УДК 316

Исследование использования подростками социальных сетей

Чай Цинюнь – магистр журналистики Российского университета дружбы народов

Аннотация: В современную цифровую эпоху социальные сети занимают важное место в жизни подростков. Однако связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков вызывает серьезную озабоченность. Недавно было проведено исследование, показавшее, что у подростков, которые просматривают социальные сети более трех часов в день, риск развития психологических проблем, таких как тревога и депрессия, на 60% выше, чем у других. Кроме того, некоторые исследователи предполагают, что более активное использование социальных сетей может быть связано с ухудшением самочувствия подростков. Однако в понимании этой взаимосвязи остается много пробелов, например, почему существует связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков, варьируется ли эта связь от человека к человеку, как она проявляется в конкретных возрастных группах и т.д. Для более глубокого понимания этих вопросов в данном исследовании подробно рассматривается связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем и благополучием на примере американских подростков.

Ключевые слова: социальные сети, подростки, социализация, индивидуальные эмоции, психическое здоровье.

Воздействие и социализация подростков в социальных сетях

Социальные медиа – точный термин, обозначающий "средства массовой коммуникации в социальных сетях", - возникли в контексте Интернета, однако различные формы медиа, которые могут играть социализирующую роль в социальных медиа, на разных этапах истории имели различные физические проявления. Все они - от официальных СМИ, печатных изданий, контролируемых элитами, до средств массовой информации – могут рассматриваться как "социальные медиапрезентации с существенным ядром производства контента и обмена им на основе отношений между пользователями" [1, с. 28] Социальные медиа, о которых идет речь в данной статье, – это инструменты и платформы, используемые людьми для обмена мнениями, взглядами и опытом в условиях Интернета, к которым в настоящее время в основном относятся социальные сети, микроблоги, вэйбо, блоги, форумы, платформы коротких видеороликов и т.д. Социальные сети сформировали безграничную информационную сеть, основанную на взаимоотношениях пользователей, и стали важнейшим каналом получения и обмена информацией для людей из Интернета. В век информационных технологий следует отметить, что социальные медиа не только обогащают технологические формы коммуникации, но и в определенной степени препятствуют процессу социализации, блокируют подлинные контакты между людьми. Таким образом, основное понятие данной работы – молодежная социальная активность – означает поведение подростков в социальных сетях Интернета, основанное на их психологических потребностях и мотивации к поиску информации. За этим контактным поведением стоит сложное психологическое состояние. С помощью метода анкетного опроса в данном исследовании будут обобщены психологическая мотивация и состояние зависимости подростков от социальных сетей, что позволит разобраться с особенностями и проблемами подростковых социальных контактов.

"Социализация – это процесс, в ходе которого индивиды изучают и осваивают социальные модели поведения и черты личности, такие как знания, навыки, язык, нормы, ценности и т.д. в конкретной социальной и культурной среде, адаптируются к обществу и создают новую культуру, вносят в нее активный вклад" [2, с. 17] Социализация – это процесс, в ходе которого индивиды изучают и осваивают социальные модели поведения и черты личности, такие как знания, навыки, язык, нормы и ценности, в конкретной социальной и культурной среде, адаптируются к обществу и создают новую культуру, вносят в нее активный вклад [3, с. 3-26] Социализация – это результат взаимодействия человека и общества. В процессе социализации индивиды усваивают стандарты, ценности и нормы общества и выполняют ожидаемые обществом модели поведения. С социологической точки зрения социализация - это опыт, который длится на протяжении всей жизни человека, а также "переносимый" личный опыт, который продолжает меняться. Основным понятием социализации подростков в данной работе, расширенным в различных аспектах, является социализация познания и поведения подростков, т.е. воздействие подростков на социальные медиа на основе их собственной психологической мотивации, а также социализированное познание и социализированное поведение, обусловленное воздействием и зависимостью от медиа. За этой социализацией стоит опыт подростков в социальных сетях, который приводит к формированию у них представлений об обществе и адаптации поведения к приобретенным представлениям под влиянием самоидентификации. С помощью метода анкетного опроса в данном исследовании будут обобщены когнитивные и поведенческие проблемы социализации подростков под влиянием зависимости от социальных сетей, изучена взаимосвязь между социализацией подростков и их зависимостью от социальных сетей, а также предложены меры и предложения по решению проблем социализации подростков с точки зрения воздействия социальных сетей.

Влияние использования социальных сетей на индивидуальные эмоции подростков

Социальные сети распространили "оффлайновую" социальную деятельность на "онлайновую". В частности, широкое распространение средств мгновенного обмена сообщениями упростило общение в Интернете. В результате "чрезмерное количество контактов создает привычное чувство психологического голода, которое приводит к панике, когда человек находится вдали от своего коммуникационного устройства и когда он не получает вовремя ответа" [4, с. 147-148]. Самоконтроль подростков относительно слаб, поэтому у них легко формируется зависимость и стремление к социальным сетям, о чем свидетельствует тот факт, что они используют программы мгновенного обмена сообщениями значительно чаще, чем другие виды социального ПО. Неосознанное воздействие социальных сетей не является целенаправленным или запланированным, а поскольку оно не требует значительных волевых усилий, неосознанное воздействие может легко сохраняться в течение длительного времени и формировать привычки, способствуя развитию медиазависимости подростков. Подростки "могут получать кратковременное чувство удовольствия и достижений в виртуальных социальных сетях, но в реальности они испытывают негативные эмоции, такие как одиночество и потерянность" Целенаправленное общение в социальных сетях является наиболее важным способом развития медиазависимости у подростков. Сосредоточенные контакты в социальных сетях заменяют реальное социальное взаимодействие, перенося социальные задачи из оффлайна в онлайн, а относительно меньший объем реального социального взаимодействия все равно может привести к тому, что подростки будут чувствовать себя изолированными.

Медиазависимость подростков: включение в социальную сеть

Социальность – это характеристики, которые развиваются у индивидов в рамках социальной группы. Поскольку люди в обществе не могут существовать изолированно от него, они развивают в себе такие качества, которые способствуют поддержанию их жизни в группе. К проявлениям социальности относятся альтруизм, сотрудничество и зависимость. Социальные медиа как среда и как продолжение жизни индивида имеют социальное измерение в коллективном виртуальном пространстве. Благодаря этой социальности подростки в виртуальной жизни, сотканной социальными медиа, порождают социальность социальных медиа, т.е. подростки постепенно адаптируются к социальному сотрудничеству через социальные медиа и порождают социальную зависимость [5]

Совместная жизнь в социальных сетях для подростков даже более важна для их душевного комфорта, чем социальные отношения в реальной жизни. Вследствие сильного информационного удобства и двустороннего взаимодействия социальных медиа у подростковой аудитории уже при контакте с медиа возникает потребность в получении разнообразной информации, а в процессе использования медиа это чувство удовлетворения подкрепляется эффектом распространения информации в социальных медиа, в результате чего использование и удовлетворение от социальных медиа превращается в своеобразный информационный цикл, и подростковые группы "наркотизируются" в этом цикле. В этом цикле молодые люди получают "наркотизированное" удовольствие от информации и становятся зависимыми от нее, получая удовольствие от информации и общения в своем кругу. В отличие от одноклассников и друзей в реальной жизни, которые должны идентифицироваться и взаимодействовать друг с другом по ограниченным социальным каналам, группа друзей в социальных сетях может расширяться до бесконечности и классифицироваться по определенным принципам сегментации. Например, совместные комментарии к одному и тому же зарубежному фильму или теледраме, страстная увлеченность определенной знаменитостью, стремление к знаниям в определенной профессиональной области могут стать основой и фундаментом для создания интернет-кругов, формирования общей социальной медиажизни и чувства виртуального коллективизма. Под брожением "наркоза" молодым людям легче включиться в безграничную духовную развлекательную деятельность и пристраститься к ней[6. С. 96-100]

Заключение

Социальные сети позволяют подросткам всегда оставаться на связи со своими друзьями и близкими. С помощью социальных сетей подростки могут легко делиться своей жизнью с друзьями, узнавать последние новости и информацию о своих друзьях, а также общаться и взаимодействовать с членами своей семьи и поддерживать хорошие отношения в семье. Социальные сети могут помочь подросткам расширить круг общения и поддерживать связь с друзьями, имеющими общие интересы и увлечения. С помощью социальных сетей подростки могут присоединиться к различным социальным кругам, общаться и взаимодействовать с друзьями из разных регионов и слоев общества, что позволит им получить новые знания и обогатить свою жизнь.

Кибербуллинг и подозрительная деятельность в социальных сетях могут оказывать негативное влияние на подростков. В социальных сетях некоторые люди могут использовать анонимность сети для таких действий, как запугивание, злобные нападки или распространение неправдивой информации, что может негативно сказаться на физическом и психическом здоровье подростков.

Скалолазание и виртуальные миры в социальных сетях могут оказывать негативное влияние на психическое здоровье подростков. В социальных сетях некоторые люди могут чрезмерно стремиться к материальным благам, статусу, богатству и т.д. Подобный менталитет сравнения может вызывать у подростков такие проблемы с психическим здоровьем, как тревожность, низкая самооценка и нездоровое потребительское поведение. В то же время чрезмерное увлечение социальными сетями и виртуальным миром может привести к отрыву подростков от реальной жизни, что негативно скажется на их нормальной учебе и жизни.

Подводя итог, можно сказать, что влияние социальных сетей на подростков носит двусторонний характер. Хотя социальные сети могут принести подросткам удобство и удовольствие, они также могут оказать негативное влияние на физическое и психическое здоровье, безопасность и психологическое благополучие подростков. Поэтому родители, школа и общество должны совместно работать над тем, чтобы научить подростков правильно использовать социальные сети, повысить их сетевую грамотность и уровень самозащиты, а также предотвратить и уменьшить негативное влияние социальных сетей на подростков.

Список литературы

  1. Том Стэндадж. Краткая история социальных сетей: от сальвии до интернета [М]. Перевод Линь Хуа, Пекин:CITIC Press, 2019: 28.
  2. [English] Anthony Giddens,Philip Sutton. Basic Concepts in Sociology (Second Edition) [M]. Перевод Wang Xiuxiao, Beijing:Peking University Press, 2019:
  3. Li Han. Студенты колледжей и социальные сети: одинокая оргия [N]. China Youth Daily, 2014-03-26.
  4. Yin Guoxin. Влияние онлайновых социальных сетей на популярную культуру студентов колледжа [J]. Education Modernisation, 2017 (4): 147-148.
  5. Everett E. Dennis, John C. Merrill, translated by Chunzhi Wang. Дебаты в СМИ: 20 спорных тем в цифровую эпоху (4-е изд.) [М]. Пекин: Издательство Ренминского университета Китая, 2019 г.
  6. Ma Yunyu, Gao Shijie. Исследование факторов влияния на зависимость подростков от приложений для просмотра коротких видеороликов с точки зрения теории использования и удовлетворения [J]. Journal of Hubei Second Normal College, 2019, 36(11): 96-100.

Интересная статья? Поделись ей с другими: