УДК 796.032.2

Влияние глобализации на развитие олимпийского движения на Ближнем Востоке

Шетиви Хани Али Салем – магистрант Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма

Аннотация: Данная статья посвящена анализу взаимосвязи процессов глобализации и развития олимпийского движения на Ближнем Востоке. В работе исследован ряд аспектов и механизмов вовлечения стран Ближнего Востока в международное олимпийское движение с учетом специфики политических, социально-экономических и религиозно-культурных факторов, а также изучен вопрос о роли спортивной дипломатии в продвижении идей олимпийского движения.

Ключевые слова: международное олимпийское движение, Олимпийские игры, глобализация, спортивная дипломатия, Ближний Восток.

В условиях активных процессов глобализации всех сфер жизни общества, в том числе спортивной, особую значимость приобретают вопросы, связанные с распространением принципов и реализацией проектов международного олимпийского движения. Катализаторами формирования новой глобальной спортивной реальности на современном этапе выступают инновационные подходы к организации и проведению Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр, а также цифровизация глобального информационного пространства, основанная на пропаганде принципов состязательности, зрелищности и формирования у молодого поколения здорового образа жизни.

Целью данной работы является анализ влияния факторов глобализации на развитие олимпийского движения в странах Ближнего Востока, а также роль спортивной дипломатии в этом процессе. Понимание глобализации применительно к спорту многогранно, поскольку спорт во многом стимулирует ее процессы.

Международное олимпийское движение в условиях глобализации получило динамичное развитие за счёт появления новых видов спорта и его популяризации, а также за счет географического расширения олимпийского движения. Политические и экономические процессы современности способствовали вступлению в олимпийское движение значительного количества государств Азии, Африки и Америки.

Важно отметить, что политическое и религиозно-культурное разнообразие стран – участников международного олимпийского движения требует значительных мер со стороны представителей спортивной дипломатии, направленных на нивелирование существующих противоречий и интеграцию новых членов в олимпийское сообщество.

Так, исследователь А.О. Наумов отмечает: «Спортивная дипломатия – это деятельность правительственных и негосударственных структур в рамках реализации внешнеполитического курса государства путем организации, проведения и участия в международных спортивных мероприятиях. Сегодня идет активный процесс формирования спортивной дипломатии как эффективной гуманитарной технологии из арсенала стратегии «мягкой силы», способной решать важные задачи государства на международной арене» [1, с. 33].

При этом в таком регионе, как Ближний Восток, процесс развития олимпийского движения как социального-экономического, спортивного и культурного феномена во многом сопряжен с преодолением исторически сложившегося антагонизма по отношению к европейской системе ценностей. Данный регион сложно организован и неоднороден. Такие государства как Египет, Судан, Израиль, Иордания, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Палестинские территории, Саудовская Аравия, Йемен, Кувейт, Катар, Бахрейн, Кипр, Турция отличаются относительно высоким уровнем экономического развития, политической ситуацией в стране и готовностью к восприятию европейских ценностей и менталитета.

Поэтому значимость «спортивной дипломатии» во многом возрастает, если речь идет о ближневосточном регионе, в котором, по словам политолога А.И. Шумилина «активно формирующаяся внешнеполитическая идентичность, выражающаяся в представлениях отдельных государств и негосударственных актов о своей значимости и миссии, их стремление продемонстрировать свою “особость” и готовность не допустить усиления оппонентов, жесткое и не всегда адекватное реагирование на вызовы нередко придают межгосударственному взаимодействию хаотичный и мало предсказуемый характер» [2, с. 111].

 Применительно к государствам Ближнего Востока принято также говорить о влиянии господствующей религии на рецепцию олимпийской эстетики. Как отмечает исследователь С. Митрофанова: «международный олимпийский комитет на современном этапе столкнулся с проблемой «исламского участия» в международном олимпийском движении, что требует поиска решений в краткосрочной перспективе» [3, с. 151].

Специфика участия спортсменов из стран Ближнего Востока в Олимпийских играх связана с несколькими факторами. Прежде всего, речь идет о запрете на участие в отдельных видах спорта, особенностях религиозного культа (священный месяц Рамадан, необходимость совершать молитву несколько раз в день и отказываться от приема пищи в светлое время суток и др.). Особо следует выделить гендерный подход к спортивным состязаниям: принципы МОК направлены на соблюдение прав человека, в том числе права на равное участие в спортивных соревнованиях как мужчин, так и женщин. Очевидно, не все государства Ближневосточного региона готовы к практической реализации принципа гендерного равенства, кроме того, допущенные к участию в состязаниях женщины испытывают ряд ограничений, связанных с ношением элементов религиозной одежды.

Вместе с тем, развитие и демократизация олимпийского движения приводит к популяризации региональных спортивных мероприятий, например, Азиатских игр, причем данные явления освещаются, в том числе, в русскоязычном сегменте Интернет-источников, примером может служить сообщение такого рода: «Саудовская Аравия и Катар будут бороться за право проведения Азиатских игр 2030 года после того, как Олимпийский совет Азии объявил о приёме заявок от Эр-Рияда и Дохи на проведение Игр [4, URL]. Региональными играми также являются Исламские игры солидарности.

О значимости национальных и континентальных спортивных Игр указывает исследователь олимпийского движения К.В. Симонов, отметивший, что «современное олимпийское движение представляет собой, образно говоря, огромный айсберг, вершиной которого являются Олимпийские игры. Основанием же ему служат многочисленные спортивные форумы – национальные, региональные, континентальные игры, получившие признание и покровительство Международного олимпийского комитета и составляющие мощное и стремительно развивающееся олимпийское движение» [5, с. 346].

 Важнейшим достижением международного олимпийского движения стало распространение принципов состязательности на спортивные сообщества Ближневосточных государств, т.к. «Олимпийское движение в настоящее время является уникальным социальным институтом развития, распространение и освоение культуры двигательной деятельности человека и человечества. Общепризнанно связывать олимпизм с соперничеством, состязательностью, под которыми понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями или человека с самим собой. Именно соревновательная деятельность и подготовка к ней являются основными признаками, отличающими олимпийский спорт – спорт для всех от других феноменов» [6, с. 187].

Положительной тенденцией на пути интеграции государств Ближнего Востока в международное олимпийское движение является распространение принципов олимпийского образования как общекультурного и педагогического компонента олимпийской системы. Еще одним фактором, способствующим распространению идей олимпизма, является перевод на национальные языки литературы по олимпийской проблематике.

При этом немаловажно, что для Международного олимпийского комитета очевидна необходимость соблюдения принципа широкого представительства, когда к членству в МОК и участию в Играх допускаются все государства, согласные следовать основополагающим принципам олимпийской хартии. Как гласит Хартия, «осуществление прав и свобод, предусматриваемых настоящей олимпийской хартией, должно быть обеспечено отсутствием какой-либо формы дискриминации – расовой, языковой, религиозной, политической, по признаку цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, наличия иного мнения, национального или социального происхождения, обладания собственностью, рождения или иного статуса» [7].  

Теоретические принципы и постулаты, декларируемые олимпийской хартией, носят четко выраженный гуманистический характер. Однако эти принципы долгое время не в полной мере применялись в практике олимпийского движения. Преодолению негативных тенденций во многом способствовали именно процессы глобализации, доказавшие, что религиозные различия не могут быть препятствием для общности культурных и спортивных интересов.

 Таким образом, глобализация современного социума и принцип политической многополярности в немалой степени способствовали вовлечению стран Ближнего Востока в олимпийское движение, при этом основными методами были:

  • инструменты спортивной дипломатии;
  • пропаганда олимпийских идей среди молодежи;
  • частичное преодоление религиозно-культурных противоречий.

Также можно сделать вывод, что, несмотря на глобализацию, уровень участия стран Ближневосточного региона в олимпийском движении неодинаков и определяется социально-политической обстановкой, в том числе вовлеченностью в военные конфликты.

Список литературы

  1. Наумов А.О. Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы».// Мировая политика, 2017 – 4, С. 32-43.
  2. Шумилин А.И. Ближний Восток: окно возможностей или западня для атлантистов?// Мировая экономика и международные отношения, 2019, том 63, № 7, с. 111-120.
  3. Митрофанова С. Исламский фактор и международное олимпийское движение// Россия и мусульманский мир. 2011. № 9. С. 154-158.
  4. https://eadaily.com/ru/news/2020/04/23/dve-arabskie-monarhii-otkryli-novyy-front-borby-sportivnyy». Дата обращения 20.02.2023.
  5. Симонов К.В. Афро-Азиатские игры: к вопросу о развитии олимпийского движения на Востоке // Олимпизм: истоки, традиции и современность: сборник статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. Воронеж: «Научная книга», 2017. С. 346-351.
  6. Алёшина С.Н., Алёшин С.В. Олимпийское// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2016. № 1 (16). С. 91-97.
  7. Олимпийская хартия. Электронный ресурс. Режим доступа https://olympic.ru/upload/2020/02/charter-26.06.2019-rus.pdf . Дата обращения – 15.02.2021.

Интересная статья? Поделись ей с другими: