УДК 336.61

Стратегическое планирование регионального развития транспортной системы

Грибанова Александра Валерьевна – ассистент кафедры Экономики транспорта Уральского государственного университета путей сообщения.

Жуйкова Полина Артемовна – бакалавр Уральского государственного университета путей сообщения.

Конюхова Диана Абдуалимовна – бакалавр Уральского государственного университета путей сообщения.

Аннотация: В современном мире развитие транспортной системы на региональном уровне играет важную роль в обеспечении устойчивого и эффективного функционирования экономики. Стратегическое планирование регионального развития транспорта является необходимым инструментом для определения приоритетных направлений развития, оптимизации использования имеющихся ресурсов и повышения качества услуг. Однако, это задача сложная и требует комплексного подхода. В статье будут рассмотрены основные аспекты стратегического планирования регионального развития транспортной системы, а также приведены примеры успешно реализованных проектов. Будут выделены ключевые этапы планирования, факторы, которые необходимо учитывать при формировании стратегии, а также инструментарий для ее разработки и оценки.

Ключевые слова: транспортная система, транспортное развитие, стратегическое планирование, транспорт, стратегия.

Определение целей и задач стратегического планирования является важной составляющей процесса разработки регионального развития транспортной системы. Цели и задачи определяются с учетом основных проблем и потребностей, которые необходимо решить для достижения желаемых результатов [3].

Первоначальным шагом определения целей и задач является анализ текущего состояния транспортной системы региона. Данный анализ позволяет выявить основные проблемы, ограничения и недостатки, которые мешают эффективному функционированию системы. Например, это может быть недостаточное количество дорог или несоответствие существующих дорог требованиям различных видов транспорта.

На основе проведенного анализа можно определить общую цель стратегического планирования – например, создание устойчивой и интегрированной транспортной системы, способной обеспечивать эффективную связь между различными районами региона или обеспечение безопасности движения транспорта.

Далее следует определить конкретные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей. Задачи могут быть разделены на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные в зависимости от их временного характера.

Краткосрочные задачи – это те, которые можно решить в ближайшее время и направлены на устранение наиболее критических проблем. Например, это может быть ремонт или расширение существующих дорог, обновление транспортных средств или улучшение системы светофоров.

Среднесрочные задачи ориентированы на более длительный период времени и предполагают создание условий для устойчивого развития транспортной системы. Это может включать в себя строительство новых дорог или железнодорожных линий, модернизацию аэропортов или портов, проведение инфраструктурных проектов для поддержки развития новых видов транспорта.

Долгосрочные задачи направлены на перспективное планирование и предусматривают создание условий для будущего развития транспортной системы. Это может включать разработку инновационных технологий для улучшения эффективности и безопасности движения, создание новых маршрутов или направлений, а также привлечение инвестиций для финансирования крупных инфраструктурных проектов.

Определение целей и задач стратегического планирования является основой для разработки стратегии регионального развития транспортной системы. Четко сформулированные цели и задачи помогут определить необходимые меры и ресурсы для достижения желаемых результатов. Они также будут служить ориентиром при оценке эффективности реализации стратегии и корректировке планов в процессе ее выполнения.

Разработка стратегии развития транспортной системы. Первым шагом в разработке стратегии является анализ текущего состояния транспортной системы. Для этого проводится оценка общего объема перевозок, состояния дорог, железнодорожных линий, портов и аэропортов, а также существующих проблем и ограничений. Особое внимание уделяется изучению потребностей населения и бизнес-сектора в передвижении грузов и пассажиров.

На основе полученных данных формулируются цели и задачи развития транспортной системы. Цели могут быть связаны с улучшением доступности для населения к образовательным и медицинским учреждениям, повышением эффективности доставки товаров, сокращением времени путешествия и т.д. Задачи определяют конкретные меры, которые необходимо предпринять для достижения поставленных целей.

Далее происходит анализ потенциальных резервов развития транспортной системы. Это включает изучение возможности расширения дорожной сети, строительства новых железнодорожных линий, модернизации портов и аэропортов, внедрения новых технологий и инноваций в сфере транспорта. Важно учесть финансовые возможности региона и эффективность предлагаемых мероприятий.

После анализа резервов разрабатывается набор приоритетных проектов по развитию транспортной системы. Проекты могут быть связаны с реконструкцией и строительством дорог, модернизацией общественного транспорта, созданием логистических парков и складских комплексов, развитием интермодальных перевозок и другими направлениями.

Важным элементом стратегии является оценка социально-экономического эффекта от проведения предлагаемых проектов. Это позволяет определить перспективность и целесообразность реализации каждого проекта, а также привлечь финансирование и поддержку со стороны государства, бизнеса и населения.

После окончательного определения приоритетных проектов разрабатывается план их реализации. План должен включать конкретные сроки, этапы и шаги по реализации каждого проекта, а также механизмы контроля за выполнением поставленных задач. Кроме того, важно предусмотреть меры по обеспечению устойчивого развития транспортной системы, такие как использование экологически чистых видов транспорта или снижение выбросов загрязняющих веществ.

Оценка эффективности предлагаемых мероприятий является важным этапом стратегического планирования регионального развития транспортной системы. Эта оценка позволяет определить, насколько успешно и эффективно будут реализованы предложенные меры и какие результаты можно ожидать от их внедрения [4].

Для проведения оценки эффективности предлагаемых мероприятий необходимо учитывать несколько ключевых аспектов. Во-первых, следует проанализировать соответствие мероприятий поставленным целям развития транспортной системы региона. Если предложенные меры направлены на достижение конкретных стратегических целей, то это уже является положительным фактором [1].

Во-вторых, при оценке эффективности следует учитывать экономические аспекты. Какие затраты потребуются для реализации предлагаемых мероприятий? Какой будет стоимость их поддержки и обслуживания? Необходимо также оценить возможные экономические выгоды от внедрения данных мер, такие как сокращение времени доставки грузов, увеличение пропускной способности дорог и т.д.

Третий аспект социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Какие положительные изменения произойдут в жизни людей после реализации данных мер? Например, может возрасти доступность образовательных и медицинских учреждений благодаря улучшению транспортной инфраструктуры [5]. Также можно оценить влияние на экологическую ситуацию региона: уменьшится загрязнение окружающей среды за счет использования более экологически чистых видов транспорта и применения новых технологий.

Четвертый аспект техническая эффективность. Насколько успешно будут работать предлагаемые мероприятия? Какие новые технологии будут использоваться? Что нужно для их внедрения и поддержания работоспособности?

Наконец, пятый аспект временные рамки. Оцените, сколько времени займет внедрение предложенных мероприятий и когда можно ожидать первых результатов. Некоторые меры могут потребовать более длительного времени для реализации, тогда как другие можно внедрить относительно быстро.

Основной целью стратегического планирования является создание эффективной транспортной системы, которая способствует улучшению качества жизни населения и развитию экономики региона [2]. Для достижения этой цели необходимо учитывать потребности и интересы всех заинтересованных сторон, включая граждан, бизнес-сектор, общественность и государство.

Стратегическое планирование должно быть комплексным и включать в себя анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры, прогнозирование будущих потребностей и оценку возможных вариантов развития. Оно должно опираться на принципы экономической эффективности, социальной справедливости и экологической устойчивости.

Список литературы

  1. Как составить стратегический план предприятия / [Электронный ресурс] // Справочник экономиста : [сайт]. – URL: https://www.profiz.ru/se/10_2017/razrabotka_plana/ (дата обращения: 12.11.2023).
  2. Стратегическое планирование: цели / [Электронный ресурс] // Pandia : [сайт]. – URL: https://pandia.ru/text/77/220/12298.php (дата обращения: 13.11.2023).
  3. Стратегии предприятий транспортной отрасли / [Электронный ресурс] // Центр стратегических разработок на транспорте : [сайт]. – URL: https://transport-strategy.org/strategii-predpriyatiy-transportnoy-otrasli (дата обращения: 12.11.2023).
  4. Транспортная стратегия региона / [Электронный ресурс] // Центр стратегических разработок на транспорте : [сайт]. – URL: https://transport-strategy.org/transportnaya-strategiya-regiona (дата обращения: 12.11.2023).
  5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года / [Электронный ресурс] // Совет Безопасности Российской Федерации : [сайт]. – URL: http://www.scrf.gov.ru/security/economic/document123/ (дата обращения: 13.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: