УДК 796.03

Проблемы развития национальных видов спорта в России

Гапонова Анастасия Юрьевна – преподаватель Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Панкратьева Екатерина Ивановна – студент Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. 

Аннотация: Развитие системы физической культуры и спорта в Российской Федерации недостаточно учитывает потенциал национальных видов спорта. Можно выделить общие и частные проблемы развития национальных видов спорта в России, решение которых будет способствовать повышению роли национальных видов спорта.

Ключевые слова: национальные виды спорта, стратегия развития физической культуры и спорта, ценности, образование.

В России развитие физической культуры и спорта с 2020 года подчинено Стратегии [1], в которой определены основные направления различных основ физической культуры и спорта (экономическое, научное, медицинское, педагогическое). Одним из приоритетных направлений является «содействие развитию национальных видов спорта как части традиционной культуры народов, населяющих Российскую Федерацию» [1]. При этом исследователи проблем развития сферы физической культуры и спорта отмечают, что возможна дифференциация на общие и частные проблемы.

К общим проблемам можно отнести проблемы фундаментального характера, например, вопросы терминологической точности, правового характера и пр. Так, А. А. Захаров [2] отмечает, что термин «национальные виды спорта» имеет неопределенный правовой статус. Так, в Законе о физической культуре и спорте от 2007 года [3] под национальными видами спорта понимаются те виды, которые были сформированы и реализованы в одном из субъектов Российской Федерации (в его пределах). При этом территориальная ограниченность предполагает, что и соревнования носят региональный характер, следовательно, присваиваемые звания и награды также могут быть исключительно региональными (например, мастер спорта республики, а не мастер спорта РФ). Так как звания определяют не только спортивный статус, но и в значительной степени материальную поддержку, эта проблема становится более широкой, нежели просто уточнение термина.

С другой стороны, проблемы национальных видов спорта имеют и частный характер. Так, национальные виды спорта культуроспецифичны, что проявляется в отражении национальной ментальности и народных традиций в видах спорта. Это может приводить к противоречию между желанием региона сохранить свою «спортивно-национальную идентичность» [4] и выйти за пределы региона в признании своих видов спорта.

Исследователи (В. Ц. Цыренов, В. В. Аюшеев [5] и другие) отмечают значимость национальных видов спорта для народа или региона. Так как спорт – это не только развитие физических качеств, но и становление личности в широком смысле, национальные виды спорта способствуют формированию национальной и гражданской идентичности, включению в уникальную культуру народа, народности, этноса. И эта задача среди прочих является задачей государственной важности. В России на сохранение и развитие национальных видов спорта направлены проводимые фестивали, всероссийские и региональные соревнования, спартакиады по национальным видам спорта: спартакиада народов Севера России "Заполярные игры", фестиваль «Кавказские игры», первенство России по татаро-башкирской национальной спортивной борьбе «Кореш» и другие. Это расширяет географию национальных видов спорта, позволяет познакомить россиян с видами спорта различных регионов, а также способствует сохранению культурных основ национального самосознания. Ю. В. Пайгунова соавт. [4] отмечает, что вследствие сохранности традиций национальных видов спорта на протяжении веков виды спорта обладают собственными ценностными характеристиками: ценность жизни и проживания ее (что проявляется в фестивальности и праздничном характере состязаний), ценность самоактуализации как аспект инициации и покорение собственной природы, ценность народной физической культуры как средства воспитания, а также экологичность, объединение в один этнос на основе единых традиций.

Данные факты определяют необходимость сохранения и развития национальных видов спорта, а для некоторых – и возрождения. Реализация данного процесса возможна на различных уровнях: на уровне образовательных организаций дошкольного, школьного, среднего и высшего образования, на уровне массового или профессионального спорта. Первый уровень предполагает включение в региональный компонент Федеральных образовательных стандартов, в программу по физической культуре для детских садов, школ и др., что обеспечивает развитие представлений у детей, подростков и молодежи Российской Федерации о национальных видах спорта, может повысить интерес к занятиям физической культурой [6], способствовать духовно-нравственному развитию подрастающего поколения [7]. Этнопедагогический аспект национальных и народных видов спорта [8] определяет их назначение («имеют развлекательную основу») и структуру («включают в себя элементы театрального, танцевального, музыкального и поэтического искусства”, [8, с. 96]). В рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготского освоение ребенком культурного и общественного опыта человечества в целом и своего народа в частности является основой обучения и развития [9]. В. А. Власов [10] отмечает, что национальные виды спорта не только способствуют формированию здорового образа жизни среди коренных этносов России, но и развивают сотрудничество как внутри одного этноса, так и между этносами, народами России, укрепляют межнациональные связи.

В 2010 году в Российской Федерации был создан Союз национальных и неолимпийских видов спорта (СННВС), в 2020 году было проведена I Ассамблея национальных видов спорта и этнической физической культуры. В резолюции отмечено, что “развитие национальных видов спорта и этнической физической культур, кроме задач оздоровления, физического и духовного совершенствования населения России, решает комплекс задач гражданско-патриотического, национально-культурного воспитания личности, способствует сохранению национально-культурной идентичности и укреплению взаимоуважения и дружбы народов России” [11]. При этом участники Ассамблеи отметили недостаточность нормативно-правовой базы для развития национальных видов спорта, отсутствие программы развития данных видов спорта на государственном уровне, недостаток научных и методических исследований по проблеме. Значительной проблемой является популяризация национальных видов спорта и спортивно-патриотическое воспитание на их основе. Кроме того, в Реестре национальных видов спорта присутствует только 8 видов из всех видов спорта 193 этносов, представленных на территории Российской Федерации, что не только ограничивает возможности развития национальных видов спорта, но и негативно сказывается на их сохранении.

Таким образом, в настоящее время существуют общие и частные проблемы развития национальных видов спорта в Российской Федерации:

  1. Общие проблемы:
  • неопределенность (недостаточность) правового статуса “национальные виды спорта” в Законе о физической культуре и спорте;
  • отсутствие большинства национальных видов спорта в Реестре национальных видов спорта;
  • противоречие между стремлением признания национального вида спорта и сохранением его этноспецифичности;
  • отсутствие программы развития национальных видов спорта;
  1. Частные проблемы:
  • регионализм в присвоении спортивных разрядов по национальным видам спорта,
  • недостаток высококвалифицированных специалистов и отсутствие научно-методической базы развития национальных видов спорта;
  • недостаточность развития педагогических аспектов (программ, методик) обучения детей и учащейся молодежи национальным видам спорта как в пределах одного субъекта Российской Федерации, так и на территории страны в целом;
  • ограниченное присутствие национальных видов спорта в массовой физической культуре и спорте в различных возрастных группах;
  • отсутствие исследований по проблеме адаптации национальных видов спорта для лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью.

Список литературы

  1. Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года [Электронный ресурс] режим доступа https://www.minsport.gov.ru/activity/strategy/ (дата обращения 11.11.2023).
  2. Захаров, А. А. Проблема правового статуса национальных видов спорта в Законе Российской федерации о физической культуре и спорте / А. А. Захаров // Научно-теоретический журнал “Ученые записки” № 7 (77). – 2011. – С. 73-76.
  3. Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации
    от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ [Электронный ресурс] режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038 (дата обращения 11.11.2023).
  4. Пайгунова, Ю. В. Национальные виды спорта как фактор развития граданской идентичности: ценностно-нормативный подход / Ю. В. Пайгунова, А. В. Гут, Н. З. Аппакова-Шогина // Проблемы современного педагогического образования, № 68-1, 2020. – с. 340-343.
  5. Цыренов, В. Ц. Национальные виды спорта как средство культурного развития студентов / В. В. Цыренов, В. В. Аюшеев // Мир науки, культуры и образования. – 2019. – №2 (75). – С. 176-178.
  6. Сензитова, М. И. Роль национальных видов спорта для повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой / М. И. Сензитова, Е. И. Саввинова, Н. Р. Сензитова, М. М. Хоютанов // Ученые записки НГУ им. П. Ф. Лесгафта – 2019.– №10 (176). – С. 317-320.
  7. Бымбыгыденова, С. Б. Национальные виды спорта как средство социально-духовного развития молодого поколения на примере факультета «Физическая культура и туризм» Республиканского многоуровневого колледжа) / С. Б. Бымбыгыденова // Вестник Бурятского Государственного университета. – 2013. – №5. – С. 125-130.
  8. Мендот, Э. Э. Национальные виды спорта и игры как этнопедагогическое и духовное воспитание на уроках физической культуры / Э. Э. Мендот, Э. Э. Мендот, И. Э. Мендот // Вестник Бурятского Государственного университета. – 2013. – №3. – С. 96-100.
  9. Хоминская В.В. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского как философская методология современного образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 3. С. 32-41.
  10. Власов, В. А. Некоторые актуальные проблемы в области государственного регулирования физической культуры и спорта и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации / В. А. Власов // Эпоха науки №16 – Декабрь 2018г. Юридические науки. – С. 15-19.
  11. Резолюция I Ассамблеи Национальных видов спорта и этнической физической культуры [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.snnvs.com/post/резолюция-i-ассамблеи-национальных-видов-спорта-и-этнической-физической-культуры (дата обращения 10.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: