УДК 37
Креативные подходы к непрерывной реабилитации и социализации детей с аутизмом (РДА) на дому с участием одного из родителей (соученика)
Шафикова Зульфира Хасановна – кандидат педагогических наук, доцент, методист-исследователь, руководитель Учебной мастерской по реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Москва
Аннотация: В статье рассмотрены креативные подходы к профессиональной подготовке (швейному делу), в условиях индивидуальной мастерской на дому, которые разработаны на основе авторской концепции восполнения умственных и физических недостатков одним из родителей (соученика).
Ключевые слова: ребенок с синдромом аутизма (РДА), индивидуальная мастерская на дому, родитель – соученик, трёхсторонний педагогический процесс, наставник, искусственный интеллект (робот).
На сегодняшний день в практике инклюзивного профессионального образования крайне малочисленны технологии, формы и методы обучения рабочим профессиям, особенно для молодёжи с аутизмом (РДА), которые бы способствовали их комплексной реабилитации и социализации.
В связи с этим, мы предлагаем индивидуальную мастерскую на дому как многофункциональную систему непрерывного обучения данной категории молодёжи рабочим профессиям.
Известно, что под термином «аутизм» понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакции на внешние воздействия, пассивность или сверхранимость в контактах со средой» (К.С. Лебединская).
Как отмечает Степанова О.А., что аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы жизни ребёнка), занимает центральное место в клинической картине и оказывает тяжёлое негативное влияние на все психическое развитие ребёнка. Клинико-психолого-педагогическая картина аутистических расстройств личности сложна, многогранна и необычна в сравнении с другими нарушениями психического развития. По критериям ВОЗ при аутистическом расстройстве личности отмечаются:
- качественные изменения в сфере социального взаимодействия;
- качественные нарушения способности к общению;
- ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности [1, с. 42].
Следует подчеркнуть, что аутизм не излечим, но поддаётся коррекции, это кропотливая, сложная и совместная непрерывная работа родителей и специалистов в данной области , прежде всего дефектологов, психиатров, психологов и т.д. Но главная роль в этом, принадлежит прежде родителям, особенно в период обучения данной категории молодёжи рабочей профессии.
Исходя из вышесказанного, в основе нашей системы непрерывной системы профессионального обучения лежит авторская концепция восполнения умственных и физических недостатков одним из родителей, которая представляет собой представляет собой целостную педагогическую систему взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих включение в образовательный процесс соученика (одного из родителей), а также использование искусственного интеллекта (робота-тьютора) как дидактической инженерии, что отличает ее от других разработанных концепций в области инклюзивного профессионального обучения.
Таким образом, впервые в научный оборот включены новые термины « принцип восполнения умственных и физических недостатков обучающегося с ОВЗ соучеником», «трёхсторонний педагогический процесс», «метод цветового восприятия тканей», «роботометод», «соученик», разработаны и апробированы функциональные обязанности соученика как третьего участника педагогического процесса, что качественно улучшает процесс получения рабочей профессии детьми с ОВЗ [2, с. 72].
Как мы уже отметили, что для успешной реабилитации и социализации ребёнка с аутизмом (РДА) нами была открыта индивидуальная мастерская на дому (по швейному делу). Такая мастерская может быть создана на базе передовых методик и опыта высших учебных заведений при поддержке других социальных институтов [3, с. 1426-1429].
В основе деятельности креативной мастерской лежит дидактическая модель инклюзивного профессионального обучения, которая представляет собой теоретическую конструкцию (дидактический треугольник), трёхсторонний педагогический процесс. Она (модель) способствует формированию доступной образовательной среды обучения в контексте взаимодействия «мастер производственного обучения - родитель (соученик) - ребенок с ОВЗ, что модернизирует систему организации образовательного процесса на дому в условиях инклюзии [ 4, с. 113-114].
Очень важно, чтобы мастерская на дому постоянно была открыта для друзей, родителей - единомышленников, родственников, соседей. Таким образом , педагогические возможности индивидуальной мастерской широки, так как она способствует не только общению со здоровыми сверстниками, но прежде всего развитию речи ребёнка с аутизмом.
Для качественной профессиональной подготовки детей с РДА в педагогический процесс включен «соученик – это один из родителей либо близкий родственник (брат, сестра), друг семьи, который восполняет умственные и физические способности учащегося с инвалидностью и ОВЗ, непрерывно, в течение всей жизни [5, с. 121-123].
Особенно значима роль матери как соученика в период обучения ребёнка с РДА рабочей профессии ( швейному делу) в условиях инклюзии. Особенность и новизна технологии профессионального обучения в условиях индивидуальной мастерской на дому состоит в том, что в педагогическом процессе важную роль играет мать (соученик), которая должна восполнять умственные и физические недостатки своего ребенка, обучаясь вместе с ним, получить диплом, например, швеи. Она будет иметь возможность продолжить социализацию и реабилитацию своего ребенка-инвалида непрерывно, всю жизнь [6, с. 121-123].
В связи с этим, например, обучение девочек с РДА швейному делу рекомендуем начать с раннего возраста, используя при этом и игровые формы, в том числе с применением робота ( искусственного интеллекта) .
Таким образом, один из родителей становится третьим участником педагогического процесса (соучеником), который является и наставником, особенно в период профессиональной подготовки ребёнка с аутизмом.
Сегодня перспективным направлением в период профессиональной подготовки детей с аутизмом, том числе и в раннем школьном возрасте, является применение робототехнических средств (искусственного интеллекта).
Следует сказать, что применение человекоподобного робота как средства обучения рабочим специальностям, способствует формированию профессиональных компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и успешной их адаптации в социуме [7, с. 37-40].
Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, индивидуальная мастерская на дому, включение в педагогический процесс одного из родителей ( соученика) , использование искусственного интеллекта как технического средства обучения могут быть успешно использованы в обучении детей с аутизмом (РДА), начиная с раннего школьного возраста. Самое главное родителям необходимо помнить, что при этом нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку, так как синдром аутизма у каждого проявляется по-разному. Таким образом, всё вышесказанное будет способствовать успешной реабилитации и социализации данной категории молодёжи через обучения рабочей профессии в условиях инклюзии.
Список литературы:
- Степанова О.А. Комплексная реабилитация с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе, 2012. № 8. – С. 42.
- Шафикова З.Х. Концепция и технологии инклюзивного обучения рабочим профессиям лиц с ОВЗ в условиях колледжа: монография / З.Х. Шафикова. – 4-е изд., испр.и доп. – Москва: Издательство «Юстицинформ», 2023 – С. 72.
- Шафикова З.Х. Технологии инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / З.Х. Шафикова // Журнал «Вестник Башкирского университета», 2012. Т. 17. № 3, с. 1426-1429.
- Шафикова З.Х. Концепция и технологии инклюзивного обучения рабочим профессиям лиц с ОВЗ в условиях колледжа: монография / З.Х. Шафикова // – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Юстицинформ», 2023 – с. 113-114.
- Шафикова З.Х. Инклюзивное обучение детей с расстройствами аутистического спектра рабочим профессиям: дидактический аспект:монография / З.Х. Шафикова. – Москва : МАКС Пресс, 2019. – С. 14.
- Шафикова З.Х. Обучение рабочим профессиям учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии. Педагогика , 2017. № 2. С. 121-123.
- Мунасыпов Р.А., Шафикова З.Х. Робототехника как инновационное средство обучения молодёжи с ограниченными возможностями здоровья рабочим профессиям в условиях инклюзивного образования / Р.А. Мунасыпов, З.Х. Шафикова // журнал Среднее профессиональное образование, 2016, № 9, С. 37-40.