УДК 33

Система управления инвестиционной деятельностью государственного предприятия

Литвина Кристина Яковлевна – кандидат экономических наук, директор Департамента программ капитальных вложений  Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга», доцент кафедры Отраслевой экономики и финансов Российского государственного педагогического университета

Аннотация: В статье рассматриваются особенности инвестиционной деятельности, присущие государственному предприятию. Автором предлагаются ключевые составляющие системы управления инвестиционной деятельности государственного предприятия, без которых невозможно осуществление эффективной инвестиционной деятельности и достижение значимых результатов такой работы.

Ключевые слова: инвестиции, система управления, государственное предприятие, капитальные вложения, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика, риск, риск-менеджмент.

Определяющую роль успешного развития организации, независимо от ее организационно-правовой формы и вида деятельности, играет грамотная разработка  инвестиционной политики и ее системная реализация. Однако стоит помнить, что инвестиционные решения принимаются не только в интересах самих субъектов инвестиционной деятельности, но и в общественных интересах. Именно в такой парадигме реализуется инвестиционная политика ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга”.

В классическом понимании под инвестициями (от лат. invest – «вкладывать») понимают вложения капитала, для которых главной целью является возврат всех вложений с гарантированной прибылью, учитывая всевозможные риски, которые могут сопровождать каждый такой проект (вложение). Но ошибочно считать, что результатом инвестирования является исключительно прибыль, полученная по результатам нивелирования рисков проекта и различных издержек. В результате инвестирования организация также получает новые технологии (которые напрямую зависят от вида деятельности организации), обеспечивает их внедрение, что повышает стоимость организации и ее конкурентоспособность на рынке [2].

Согласно Федеральному закону от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под инвестициями понимают денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Толкования и определения понятия «инвестиции» рассматривались и предлагались различными исследователями. Так, В.В. Бочаров считал, что инвестиции включают в себя ценности, используемые в предпринимательской деятельности. При этом такие ценности он разделял на 2 категории: имущественные и интеллектуальные. Именно ценности, вложенные в предпринимательскую деятельность, по его мнению, и формируют ту самую прибыль, которая должна быть получена от такого вложена. Или же мог быть получен какой-либо другой полезный эффект, которым для государственного предприятия смело может являться социальный эффект в виде удовлетворения общественной потребности в различного рода социальном благе, которое государство гарантирует гражданам [3].

Некоторые ученые подходили к исследованию инвестиций через их классификацию. Инвестиции  на реальные (например,  земля, оборудование, цех и пр.) и финансовые (оформленные в письменном виде обязательства, например, контракты, договоры и пр.) классифицировал У. Шарп, который считал, что нет какой-либо одной из доминирующей форм, они существуют во взаимодействии и во взаимосвязи. 

Современный подход также рассматривает инвестиции в двух формах: как сами материальные ресурсы и ценности, так и непосредственные затраты, связанные с вложением капитала. Таким образом, инвестиции - это сочетание вложенного капитала с целью получения прибыли и денежных отношений, возникающих между различными участниками инвестиционной деятельности.

Задача инвестиционной деятельности любого предприятия заключается в формировании источников поступления инвестиций, их эффективном планировании, рациональном распределении и использовании с последующим анализом эффективности реализации каждого инвестиционного проекта, включая экономическую эффективность. 

По нашему мнению, одна из ключевых ролей в системе управления инвестиционной деятельности должна отводиться оценке эффективности инвестиционных проектов, каждый из которых в совокупности влияет на эффективность реализации инвестиционной деятельности организации.

Оценка эффективности проекта, как правило, должна определяться на основе следующих показателей:

  • соотношение собственных и заемных средств;
  • объемы инвестиций в производственные и непроизводственные объекты, что позволяет определить объем отвлечения средств на не основное производство;
  • объем финансирования приоритетных проектов по отношению к остальным капиталовложениям;
  • уровень капиталоемкости вводимого в эксплуатацию оборудования;
  • показатели внутренней нормы доходности по проекту. В зависимости от влияния инвестиций на деятельность предприятий их результат может характеризоваться экономическими, социальными, техническими, политическими, экологическими или иными значимыми результатами [2].

При этом, когда мы говорим о результатам реализации инвестиционного проекта и оцениваем его эффективность, следует предусматривать различные показатели для каждого вида эффективности, так как цели каждой заинтересованной стороны будут различными.

Так, в рамках коммерческой эффективности реализации инвестиционного проекта значимым результатом для инвесторов будут являться финансовые показатели и результаты. Если рассматривать экономическую эффективность в ее классической форме “соотношение затрат и полученного результата”, то для всех участников такого инвестиционного проекта значимым будет положительное сальдо при достижении запланированной цели.

Если мы рассматриваем государственное предприятие, то следует выделить еще один вид эффективности реализации инвестиционных проектов - бюджетная эффективность или эффективность расходования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В рамках реализации крупных инвестиционных проектов, значимых для бюджетов различных уровней бюджетной системы, в значительном объеме привлекаются бюджетные средства, которые должны быть потрачены эффективным образом и позволить достичь заданного или наилучшего результата в интересах граждан муниципалитета, региона или страны.

Важную, но, на наш взгляд, недооценённую роль играет учет и оценка рисков при определении эффективности реализации инвестиционного проекта. Часто риски инвестиционных проектов в государственных предприятиях описываются формально, еще реже - оцениваются в количественных или качественных показателях в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска [4]. По мнению автора такая проблема носит системный характер и связана с недостаточным развитием культуры управления рисками, внутреннего контроля и аудита в государственном секторе в целом. Попытки внедрения с 2013 года внутреннего финансового контроля и аудита имеют положительные результаты, однако, не достигли такого уровня развития и системной реализации, как в государственных корпорациях федерального уровня.

Оценка эффективности реализации инвестиционного проекта (мероприятия) обязательно должна осуществляться с учетом анализа всевозможных неопределенностей и рисков, которых могут присутствовать в рамках проекта. Ключевую роль при составлении перечням рисков инвестиционного проекта играет сбор максимально полной, достоверной и актуальной информации, на основе которой могут быть приняты грамотные управленческие решения. При сборе информации специалисты предприятия должны руководствоваться принципами управления инвестиционными ресурсами предприятия для всесторонней оценке параметров каждого инвестиционного проекта.

К таким принципам можно отнести [2]:

  • Учет значимости всех систем управления предприятием. Формирование и использование инвестиционных ресурсов должно работать на повышение эффективности деятельности предприятия в целом.
  • Стратегическая направленность развития предприятия. Принятие управленческих решений должно осуществляться в соответствие с принятой концепции развития предприятия.
  • Обоснованность и гибкость при принятии управленческих инвестиционных решений. Каждое решение должно приниматься с учетом важных для развития предприятия показателей – рентабельности, конкурентоспособности, объемов производства и т.д. с учетом текущей экономической и геополитической обстановки. Постоянно меняющиеся условия окружающего мира создают различные внешние и внутренние факторы, которые влияют на принимаемые управленческие решения в рамках инвестиционного проекта, в связи с чем необходимо при изменении таких условий оперативно пересматривать и изменять принятые решения для достижения цели проекта с учетом минимально возможных рисков.
  • Системный подход. При принятии управленческих решений в области инвестиций должны быть проанализированы интересы всех заинтересованных сторон инвестиционного проекта. 

Таким образом, по нашему мнению, система управления инвестиционной деятельностью государственного предприятия должна включать в себя следующие обязательные элементы:

  1. Четко выстроенный бизнес-процесс управления инвестиционной деятельностью предприятия, включающий этапы:
  • формирование инвестиционной программы;
  • реализация инвестиционной программы;
  • контроль реализации каждого инвестиционного проекта (мероприятия);
  • детальный анализ ключевых показателей результативности реализации каждого инвестиционного проекта (мероприятия);
  • подготовка отчетности по результатам инвестиционной деятельности.
  1. Обязательное утверждение на предприятии ключевых показателей результативности реализации каждого инвестиционного проекта (мероприятия), на основе которых в последующем будет проводиться детальный анализ результатов каждого проекта (мероприятия).
  2. Обязательное проведение инвестиционных комитетов, состоящих из профессионального кадрового состава, участвующего в управлении предприятием, к задаче которых будет относиться тщательный отбор предлагаемых к реализации проектов с учетом всех рисков, сопровождающих проект.
  3. Обязательное участие в проработке реализации инвестиционного проекта специалистов различных блоков предприятия: технических, экономических, имущественных, юридических и иных подразделений.
  4. Действующий риск-менеджмент на предприятии.
  5. Использование современных информационных технологий, обязательно включающих в себя возможности аналитики больших данных и предиктивной аналитики.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Справочно-правовая система “Консультант Плюс” (дата обращения: 10.08.2023).
  2. Агаева Л.К. Инвестиционная деятельность предприятия: учеб. пособие / Л.К. Агаева, В.Ю. Анисимова. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 76 с. ISBN 978-5-7883-1248-4
  3. Сомина, И.В., Шеина, Д.И. Риск-менеджмент инвестиционной деятельности в системе обеспечения экономической безопасности компании // Актуальные проблемы экономического развития // Сборник докладов X Международной заочной научно-практической конференции, 2019. Издательство: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (Белгород). С. 374-378.
  4. Литвина К.Я. Генезис развития внутреннего контроля и управления рисками в государственном секторе / Литвина К. Я., Кучерова Л. А. // Экономика и предпринимательство. – Москва, 2020. – № 1 (114). – С. 63-66.

Интересная статья? Поделись ей с другими: