УДК 33

Совершенствование финансирования деятельности дошкольного образовательного учреждения

Росторгуева Екатерина Александровна – студентка магистратуры,направления «Государственное и муниципальное управление» Санкт-Петербургского политехниического университета Петра Великого

Мудрова Елена Борисовна – кандидат экономических наук, доцент «Высшей школаы административного управления» Санкт-Петербургского политехниического университета Петра Великого

Аннотация: В статье рассматривается роль дошкольного образования в России и его значение для развития детей дошкольного возраста и качества человеческого капитала. Подчеркивается важность дошкольного образования для подготовки детей к школьному образованию и развития их физических, когнитивных, эмоциональных, и социальных навыков. В статье также говорится о разнообразии типов дошкольных учреждений, таких как детские сады, ясли-сады и развивающий центры, и о том, что дошкольный период является ключевым этапом в развитии личности.

Ключевые слова: освещение, дошкольное учреждение, финансирование, источники финансирования, бюджетирование, назначение финансовых средств, невозмещаемость, расходы, сотрудничество государства и частного сектора, финансовые ресурсы, государственная стратегия.

Введение

Актуальность

Детские сады в России представляют собой специализированные учебные заведения, которые занимаются обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей дошкольного возраста. Они играют важную роль в подготовке детей к школе. В этих садах предлагаются различные программы, которые способствуют развитию физических, познавательных, эмоциональных и социальных навыков детей. Кроме того, детские сады создают безопасную и комфортную среду для игр, обучения и общения детей.

Существует неразрывная связь между качеством человеческого капитала и экономическим прогрессом государства, при этом образование играет фундаментальную роль в этом процессе. Успешные страны, достигающие значительных результатов в экономическом развитии, довольно активно вкладывают в различные образовательные программы и уделяют особое внимание повышению грамотности в своем населении, включая развитие высококачественных дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ).

В нашем государстве функционирует довольно большое многообразие ДОУ: детские сады, ясли-сады, развивающиеся центра и т.д. В детские сады детей принимают в возрасте 3-7 лет, ясли-сады ориентированы на возраст 1,5-3 года, а развивающие центры предлагают специализированные программы развития для дошкольников. Систематическое вложение в подготовку молодого поколения на уровне дошкольного образования (далее – ДО) становится важным стратегическим шагом для обеспечения устойчивого и качественного развития общества в целом.

В течение обучения в ДОУ дети приобретают основные навыки и знания, которые будут полезны им в будущем. Задача дошкольного образования еще и в том, чтобы развить определенные сферы жизни ребенка, например, его способность сопереживать и сочувствовать. Поэтому важно обеспечить доступность и одновременно качество ДО для каждого ребенка. Финансирование ДО со стороны государства является неотъемлемым фактором в достижении высокого уровня развития исследуемой сферы [1].

В России особое внимание уделяется ДО. Это обуславливается тем, что это одно из главных направлений в стратегии государства в образовательной сфере. Улучшение финансирования исследуемой системы выступает в качестве наиболее приоритетного направления в социальной политике. Существующая бюджетная реформа направлена на увеличение эффективности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, включая ДО. Детские сады, работающие в одинаковых условиях, получают финансирование из бюджета согласно разным существующим стандартами. Это делается с целью обеспечения более эффективного использования государственных ресурсов для развития исследуемой системы. [2].

Для решения проблем, связанных с финансированием, необходим комплексны подход и прежде всего, он должен быть направлен на оптимизацию расходов. В этом поможет не только грамотная реализация имеющихся ресурсов, но и привлечение сторонних средств.

Финансирование ДО в России характеризуется крайне низкой эффективностью, а помимо этого отсутствием стремления к оптимизации бюджетных расходов [3].

Анализ и сопоставление статистических данных напрямую указывают на существующие проблемы в сфере финансирования ДО, что вызывает противоречия как социального характера, так и правового, например, сбор платы с родителей и рост обязательных плат за содержание.

Также возникают такие проблемы, как нехватка средств на ремонт и обновление помещений, ремонт детских площадок, нехватка средств на приобретение медицинского и физкультурного оборудования, недостаток квалифицированного персонала, ограниченный доступ к современным учебным материалам и технологиям, нехватка дидактических пособий. В некоторых учреждениях заметен формальный подход к использованию принципов нормативно-подушевого финансирования. Эти факторы мешают развитию методов и технологий, нацеленных на идеализацию и совершенствование отрасли, в связи с чем необходим иной подход к решению проблемы.

Изученность проблемы

В научной литературе вопросы того, как надо решать проблемы с финансированием дошкольных учреждений, изучены недостаточно. Однако за рубежом такие ученые, как Беккер, Джонсон, Кендрик, Шульц исследуют проблемы, связанные с системой образования и развитием человеческого капитала.

Во времена СССР эти вопросы были поставлены перед такими личностями, как А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, В.А. Жамин, В.А. Медведев и другими. В современное время можно найти исследования по данной теме, выполненные такими авторами, как И.В Абанкина, E.H. Жильцов, Г.Г. Зайцева, И.В. Ишина, Г.Б. Поляк, Л.Н. Титова, A.B. Шишлов и другими.

Обычно в работах указанных авторов изучаются следующие вопросы: как должна определяться плата за содержание ребенка, инвестирование учреждения за счет сторонних источников, привлечение допсредств за счет благотворительных взносов и др. [5,6]. Однако для полного понимания ситуации и ее разрешения требуется проведение дополнительных исследований, которые помогут разработать усовершенствованные методы финансирования бюджетных услуг ДО и стимулировать улучшение качества работы ДОУ.

Научная новизна

В исследовании были разработаны инновационные подходы к определению методологии финансового обеспечения государственных услуг (далее – ФОГУ) в сфере ДО, включая детализацию особых принципов, методов и форм финансирования.

В рамках проведенного исследования были выявлены основные компоненты механизма ФОГУ в сфере ДО. Эти компоненты включают планирование объема финансовых средств, а помимо этого предоставление соответствующего объема бюджетных средств тем организациям, которые предоставляют специализированные услуги, обеспечивают экономное, но при этом эффективное использование данных денежных средств, обеспечивают контроль за их целевым использованием, стимулируют организации на повышение качества оказываемых услуг и эффективное использование выделяемых средств из бюджета страны. Внедрение этих мер позволяет повысить эффективность инструментов ФОГУ в сфере ДО.Для проведения оценки эффективности расходов бюджета на предоставление государственных услуг в сфере ДО предлагается использовать систему показателей, которая включает количественные и качественные характеристики. Среди них - количество детей, получивших услуги, и уровень доступности этих услуг. Помимо этого для установления итогового результата представляется возможным использовать и оценку удовлетворенности граждан предоставленными услугами в сфере ДО, поскольку в исследуемой области невозможно достичь одинакового результата абсолютно для всех потребителей данных услуг. Представленная выше система показателей может применяться для проведения оценки эффективности выполнения государственных заданий и контрактов, а помимо этого для принятия управленческих решений руководителями, ответственными за распределение бюджетных средств на предоставление ДО.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в разработке методов ФОГУ в сфере ДО для улучшения механизма финансирования государственных учреждений данной сферы и повышения результативности расходов бюджета РФ на ДО. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: разработка методологических подходов к ФОГУ в сфере ДО, определение принципов ФОГУ в данной сфере, предложение инструментов и методов финансового обеспечения, а также разработка комплекса мер по совершенствованию механизма ФОГУ в сфере ДО.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Данная статья обладает высокой научной значимостью, поскольку ее результаты могут послужить основой для разработки методологических принципов управления расходами бюджета на ДО. Практическое значение исследования обосновано тем, что результаты этого исследования могут быть использованы на практике на государственном муниципальном уровне.  [7,8].

Основная часть

В данном исследовании исследуются различные подходы к ФОГУ в сфере ДО. Анализируется специфика услуг, которая напрямую связана с условиями их предоставления и сферой деятельности, в которой они осуществляются. Государственные услуги в сфере ДО рассматриваются как публичные социальные услуги, которые удовлетворяют общественный интерес через деятельность государства [9]. В условиях рыночной экономики не имеет значения, кто будет осуществлять такие услуги — государственные, муниципальные или некоммерческие организации. Классификация услуг как государственных позволяет сосредоточиться на основных характеристиках государственных услуг: прямое участие государства в предоставлении услуги, выражающееся в установлении государственных и муниципальных задач и стандартов оказания соответствующих услуг, распространяемых на государственные и муниципальные учреждения, а помимо этого и на некоммерческие организации.Одна из основных черт предоставления государственных и муниципальных услуг в ДО заключается в возможности установления государством определенных условий для их осуществления. Такой подход способствует эффективному использованию бюджетных средств. В связи с этим существует потребность в установлении критериев для оценки результативности этих услуг. Кроме того, использование государственного принуждения для соблюдения условий осуществления деятельности является важным аспектом предоставления государственных и муниципальных услуг в ДО. Наконец, доступность услуг в сфере ДО на основе их финансирования из средств бюджета страны также относится к числу наиболее важных аспектов. Комплекс мероприятий, связанных с организацией и экономикой применяется для ФОГУ в сфере ДО с целью покрытия расходов на предоставление данных услуг с помощью бюджетных средств.

Норматив финансирования ДОУ в нашего государстве базируется на нескольких основных принципах. Этот норматив включает две части: финансирование образовательных услуг и содержание детей в учреждении. Расчет осуществляется через соотношение фонда оплаты труда (далее  - ФОТ) и фонда материального обеспечения (далее – ФМО).

Финансирование включает прямые расходы на образование и уход за детьми. Однако не учитываются долгосрочные расходы, которые связаны со зданием, оборудованием и проведением ремонтных работ. Эти расходы подлежат дополнительному финансированию.

ФОТ включает оплату по тарифам, надбавки, начисления во внебюджетные фонды и компенсации. ФМО принимает во внимание расходы, связанные с лекарственными препаратами, обмундированием, транспортом, связью и другие текущие нужды.

Нормативы финансирования образовательных программ учреждений включают затраты на педагогическую услугу, компенсации, транспорт и иные расходы, частично учитывая хозяйственные и коммунальные расходы. Стоимость педагогической услуги рассчитывается на каждого обучающегося, учитывая особенности программ и статус учреждения.

Норматив финансирования для стоимости педагогической услуги в ДОУ определяется несколькими ключевыми показателями. Эти показатели включают: количество детей в группе, количество часов образовательной программы в день, уровень тарифной ставки для педагогических работников и коэффициент удорожания педагогической услуги.

Последний коэффициент принимает во внимание различные факторы, такие как режим обучения, программы дополнительного образования и специальные программы для определенных групп детей. Повышение квалификационной категории и стажа работы также может привести к введению дополнительного коэффициента, который увеличит ФОТ в учреждении.

Расходы на ФМО образовательного процесса рассчитываются на каждого воспитанника, учитывая экономические нормативы согласно общему нормативу ФОТ. Эти расходы включают в себя различные аспекты, такие как оборудование, мебель, материалы и другие необходимости.

Анализ показывает, что финансирование зависит от конкретных условий работы учреждения, его программ и потребностей детей, и это учитывается через разнообразные коэффициенты и нормативы.

Норматив финансирования ДОУ (НФД2) на содержание детей в ДОУ включает затраты на:

  • ФОТ хозяйственного персонала;
  • ФОТ административно-управленческого и вспомогательного персонала согласно установленным соотношениям;
  • надтарифный ФОТ;
  • хозяйственные расходы (частично);
  • оплату услуг связи (частично);
  • оплату услуг по содержанию имущества (частично);
  • прочие расходы (услуги банка, инкассации), частично;
  • стоимость используемых материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в ДОУ;
  • коммунальные услуги.

Норматив ФМО рассчитывается на одного ребенка, принимая во внимание экономические нормативы согласно сложившимся затратам, в отношении к общему размеру норматива ФОТ.

Существуют различные формы собственности образовательных организаций, которые предоставляют программы ДО. Государственные услуги в этой сфере являются объектом финансового обеспечения и принимают во внимание отличительные особенности и специфику ДО.Финансирование в сфере ДО направлено на покрытие расходов, которые напрямую с предоставлением государственных услуг. Под экономически обоснованными расходами на ДО понимаются те, которые гарантируют доступ к образованию всем детям соответствующего возраста, проживающим на территории данного региона. Социально обоснованные расходы при этом финансируются из государственного бюджета и позволяют получать государственные услуги в сфере ДО вне зависимости от того, какой ежемесячный доход получают родители отдельного ребенка. Новый подход к определению объекта и предмета ФОГУ в сфере ДО предоставляет возможность связать объемы финансирования с качеством предоставляемых госуслуг и стимулировать ДОУ к улучшению технологий оказания услуг и снижению расходов на их предоставление. В результате проведенного исследования были выявлены следующие составляющие механизма ФОГУ: планирование необходимого объема финансов для предоставления соответствующих услуг в сфере ДО; выделение бюджетных средств организациям, предоставляющим услуги; эффективное и экономичное использование денежных средств организациями, предоставляющими услуги; контроль целевого использования выделенных на выполнение государственного задания денежных средств; мониторинг результативности использования бюджетных средств на предоставление услуг; мотивация организаций, предоставляющих государственные услуги в сфере ДО, к повышению качества услуг и эффективному (рациональному) использованию средств, поступающих из бюджета страны. Количество детей, которые получили соответствующие государственные услуги в сфере ДО считается одним из основных результатов использования средств, выделяемых из бюджета страны. Однако окончательный результат зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, таких как личные характеристики и мотивация. В итоге, предоставление соответствующих услуг в сфере ДО приводит к получению каждым ребенком уникального результата.Отсутствие единого идентичного результата для всех пользователей услуг обуславливается тем, что усвоение набора знаний, умений, навыков или компетенций прибывает в непосредственной зависимости от индивидуальности каждого ребенка. Поэтому в сфере ДО не предусмотрена выдача документов, которые подтверждали бы факт достижения какого-либо конкретного результата. Для оценки конечного результата можно использовать уровень удовлетворенности граждан потребностями в услугах ДО.Для усовершенствования способа ФОГУ в сфере ДО необходимо найти решения для ряда проблем. Среди этих проблем можно выделить ряд задач:1.       Гарантирование доступности услуг, которые предоставляются образовательными организациями (государственными и некоммерческими), путем применения механизма государственного социального заказа.2.       Разработка ФОГУ с учетом нормативных и долевых аспектов.3.       Прогресс в области государственно-частного сотрудничества в сфере ДО.4.       Варьирование размера оплаты за обучение в непосредственной зависимости от финансового положения семей.Предлагаемые меры направлены на усовершенствование ФОГУ в сфере ДО и способствуют более эффективному использованию средств, выделяемых из бюджета страны. Это будет достигнуто путем более обоснованного выбора форм и условий предоставления бюджетных ассигнований для оказания услуг, а помимо этого повышения результативности финансирования из бюджета.Оценка эффективности ФОГУ в сфере ДО производится по критериям: адекватность объема финансирования, в том числе проведение сопоставительного анализа с другими государствами, публично-правовыми и негосударственными организациями, которые предоставляют идентичные услуги; обоснованность выбора формы и условий предоставления средств для оказания соответствующих услуг из бюджета страны, а помимо этого эффективность использования данных средств. За 2001-2012 гг. расходы на сферу ДО в нашей стране, включенные в консолидированный бюджет, увеличились с 34,0 млрд. руб. до 389,6 млрд. руб. Однако отмечается, что с 2006 по 2011 годы рост этих расходов не соответствовал общему росту затрат бюджета относительно ВВП. Данное обстоятельство напрямую свидетельствует о том, что отечественная стратегия в сфере образования до конца еще не была реализована.

В России доля расходов на ДО в ВВП составляет 0,69% (данные на 2012 г.). Также наблюдается увеличение расходов родителей на пребывание ребенка в ДОУ. В 2012 г. средние затраты родителей на посещение ДО составляли 932,8 руб. в месяц, что превышает показатели 2006 года в 1,71 раза. В 2023 г. размер ежемесячной платы, взимаемой с родителей несовершеннолетних обучающихся, составил в группе полного дня 2075 руб. для детей в возрасте от 2 месяцев до 1 года, 1591 руб. за детей в возрасте 1-3 года, 1490 руб. для детей в возрасте 3-8 лет[11]. Инвестиционные расходы ДОУ остаются низкими и составляют менее 1,5% от общего объема расходов. Следует подчеркнуть, что основная доля расходов ДОУ приходится на ФОТ, которая составляет 49,7% (154 млрд. руб.), а при учете начислений на оплату труда - 61,5% от общего объема затрат [12, 13].

Представленные выше данные говорят об отсутствии эффективности использования новых инструментов ФОГУ в сфере ДО. Как показывает практика, субсидии могут выделяться согласно текущему сметному финансированию, с подразделением на разные коды бюджетной классификации [14]. При этом существующая практика установления государственных заданий не предоставляет возможность проводить оценку качества оказания услуг в сфере ДО, а помимо этого и эффективность использования средств, поступающих из бюджета страны.

Заключение

После исследования основных организационно-правовых и методических принципов, связанных с ФОГУ в сфере ДО, были определены следующие области для улучшения этого процесса:

  • гарантирование доступности услуг, предоставляемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а помимо этого и некоммерческими образовательными организациями с использованием государственной социальной поддержки;
  • обеспечение финансового обеспечения согласно нормативам и долевым пропорциям;
  • расширение сотрудничества между государством и частными организациями в сфере ДО;
  • установление различной стоимости родительской платы в непосредственной зависимости от финансового положения семей.

Механизм ФОГУ в сфере ДО должен направляться на поддержку расширения сети учреждений и увеличение доступности ДО для детей для стимулирования их развития.

Первоочередной задачей является гарантирование доступа граждан к услугам по содержанию детей в ДОУ, особенно для жителей малопривлекательных регионов, которые могут столкнуться с ростом стоимости таких услуг. Для этого предлагается использовать государственное финансирование для осуществления ДО программ согласно нормами за счет средств, предоставленных субъектом РФ [15]. Для государственных дошкольных организаций предлагается использовать механизм государственного социального заказа, который гарантирует финансовую поддержку в виде субсидий на определенные виды услуг. Негосударственные дошкольные организации имеют возможность получать помещения в бесплатное пользование, а помимо этого субсидии на их содержание и оснащение.Существуют различные способы ФОГУ в сфере ДОУ.1.       Путем использования финансирования из средств бюджета регионов страны, включая и полное покрытие затрат на ДО программу и услуги по обеспечению пребывания детей.2.       Региональный бюджет, который финансирует учреждение исходя из установленных нормативов.3.       Путем использования средств, которые могут собирать родители в рамках сборов через родительские группы и инициативные группы.4.       Привлечения различных источников финансирования, одним из примеров которого может быть инвестирование сторонних лиц в обмен на льготы.  В сфере ДО возможно осуществление сотрудничества между государством и частным сектором с помощью государственного социального заказа для негосударственных дошкольных организаций, а также формирования корпоративных ДОУ в качестве структурных подразделений государственных или муниципальных ДОУ, базирующихся на коммерческих организациях.Важно определить предельную долю родительской платы за содержание ребенка в государственном ДОУ, составляющей 21% от общей стоимости содержания ребенка. Это особенно актуально для регионов, где есть недостаток рабочей силы. Такой подход позволяет увеличить предложение рабочей силы на рынке труда [16].Рекомендуется варьировать стоимость обучения для родителей в зависимости от доходов их семей, что позволит снизить ее для детей из семей с низким уровнем достатка. Подобная практика уже применяется во многих развитых европейских странах. Для ФОГУ в ДОУ необходимо использовать государственные задания, определяющие критерии качества оказываемых услуг, а помимо этого контролировать выполнение данных заданий. Это позволит стимулировать административный персонал к более эффективному использованию средств, поступающих из бюджета. С целью повышения эффективности государственных услуг, бюджетная реформа будет реализована при условии сокращения расходов на их предоставление. В итоге система ФОГУ в сфере ДО будет улучшена, а помимо этого повысится качество и эффективность использования бюджетных средств в РФ.

Список литературы

  1. Финансирование бюджетных учреждений Гурова МП https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/03/finansirovanie-byudzhetnykh-uchrezhdeniy
  2. Финансовое право: учебник / под. ред. С.В. Запольского. –2-е изд.,исправ.и доп.). –М. : Юридическая фирма «Контракт»: Волтерс Клувер, 2011. –792 с
  3. Perspectives on Early Childhood Education: Contemporary Research / edited by K. Hirst, C. Nutbrown. –Staffordshire : Threham Books Limited. –189 p.
  4. Подушевое финансирование детских садов Добрынина https://parta1.com/blog/25401.html
  5. Becker, G. S. Human Capital: A Theoretical andEmpirical Analysis, with Special Reference to Education / G. S. Becker.–3rd ed. –Chicago : University of Chicago Press., 1964, 1993. –Р. 22-23.
  6. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В.С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. –М.: ИНФРА–М, 2006.–С.
  7. Oates, W.E. Fiscal Federalism / W.E. Oates.–New York : Harcourt, Brace, Jovanovich, 1972. –Р. 35.
  8. Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты / А. В. Шишлов // Финансы. –2007. –No 11. –С.10-12.
  9. Терещенко, Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные/ Л. К. Терещенко// Журнал российского права. –2004. –No 10. –С. 17.
  10. Lipsey, R. The general theory of Second Best / R. Lipsey, K. Lancaster // Review of Economic Studies. –1956. –24 –P. 11-32.
  11. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 ноября 2022 года N 1077 О размерах платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, на 2023 год https://docs.cntd.ru/document/1300090148
  12. Российского статистического ежегодника. 2013: Статистический сборник - М.: Росстат. 2013. - С. 33, 523;
  13. Рощина Я.М. Стратегии родителей школьников и воспитанников ДОУ в области образования детей в 2012 г. Информационный бюллетень / Я.М. Рощина. - М., НИУ ВШЭ, 2013. - С. 20.
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/4f4df5bb990709cbb00283b9f2348f5c71b9449d/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: