
  • частые заболевания – 3%.

Как часто вы занимаетесь в спортивной секции?

  • не посещаю – 43%;
  • 5-6 раз в неделю – 15%;
  • 3-4 раза в неделю – 19%;
  • 1-2 раза в неделю – 23% [6].

Исследование подтверждает значимое влияние спорта на развитие подростков в физическом, эмоциональном и социальном плане. Участие в спортивных занятиях позволяет им не только развивать физическую форму и укреплять здоровье, но и стимулирует эмоциональное благополучие и улучшает социальные навыки. Поэтому родители, педагоги и общество в целом должны поощрять и поддерживать подростков в занятии спортом, чтобы обеспечить их полноценное и гармоничное развитие. Спорт позволяет молодым людям реализовать свой потенциал и стать здоровыми, успешными взрослыми.

Список литературы

  1. Чернова Е.А. Важность обеспечения качественной педегогической поддержки на различных этапах деятельности спорстмена спорта высших достижений / Якушин С. А., Чибрикова М. Э., Чибриков Э. А. // В сборнике: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю. Ф. Эльзессер. Ответственный за выпуск Л. А. Павлов. 2019. С. 149-151.
  2. Чернова Е. А. Занятие спортом вырабатывает положительные качества, применимые в жизни / Якушин С. А., Чибрикова М. Э., Чибриков Э. А. // В сборнике: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю. Ф. Эльзессер. Ответственный за выпуск Л. А. Павлов. 2019. С. 204-207.
  3. Чибриков Э. А. Комплексное развитие физических способностей студентов при помощи игры в гандбол / Якушин С. А., Лифанова Е. С., Никитинская В. Н., Иванов В. А., Дидрих А. П. Учебные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 3 (217). С. 528-530.
  4. Якушин С. А. Различие уровня подгтовки студентов мгопу при занятиях в зале и на открытых площадках / Чибриков Э. А., Иванов В. А., Колдашов А. И. // В сборнике: Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании. Материалы V Национальной научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор Е. В. Разова. Москва, 2023. С. 216-220.
  5. Бакланов В. Д. Моделирование соревновательной деятельности в биатлоне на примере студентов МГОУ и МГТУ им. Н, Э. Баумана. / Якушин С. А., Чибриков Э. А., Чибрикова М. Э. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. № 11. С. 60-67.
  6. Чибриков Э. А. Методика организации образовательного процесса в период пандемии. / Якушин С. А., Чибрикова М. Э., Шепелев А. А., Дидрих А. П., Лифанова Е. С.// Учебные записки университета им. П. Ф. Лесгарфа. 2021. № 12 (202). С. 408-410.

Интересная статья? Поделись ей с другими: