УДК 796.015.5

Идеомоторные тренировки

Краева Валерия Игоревна – студент Медицинского факультета Государственного университета просвещения.

Куйбышева Анастасия Сергеевна – студент Медицинского факультета Государственного университета просвещения.

Научный руководитель Ксенофонтов Александр Владимирович – ассистент кафедры Неврологии и нейрохирургии Института последипломного образования Ивановской государственной медицинской академии.

Аннотация: Статья посвящена идеомоторным тренировкам. Раскрываются вопросы о том, что такое идеомоторные тренировки, как они выполняются и для чего спортсменам стоит обучаться технике идеомоторных тренировок.

Ключевые слова: идеомоторные тренировки, спорт, визуализация, упражнения.

Идеомоторная тренировка – это вид тренировки, направленный на воссоздание упражнения в уме и совершенствование спортивных навыков на основе когнитивного представления.

Одни из первых работ, посвящённых идеомоторным тренировкам, принадлежат Эдмунду Якобсону (1931), который заметил, что, когда спортсмен воображает движение, например, сгибание руки, это вызывает небольшие рефлекторные мышечные сокращения мышц-сгибателей [1]. Это обусловлено тем, что все движения человека контролируются корой головного мозга. Человек учится сначала ходить, потом бегать и выполнять более сложные упражнения в течение всей жизни и закрепляет навык путем тренировки. Моторная зона находится в прецентральной извилине коры головного мозга. Шестое и восьмое поля по Бродану занимает премоторная кора, она отвечает за планирование сложных движений. Премоторная кора получает информацию от различных чувствительных рецепторов: слуховых, тактильных и зрительных, а также от вестибулярного аппарата. Таким образом, органы чувств помогают формировать адекватные планы сложных движений.

Мозжечок участвует в обеспечении большей скоординированности импульсов, поступающих от коры головного мозга, движения человека становятся более плавными, чёткими и целенаправленными. Важную роль имеет ретикулярная формация, она связана со специфическими движениями головы, глаз, плеч и т.д.

Мысленное представление движений, концентрация на визуализации правильно выполненного упражнения, повышает активность функций мозга, отвечающих за выполнение этого самого движения. Идеомоторные представления помогают в выполнении реального действия, вызывая соответствующую импульсацию в исполнительных органах.

Идеомоторная тренировка включает в себя мысленное моделирование действий спортсмена во время выполнения определённого упражнения. При проведении такой тренировки очень важна умственная концентрация, которая позволяет мысленно повторять действие, не двигая при этом ни одной мышцей. Например, теннисист может визуализировать, что собирается совершить подачу или выполнить удар. В каком-то смысле это фильм, который разыгрывается в сознании спортсмена.

Идеомоторную тренировку можно проводить двумя способами: от первого или от третьего лица. Спортсмен может чувствовать себя вовлеченным в действие, проживать его изнутри, представлять свое тело и свои мышцы в действии. Или он может представить тело другого человека, а затем скопировать это упражнение с точки зрения третьего лица (как зритель).

Идеомоторная тренировка имеет 3 основные функции:

  • освоить новую технику;
  • закрепить уже знакомую технику;
  • исправить технику, которая была плохо освоена [2].

Спортсмен должен мысленно проживать свою тренировку. При должном старании и повторении он способен представлять себя во время физического упражнения. Такая мысленная визуализация позволяют учиться и совершенствоваться.

Мысленное представление при идеомоторной тренировке должно быть такой же интенсивности, как и сон. Но, в отличие от снов, оно происходит сознательно, контролируемым образом. Визуализация движения включает в себя возбуждение мозговых центров и рефлекторные сокращения мышц. Это имеет физиологическое значение для организма, повышает точность движений спортсмена и закрепляет в памяти схему правильной последовательности действий при выполнении упражнения [3].

Идеомоторные тренировки также подходят для изучения новых упражнений, так как помогают усвоить прием и запомнить его.

Ключом к эффективности идеомоторных тренировок является то, что когда мозг спортсмена воображает выполнение упражнения, он передает импульсы мышцам, отвечающим за то движение, которое он воображает [4]. Таким образом, всё происходит на нервно-мышечном уровне, как если бы упражнение действительно выполнялось. Повторение процесса представляет собой аутентичную тренировку, преимуществом которой является отсутствие утомления от физической нагрузки.

В области физической культуры и спорта идеомоторные тренировки обладают хорошей эффективностью и могут применяться для закрепления и улучшения точности выполнения упражнений [5].

Идеомоторные тренировки будут нужны, например:

  • после периода интенсивной физической активности, когда спортсмен уже устал;
  • перед соревнованием для повторения различных ударов и позиций;
  • для визуализации разных упражнений между тренировками;
  • для представления комплексных упражнений для улучшения техники (например, для фигуристов) [6].

Обучение технике идеомоторных тренировок включает два этапа:

1 этап: формирование у спортсмена общей способности воображать свои действия.

2 этап: применение этого навыка для изучения конкретных двигательных задач.

Особую пользу для спортсменов идеомоторные тренировки приносят при изучении новых техник и упражнений, при исправлении ошибок в уже известных упражнениях, при разминке перед физической активностью, для улучшения и совершенствования навыков хорошо известных техник, когда спортсмен вынужден прервать тренировки, например, из-за травмы [7].

Идеомоторная тренировка способствует улучшению координации, потому что позволяет через мысленные и визуальные представления лучше усвоить технико-тактические варианты выполнения движения, оптимальный режим работы мышечного аппарата.

Спортсмену стоит начинать выполнять идеомоторные тренировки под присмотром тренера. Во-первых, мысленное представление движений должно производиться в соответствии с особенностями техники в конкретном виде спорта. Во-вторых, в достаточной степени старательно концентрировать внимание на выполнении конкретных элементов действия не всегда удаётся с первого раза.

Тренеру для составления плана идеомоторных тренировок необходимо обладать пониманием техники, анатомии, физиологии, спортивной психологии, также он должен знать индивидуальные особенности движений каждого спортсмена, которого обучает. Программу обучения спортсмену и его тренеру лучше разрабатывать совместно. Недостаточно продуманная программа может привести к неправильному выполнению упражнений из-за представления нечётких, ошибочных движений [8].

Идеомоторные тренировки стоит начинать с основных, самых простых упражнений, спортсмен научится видеть положение своего тела, осознавать ритм движений. Затем тренировка должна все больше и больше стремиться к улучшению представления о наиболее точных компонентах деятельности разных групп мышц.

Таким образом, спортсмены со временем учатся выполнять упражнения разной сложности:

  • относительно простые, стимулирующие деятельность анализаторов нервного и мышечного аппарата и готовящие тело к более сложным движениям;
  • сложные, полностью мобилизующие функциональные возможности спортсменов.

Список литературы

  1. «Важность обеспечения качественной педагогической поддержки на различных этапах деятельности спорстмена спорта высших достижений» Чернова Е,А., Чибрикова М.Э., Чибриков 3.А., Якушин С.А, В сборнике: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ у "Нацразвитие". Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер, Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. 2019. С. 149-151.
  2. «Занятие спортом вырабатывает положительные качества, применимые в жизни» Чернова Е,А., Чибрикова М.Э,, Чибриков Э.А., Якушин С.А. В сборнике: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ . "Нацразвитие", Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю.Ф, Эльзессер. Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. 2019. С. 204-207.
  3. «Комплексное развитие физических способностей студентов при помощи игры в гандбол» Чибриков Э.А., Якушин С.А., Лифанова Е,С., Никитинская В,Н., Иванов 8.А‚, Дидрих А.П, Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023, № 3 (217). С. 528-530.
  4. «Различие уровня подготовки студентов МГОПу при занятиях в зале и на открытых площадках» Якушин С.А., Чибриков Э,А,, Иванов В.А., Колдашов А.И. В сборнике; Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании. Материалы национальной научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор Е.В. Разова. Москва, 2023. С. 216-220.
  5. «Комплексное развитие физических способностей студентов при помощи игры в гандбол» - Чибриков Э.А., Якушин С.А., Лифанова Е,.С., Никитинская В.Н., Иванов В.А., Дидрих А.П. , Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. №3 (217). С. 528-530.
  6. «Моделирование соревновательной деятельности в биатлоне на примере студентов МГОУ и МГТУ им. Н.Э, Баумана» : Бакланов В.Д., Якушин С.А., Чибриков Э.А., Чибрикова М,Э. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2021. № 11. С. 6067.
  7. «Методика организации образовательного процесса в период пандемии» Чибриков Э,А,, Якушин С.А., Чибрикова М,Э., Щепелев А.А., Дидрих А.П., Лифанова Е.С. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2021, № 12 (202). С. 408-410.
  8. «Изучение уровня подготовленности студентов на основании контрольных нормативов» Колдашов А,И., Князева Ю.С., Горячкин Д.Б., Горячкина В.8., Симаков В.В., Симаков Д.В. Ученые записки университета им. П.Ф, Лесгафта, 2022, № 10 (212). С. 187-190.

Интересная статья? Поделись ей с другими: