УДК 796

Интерес студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения в вузе

Сбитнева Оксана Анатольевна – старший преподаватель кафедры Физической культуры Пермского государственного аграрно-технологического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Обсуждается важность, значимость занятий физической культуры и спорта. В ходе исследования был использован метод опроса, анкетирования. Выявлены основные мотивы к занятиям физической культуры и спорта. Определены факторы, повышающие интерес к занятиям. Выявлены популярные виды двигательной активности. Установлены причины снижения интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Проанализирована полученная информация по данной теме с учетом целей и задач.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, физическая культура и спорт, интерес, физические качества, физическая подготовленность, умственная и физическая работоспособность, здоровье.

В настоящее время при обучении в вузе, студенты сталкиваются с постоянным эмоциональным, интеллектуальным напряжением, высоким темпом экономических и социальных проблем. С модернизацией процесса обучения, развитием новейших технологий, большого потока информации, важным условием для формирования личности, активной умственной и физической работоспособности, гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья, становления квалифицированных специалистов, является физкультурно-спортивная деятельность. Физическая культура и спорт являются базовым компонентом формирования общей культуры студентов, одной из важных сфер оздоровления, активной формой профилактики различных заболеваний. В физкультурно-спортивной деятельности студентов объединяются личные интересы и общественные, студенты развиваются как личность, со своими ценностями, идеалами, отношением к физической культуре [1]. Приобретая теоретические знания, практические умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, необходимый уровень развития физических качеств, совершенствование спортивного мастерства, повышается интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Многогранный процесс организации интенсивной физкультурно-спортивной деятельности студентов должен быть направлен на осознание потребности в занятиях физической культуры и спорта, осмысление их психологических основ, развитие физических сил, укрепление здоровья, развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей, а также на соблюдение санитарно-гигиенических норм и привычек здорового образа жизни [2].

С целью изучения интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности был поставлен ряд задач: выявить мотивы к занятиям физической культуры и спорта; выявить факторы, повышающие интерес к занятиям; выявить популярные виды двигательной активности; выявить причины снижения интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Для выявления интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности применялся метод опроса, анкетирования. В опросе приняли участие 38 человек в возрасте 18-23 года, студенты Пермского аграрно-технологического университета имени Д.Н. Прянишникова.

При анализе полученных данных было выявлено, что физкультурно-спортивная деятельность нравится 73.6% студентам, 26.4% опрошенных не проявляют интерес к физической культуре и спорту. В ходе исследования выявлены причины (мотивы), побуждающие заниматься физической культурой и спортом: Материально-техническое оснащение спортивного инвентаря, спортивных залов – 73.6%; потребность в коррекции телосложения, желание иметь хорошую спортивную форму – 65.7%; желание укрепить свое здоровье, профилактика заболеваний – 60.5%; возможность участия в составе сборных команд факультета, вуза – 57.8%; потребность в двигательной активности – 42.1%; возможность подготовки к профессиональной деятельности – 36.8%; потребность в общении – 34.2%; потребность в самосовершенствовании – 31.5%; желание добиться спортивных успехов, получить разряд, звание – 28.8%; познание своих возможностей, способностей – 26.3%; желание заниматься любимым делом – 23.6%.

В результате опроса были выявлены факторы, повышающие интерес к занятиям физической культуры. Для студентов важна доступность спортивного инвентаря – 65.7%; продолжительность занятий – 63.1%; интересные упражнения, программа – 52.6%; умеренная нагрузка – 47.3%; работа в команде – 44.7%; развитие физических качеств – 36.8%; общение с преподавателем, тренером – 34.2%; эмоциональный фон, благоприятная обстановка - 21.0%.

Самыми популярными, наиболее интересными видами двигательной активности студенты выбрали фитнес – 68.4%; спортивные игры – 52.6%; передвижение на лыжах – 31.5%; катание на коньках – 28.9%; туристические походы- 23.6%; оздоровительный бег – 21.0%; плавание – 18.4%; скандинавская ходьба – 15.7%; утренняя гимнастика – 13.1%; закаливание – 10.5%; ЛФК – 7.8%; дыхательная гимнастика – 5.2%.

В рамках эксперимента были выявлены причины снижения интереса к физкультурно-спортивной деятельности, отказ от занятий. Наибольшее количество учащихся 44.7% считают, что не могут подобрать подходящее расписание занятий; 42.1% - респондентов далеко ездить; 39.4% - недостаток времени (совмещение учебной и трудовой деятельности); отсутствие самодисциплины – 31.5%; нет интереса к физической культуре и спорту – 26.3%; сложные программы – 23.6%; строгий преподаватель, тренер – 21.0%; недостаток спортивного инвентаря – 13.1%; низкий авторитет преподавателя, тренера – 10.5%; противопоказания по здоровью – 7.8%.

Исходя из полученных данных, выявлено, что 39.4% опрошенных посещают занятия физической культуры и спорта 1 раз в неделю; 21.0% - 2/3 раза в неделю; 18.7% - не посещают; 13.1% - посещают ежедневно; 7.8% - ¾ раза в неделю. 28.9% студентам нравится заниматься самостоятельно на открытом воздухе, 23.6% - самостоятельно в зале. Под руководством преподавателя, тренера вуза – 26.3%, под руководством тренера, инструктора, не являющегося сотрудником вуза – 21.2%.

Кроме того при посещении спортивных мероприятий студентам нравится проявлять себя в роли болельщика – 36.8%; участника соревнований – 21.3%; волонтера – 15.7%; судьи – 13.1%; тренера – 10.5%; организатора – 2.6%. Большинству респондентов интересны практические основы физической культуры – 65.7%; методические основы – 23.6%; теоретические основы – 10.7%. В ходе исследования зафиксировано мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культуры и спорта. Прослеживается интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Большинство студентов осознают значимость занятий физической культуры и спорта для здоровья, физической подготовленности, умственной и физической работоспособности. В процессе физкультурно-спортивной деятельности создаются реальные условия для саморазвития, самосовершенствования. Правильно организованная физкультурно-спортивная деятельность может стать основой рациональной организации двигательного режима студентов, способствовать нормальному физкультурному развитию и двигательной подготовленности [3]. Регулярная физкультурно-спортивная деятельность способствует развитию физических качеств, необходимых в будущей профессии, формирует двигательные умения и навыки, влияющие на оптимальный уровень здоровья, обеспечивает профилактику заболеваний. Анализ интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности является важным фактором в условиях перехода на многоуровневую систему образования.

Список литературы

  1. Сбитнева О.А. Степень востребованности и удовлетворенности студентов в физкультурно-спортивной деятельности во внеурочное время// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №5-3. С.45-47.
  2. Клетнева А.А., Давыдова С.А., Чуенко О.А. Влияние занятий физической культуры на мотивационную сферу личности студентов// Современное образование, физическая культура, спорт и туризм: Мат. 3-й региональной межвуз. науч.-практ. конф. Г.Сочи, 27-30 ноября 2012 г./ Под общ.ред. д.п.н., проф. В.Ю. Карпова.- Сочи: РИЦ СГУ, 2012.- 43-44.
  3. Кудрявцева Е.В., Крикунова М.А. Применение оздоровительных технологий в образовательном процессе Вуза// Экопрофилактика, оздоровительные и спортивно-тренировочные технологии: матер. Междунар.науч.-практич. Конф. 1-3 октября 2015 г. г.Балашов/ под.общ.ред. Д.В. Воробьева, Н.В. Тимушкиной.- Саратов.- С. 168-172.

Интересная статья? Поделись ей с другими: