УДК 796.03

Национальные виды спорта как средство воспитания патриотизма студентов вуза

Гапонова Анастасия Юрьевна – преподаватель Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Серов Евгений Сергеевич – студент Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. 

Аннотация: Традиционные духовно-нравственные ценности и патриотизм сегодня являются ключевым понятием воспитательного процесса. Физическая культура и спорт, особенно национальные виды спорта, способствуют патриотическому воспитанию молодежи через осознание культурной и социальной идентичности и приобщение к традициям своего народа и России в целом.

Ключевые слова: национальные виды спорта, патриотизм, гражданская позиция, социально-культурная идентичность, традиционные ценности, студенты, вуз.

Студенчество с момента своего формирования как особого целеустремленного, активного интеллектуального сообщества привлекало внимание социума. Воспитание нравственных качеств будущей интеллектуальной элиты сегодня является приоритетным направлением образовательного процесса в вузе. Гуманизация, приоритет духовно-нравственных ценностей, патриотизм как характеристика личности – вот вектор развития современного российского высшего образования. Физическое воспитание в этом аспекте становится прикладным фактором решения данной задачи.

Современная стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации позволяет включить в массовый спорт и занятия физической культурой различные слои населения, и в первую очередь студентов. Их желание развиваться физически и интеллектуально, придерживаться здорового образа жизни позволило в значительной мере реализовать задачи комплекса “Готов к труду и обороне” для данной возрастной категории. В то же время национальные виды спорта, являющиеся основой культурной и социальной идентичности и способствующие осознанию своей принадлежности к обществу, в комплексе ГТО не представлены.

Патриотизм как составляющая гармоничного развития личности является компонентом гражданской позиции человека (Гуляева И.Л., с. 62). Гражданская идентичность как важнейший фактор патриотического воспитания определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Патриотизм обязательно предполагает не только убеждение, но и активное действие на благо страны (Ильичев Н.М., с. 85). Патриотизм имеет мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, регулятивную и ценностную функции, которые получают свое выражение в поведении человека (Ильичев Н.М., с. 88). Гражданская позиция может быть отражена на когнитивном (понимание, знание), мировоззренчески-ценностном (ценности, мотивация), деятельностном (поведение) уровнях (Плотникова Е.Ю., с. 220). Следовательно, патриотическое воспитание должно включать работу на всех уровнях: знание, мировоззрение, поведение.

Национальные виды спорта, как отмечают исследователи (Р. И. Платонова и другие), являются значимым фактором в развитии социально-культурной идентичности, приобщении к истокам народной традиции, ценностям как на уровне этноса, так и на уровне всей страны как многонационального поликультурного социума. Значение национальных видов спорта в формировании и развитии гражданской позиции трудно переоценить на всех уровнях: знание о национальной спортивной традиции, освоение ценностно-мировоззренческих компонентов и участие в праздниках, соревнованиях и мероприятиях позволяет человеку независимо от возраста реализовать свою потребность в принадлежности к группе на высоком духовно-нравственном уровне. Тем важнее становятся национальные виды спорта в патриотическом воспитании студентов вуза.

К национальным видам спорта относят виды, представленные в традициях народов Российской Федерации: мас-рестлинг, куреш, аударыспаг, городки, хапсагай, ездовой спорт, борьба на поясах, северное многоборье, казарла, лямпы и многие другие. Национальные виды спорта развивались с учетом природных условий, потребностей группы в развитии тех или иных физических качеств (силы, выносливости, координации и пр.), основных занятий. Каждый национальный вид спорта отражает мировоззрение народа, его отношение к природе и человеку, философию бытия, имеет свою степень зрелищности, активности и опасности. Национальным видам спорта присуща фестивальность, так как соревнования обычно были приурочены к большим традиционным праздникам (праздник урожая, приход весны и пр.). Элементы национальных видов спорта прочно вошли в практику физического воспитания подрастающего поколения в национальных республиках Российской Федерации, спортивные игры и их элементы используются и за их пределами. Школьники приобщаются к культуре своего народа, овладевают двигательными навыками, становятся патриотами своей малой Родины.

В то же время распространение национальных видов спорта среди студентов российских вузов вне субъектов РФ практически не реализуется, хотя значимость национальных видов спорта в формировании патриотизма и гражданской позиции студентов рассматривается многими авторами (Р. И. Платонова, И. П. Афонина, Р. Ш. Имангулов и другие). Рассмотрим значение национальных видов спорта на формирование гражданской позиции и развитие патриотизма у студентов в рамках представлений об уровнях развития патриотизма.

  1. Когнитивный уровень (знание). Знание о традициях народов России, их разнообразии и общих принципах позволяет студенту на уровне интеллектуального обобщения сформировать представление об общих духовных корнях национального спорта в любом этносе, осознать многообразие традиций нашей страны, найти общий духовно-исторический компонент в развитии традиционных ценностей у каждого народа.
  2. Ценностно-мировоззренческий уровень (ценности и мотивация). Национальным видам спорта присуща глубокая экологичность сознания, связь с эпосом и культурой народа, коллективизм и социальное взаимодействие, без которого в трудных природных условиях группа не могла бы выжить. Как отмечает Ю. В. Пайгунова (Пайгунова Ю. В., стр. 343), “ ценностно-нормативный подход дает основу концептуализации культуры состязательности и физического оздоровления народа через понимание принципов социальной регуляции данного вида человеческой практики, и, в конечном счете, определяет перспективы развития определенного вида спорта как фактора гражданской и этнической идентичности”.
  3. Деятельностный уровень (поведение). Привлечение студентов к участию к освоению национальных видов спорта позволяет расширить их двигательный опыт, развить физические способности, повысить мотивацию к занятиям физической культурой. Базирующийся на предыдущих уровнях, деятельностный уровень предполагает сознательное освоение поведенческий паттернов с учетом когнитивных и ценностно-мировоззренческих компонентов, что делает занятия национальными видами спорта в вузе фактором патриотического воспитания настоящего гражданина России.

Список литературы

  1. Гуляева, И.Л. «Гражданином быть обязан...»: формирование гражданской позиции личности. – М.: Просвещение, 2011. – 85 с.
  2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (26.05.2022).
  3. Ильичев, Н.М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. – 2003. – №3. – С. 84-89.
  4. Плотникова, Е.Ю. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно-педагогическое образование. – 2019. – № 6. – С. 218-226.
  5. Платонова, Р. И. Миссия национальных видов спорта в глобализирующемся мире / Р. И. Платонова // Вестник спортивной науки. Массовая физическая культура и оздоровление населения. – 2012. – №6 – С. 61-64.
  6. Тангриев, А. Т. Национальный спорт в вузе / А. Т. Тангриев, О. В. Дачев // Наука, техника, образование, 2019. – №1 (54) – С. 69-71.
  7. Афонина, И. П. Национальные виды спорта для физического воспитания студентов / И. П. Афонина // Известия Тульского государственного университета, 2013. – №1. – С. 76-80.
  8. Имангулов, Р. Ш. Роль национальных вилов спорта в этническом и физическом воспитании молодежи / Р. Ш. Имангулов, Э. М. Мугаттарова, К. И Хуснетдинова, А. А. Тюленева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3 – С. 98-103.
  9. Имангулов, Р. Ш. Национальные виды спорта как средство адаптации в вузе студенческой молодежи из сельской местности / Р. Ш. Имангулов, Э. М. Мугаттарова, К. И Хуснетдинова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып 11. – С. 23-28.
  10. Цыренов, В. Ц. Национальные виды спорта как средство культурного развития студентов / В. Ц. Цыренов, В. В. Аюшеев // Мир науки, культуры, образования. №2(75) 2019. – С. 177-178.
  11. Пайгунова, Ю. В. Национальные виды спорта как фактор развития гражданской идентичности: ценностно-нормативный подход / Ю. В. Пайгунова, А. В. Гут, Н. З. Аппакова-Шогина // Проблемы современно педагогического образования, № 68-1, 2020. – с. 340-343.

Интересная статья? Поделись ей с другими: