УДК 376

Факторы формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих психологов

Дышенова Наталья Ринчиндоржиевна – старший преподаватель Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина

Аннотация: В статье проанализированы структура и компоненты профессиональной коммуникативной компетентности психологов. Обозначены ведущие факторы, детерминирующие динамику развития профессионально направленной коммуникативной компетентности. Подготовка психологов уже на этапе вузовского обучения должна содействовать их личностному росту и, в частности, развитию профессионально направленной коммуникативной компетент­ности. Одним  из  средств развития  коммуникативной компетентности является социально-психологический  тренинг.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, социально-перцептивная компетентность, аутопсихологическая компетентность, психолого-педагогическая компетентность, социально-психологический тренинг.

Согласно мнению многих ведущих ученых-психологов, среди которых Зазыкин В. Г., Деркач А. А., Реан А. А., Кузьмина Н. В., важнейшую роль в профессиональной деятельности в структурах взаимоотношений «человек - человек» или «человек - коллектив» (классификация Климова Е. А.) играет коммуникативная компетентность. Высокая степень ее развития дает возможность эффективно и полноценно заниматься профессиональной деятельностью, базирующейся на активном общении с людьми, на личностных, групповых и межгрупповых взаимодействиях.

В исследованиях доктора педагогических наук, психолога Кузьминой Н. В., изучающей различные аспекты профессионализма через личностные и деятельностные характеристики, понятие коммуникативной компетентности было структурировано и условно разделено на ряд подструктур, взаимно связанных между собой:

  • социально-психологическая компетентность, которая выступает в форме систематизированных представлений о природе и закономерностях общения и человеческих взаимоотношений, поведения личности в профессиональной группе;
  • социально-перцептивная компетентность, которая проявляется в понимании или иначе «знании людей»; она основывается на психологических понятиях о личностной детерминированности и определяющих ее индикаторах, наблюдаемых в отношениях, деятельности, поведении, общении;
  • психолого-педагогическая компетентность, представляющая собой систематизированное знание о способах влияния на людей;
  • аутопсихологическая компетентность, выступающая как понятийная структура, которая позволяет заниматься самопознанием, повышать самооценку и уровень самоконтроля, учиться управлять собственным состоянием и необходимой работоспособностью, обеспечивая самоэффективность.

Отдельные авторы добавляют к этому списку интерактивную компетентность как вид компетентности социально-психологической, опирающейся на системный опыт, требуемый для того, чтобы организовывать эффективные профессиональные взаимодействия.

С целью расширения научного понимания коммуникативной компетентности, направленной на профессиональный рост, психология должна заняться исследованием факторов, детерминирующих ее формирование и развитие.  

Ряд ученых-психологов, например, Емельянов Ю. Н., Сидоренко Е. В., Бакирова Г. Х., Петровская Л. А. источниками эволюции коммуникативной компетентности считают опыт, общую эрудицию, искусство, а также специфические методы обучения. Самыми действенными обучающими методиками перечисленные авторы называют деловые игры и тренинги, которые не только развивают коммуникативные навыки, но и позволяют приобрести необходимые в профессиональном плане управленческие умения.

Ведущий способ формирования коммуникативной компетентности – это СПТ или социально-психологический тренинг. В его процессе человек учится управлять собой и своими поведенческими реакциями, стремясь осознать и отследить восприятие себя окружающими, понять, какие именно действия вызывают симпатию либо антипатию других. Параллельно развиваются такие личностные качества, полезные для коммуникации, как чуткость к состоянию психики людей вокруг, способность к пониманию их стремлений и установок. Подобные тренинги могут происходить в разных формах. Часть специалистов-психологов считают формой СПТ групповую психотерапию, групповые дискуссии, Т-группы, психодраму. Другие ученые относят к СПТ ролевые игры, групповые дискуссии, проективное рисование, невербальные способы взаимодействий. Третьи перечисляют такие варианты, как ролевое обучение и тренинг сенситивности.

В целом социально-психологический тренинг (СПТ) понимается как сфера прикладной психологии, которая применяет активные динамичные способы групповой работы для эффективной выработки компетентности в коммуникациях с окружающими. Главные принципы ведения такого тренинга, причем ориентированного на профессиональный рост:

  • изначально проактивная позиция всех, кто участвует в тренинге;
  • отслеживание качественных перемен в процессах групповой коммуникации;
  • целевое достижение обратной связи с другими участниками;  
  • последовательное движение от этапа к этапу: вхождение – предтренинг – перестройка – тренинг;
  • повышенный уровень включенности эмоциональной личностной сферы.

На эволюцию коммуникативной компетентности, направленной на профессиональный рост, прямое влияние оказывают программы и системность профессионального обучения будущих специалистов. Среди таких образовательных аспектов влияния: комплексные активные обучающие методики, которые призваны развивать коммуникативные качества личности; особое внимание освоению практических профессиональных навыков; проведение педпрактик, включающих разработку профессионального индивидуального проекта; применение обучающих методик, которые способствуют выработке профессиональной самостоятельности и способности к профессиональному систематическому саморазвитию.

Таким образом, наиболее действенная методика, рекомендуемая ведущими специалистами-психологами для эффективного формирования компетентности в профессиональных коммуникациях и взаимодействиях, - это методика СПТ (социально-психологического тренинга).

В образовательный процесс необходимо активно встраивать социально-психологический тренинг для развития коммуникативных навыков будущих специалистов в целом и навыков взаимодействий, способствующих профессиональному росту, в частности.

Повышению профессиональной успешности и профессиональной самостоятельности, помимо социально-психологического тренинга, служит также образовательная методика творческих проектов, ориентированная на творческое саморазвитие, намеренное и осознанное развитие в себе эмоционального интеллекта и эмпатии, а также способности к самоуправлению в общении.

Список литературы

  1. Бодалев А. А. Личность и общение. – СПб.: Речь, 2006.  – 244 с.
  2. Деркач А. А., Бодалев А. А. Рабочая книга практического психолога. – М., 2006. – 244 с.
  3. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. – СПб.: Речь, 2001. – 332 с. 
  4. Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении). – М.: Просвещение, 2004. – 228 с. 
  5. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. – СПб.: СПбГУ, 2006. – 56 с.
  6. Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М.: Педагогика, 2005. – 266 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: