УДК 676.012.43

К вопросу об управлении качеством продукции

Андрюхина Татьяна Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Самарского государственного технического университета.

Аннотация: Рассмотрена система стандартизации и управления качеством предприятия мукомольной промышленности Самарского мукомольного завода, входящего в состав хлебопродуктового комплекса и обеспечивающее продовольственную безопасность страны в условиях импортозамещения. Система оценки качества должна быть использована для определения его уровня на стадиях производственного процесса. Методы оценки качества адаптированы к отраслевой специфике предприятий. На результативность их деятельности существенное влияние оказывает управление технологическим процессом и использование потенциала технического уровня производства.

Ключевые слова: управление, качество, метрология, мукомольные предприятия, продукция.

Если проанализировать литературные источники и предпринимательскую практику, то можно понять, что характер системы менеджмента качества (далее – СМК) должен быть комплексным, системным. Ее задача – обеспечивать высокое качество сырья, должную организацию технологических процессов и соответствующий уровень квалификации сотрудников предприятия. Для любой организации проблема управления качеством, как важной составляющей конкурентоспособности, имеет важное значение, ведь технический уровень оборудования и используемые технологии производства в России нередко уступают аналогам в развитых странах.

Как показал анализ, основной задачей стандартизации и обеспечения качества продукции Самарского мукомольного завода является обеспечение жителей Самары и области высококачественной мукой, макаронными, хлебобулочными и кондитерскими изделиями. Самарский мукомольный завод перерабатывает до 300 тонн зерна ежесуточно. Предприятие полностью обеспечивает население высококачественной мукой, отвечающей требованиям ГОСТ 26574 [1].

Система управления качеством и безопасностью продукции Самарского мукомольного завода отвечает требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 22000, что подтверждается наличием соответствующих сертификатов[2, 3].

В 2014 г. производство обычной и термически обработанной муки прошло сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта FSSC 22000. Каждый год производственные мощности предприятия подвергаются надзорным проверкам сертифицирующего органа.

СМК Самарского мукомольного завода позволяет предоставлять услуги по выработке и поставке муки в соответствии с требованиями российских потребителей.

При управлении документацией СМК предприятие учитывает положение П-01-158 [4]. В нем содержатся перечни документов СМК разных процессов, уровней, структурных подразделений. На рис.1 можно увидеть порядок формирования и поддержания списков документации СМК, а также внесение изменений в них.

1

Рисунок 1. Схема управления документацией системы качества.

Представители высшего руководства Самарского мукомольного завода ответственны за процессы разработки, согласования и утверждения документов по качеству и внесение изменений в них. В зону их деятельности входит и контроль правильного использования Руководства по качеству, соответствия содержащихся в нем положений стандарту ISO 9001.

Эффективность предприятия является результатом продуманной СМК. За счет персонал вовлекается в улучшение как качества продукции, так общего качества работы организации. Руководством предприятия данная схема соблюдается крайне четко. В этом им помогают:

  • обеспечение персонала информацией о важности соответствия продукции потребительским требованиям, требованиям нормативных и законодательных документов;
  • принятие политики в области качества;
  • обеспечение установления целей в области качества;
  • анализ показателей работы предприятия со стороны руководства;
  • поддержание достаточной ресурсной базы.

Подразделения, которые входят в состав Самарского мукомольного завода (ООО «Доверие») проводят единую техническую политику в сфере метрологического обеспечения производства. Они повышают качество выполнения операций учета при выработке муки, модернизируют метрологические лаборатории для использования новых средств автоматизации.

Целями предприятия в области качества являются:

  • Обеспечение контроля точности режимов технологических процессов, установленных на предприятии.
  • Эффективное использование и учет средств измерений.
  • Контроль соблюдения метрологических требований в процессе разработки, производства и испытаний контролируемых изделий.
  • Анализ и оценка метрологического обеспечения разработанных и произведенных образцов продукции.

Организация, согласно требованиям ГОСТ, решает вопросы с продукцией ненадлежащего качества с использованием следующих методов:

  • Производит действия с целью исправления обнаруженных несоответствий;
  • Принимает адекватные меры в случае ущерба (или потенциального ущерба), если несоответствующий продукт обнаружен после поставки потребителю или начала использования.

После исправления несоответствующей продукции она проходит повторную проверку (верификацию) для подтверждения соответствия требованиям [1].

Записи о характере несоответствий и всех последующих действиях, включая получение разрешений на отклонение изменений, должны быть актуальными.

На рис. 2 показана схема алгоритма управления несоответствующей продукцией.

2

Рисунок 2. Схема алгоритма управления несоответствующей продукцией.

Корректирующие действия нацелены на устранение причин несоответствия продукции стандартам качества и предотвращения их повторного возникновения. Меры корректирующих действий могут быть направлены на документацию, параметры или условия производственного процесса, технологическое оборудование, процедуры системы менеджмента, качество ресурсов и другие причины, которые вызвали несоответствия.

Для инициирования процедуры корректирующих действий, владелец процесса руководствуется следующей информацией:

  • Жалобы потребителей, подкрепленные обоснованием.
  • Записи о несоответствующей продукции.
  • Отчеты о проведенных аудитах.
  • Результаты анализа системы менеджмента качества.
  • Оценка удовлетворенности потребителей.
  • Наблюдения сотрудников предприятия.

Принимаются меры предупреждающего действия для устранения причин потенциальных несоответствий и предотвращения их возникновения.

Для предупреждения возникновения несоответствий и потерь продукции могут применяться различные элементы производственного процесса, в том числе документация, параметры и условия его реализации, средства технологического оснащения, процедуры СМК, качество ресурсов и т. д.

Порядок разработки, контроля выполнения и анализа предпринятых предупредительных мер, а также распределение полномочий и ответственности в процедуре определены в СТО-01-223 [5]. Отдел главного метролога является самостоятельным структурным подразделением ООО "Доверие", входит в состав основных технических служб и подчиняется главному инженеру предприятия.

Отдел главного метролога руководствуется в своей работе действующим законодательством, указаниями и инструкциями вышестоящих организаций, уставом и действующими стандартами. Основными видами работ отдела являются работы по обеспечению единства измерений.

Областью управления отдела главного метролога являются все подразделения завода в отношении организации и поверки средств измерения.

Целью деятельности отдела главного метролога является обеспечение единства измерений и требуемой точности измерений, а также организация учета средств измерения. Отдел главного метролога осуществляет свою работу на основе нормативных документов предприятия.

Главный метролог разрабатывает организационную структуру и штатное расписание отдела главного метролога и согласовывает их с главным инженером. Структура отдела представлена на рис. 3.

3

Рисунок 3. Структура отдела главного метролога.

Отдел главного метролога работает в сотрудничестве с подразделениями по стандартизации, надежности и качеству продукции. Они предоставляют методическое руководство и проводят инспекционный контроль деятельности метрологических служб и структурных единиц.

Метрологическая служба на предприятии выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает единство и необходимую точность измерений, испытаний и контроля;
  • контролирует точность заданных режимов технологических процессов;
  • ведет учет и контролирует оптимальное использование средств измерений.

Изучение вопросов управления качеством продукции позволило выявить аспекты управления качеством и уточнить методологический подход к оценке качества управления на мукомольном предприятии.

Список литературы

  1. ГОСТ 26574-2017 Мука пшеничная хлебопекарная. Технические условия. https://internet-law.ru/gosts/gost/65490.
  2. ISO 9001:2015 Система менеджмента качества. Требования. https://ntp-ts.ru/upload/iblock/b0d/standart-iso-9001_2015.pdf.
  3. ISO 22000:2018 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. https://ntp-ts.ru/upload/iblock/b0d/standart-iso-22000_2018.pdf.
  4. П-01-158-2013 Интегрированная система менеджмента. Управление документацией и записями. https://samara-tr.gazprom.ru/d/textpage/8e/142/p-01-388-2013.pdf.
  5. СТО-01-223-2013 Корректирующие и предупреждающие действия. http://niipfp.bsu.by/docs/STPD_8.5.2-01-2013.pdf.

Интересная статья? Поделись ей с другими: