УДК 81.37

Семантика как ключевая составляющая языка

Тянь Бинсэнь – студент магистратуры по направлению «Письменный перевод русского языка» кафедры Иностранных языков Шэньянского политехнического университета (Китай).

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с рассмотрением семантики как основной ключевой составляющей языка. Обоснованы основные причины возникновения интереса к семантике в современных условиях. Определено понятие «семантика» и рассмотрены ее основные особенности. Изучена семантическая единица и приведена ее классификация. Рассмотрены семантические отношения такие, как синонимия, антонимия, гиперонимия. Подчеркивается важность проведения семантического анализа в современных условиях, позволяющего исследовать понимание различных текстов и произведений с помощью компьютерных технологий и инструментов.

Ключевые слова: семантика, язык, ключевая составляющая, исследование, общество, роль, общение.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время роль и значение языка огромно в современной культуре, воспитании, образовании и других сферах жизнедеятельности общества. Семантика является ключевой составляющей языка. Она помогает понять, как создается и интерпретируется то или иное выражение, слово или фраза. Это помогает повысить уровень коммуникационной активности в обществе, начиная от простого разговорного стиля общения, заканчивая деловым.

Термин семантика имеет греческое происхождение, означающий в переводе на русский язык как «обозначающий».

Семантика рассматривает содержание и сущность языковой единицы, то есть передаваемую ей информацию. В качестве основной семантической единицы выступает слово, принадлежащее самостоятельным частям речи. Следует отметить, что семантика рассматривает не только лексическое значение слов, но и грамматику. В целом это позволяет говорить о семантике, как об основной составляющей языка.

Вопросы, касающиеся семантики и ее развития рассматривали многие ученые такие, как Ш. А. Базарбаева, Н. П. Пешкова, Н. Е. Чапайкина и другие. Считаем, необходимым продолжить исследование в данном направлении и более подробно изучить отдельные вопросы темы.

При проведении исследования использовались труды российских и зарубежных ученых. При проведении данного исследования были использованы следующие методы: анализа, сравнения, принятия решений, логического рассуждения и многие другие.

Основная часть

Интерес к семантике возрастает с каждым годом, как со стороны специалистов данной области знаний, так и со стороны других ученых и исследователей в мире современного языка. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, широкими возможностями познания семантики, ее основных особенностей, специфики. Во-вторых, наличием направлений для дальнейшего развития и совершенствования. В-третьих, реальными возможностями для проведения качественного семантического анализа.

Рассмотрение семантики входит непосредственно в раздел лингвистики, которая занимается изучением слов, а также их комбинаций. Данный раздел также помогает передать определенное значение с помощью слов и фраз, связанных с реальными объектами, событиями и т.д. Для упорядочивания языковой системы может быть применена классификация данных слов и фраз по определенным значениям, признакам и связей друг с другом. Семантика рассматривает совокупность семантических отношений между словами, такие как синонимия, антонимия, гиперонимия и гипонимия. Она помогает нам понять, как слова связаны между собой и как они могут быть заменены другими словами с похожим значением [3, с.19].

Главными семантическими единицами являются отдельные слова и выражения, которые передают сущность и картину заданной информации. По своей сути они являются строительными блоками в языковой картине мира. Они делятся на две основные категории: лексические и грамматические.

Классификация лексических единиц на основе соотнесенности их значений представлена в Таблице 1.

Таблица 1. Классификация лексических единиц на основе соотнесенности их значений.

Лексические единицы

Описание лексических единиц

Примеры

Омонимы

Слова, совпадающие по своему звучанию, но имеющие различные значения

молния – природное явление,

молния – застежка на одежде

Синонимы

Слова одной части речи, выражающие одно понятие

сильный мороз – крепкий мороз,

крепкая ткань – прочная ткань

Антонимы

Слова одной части речи с противоположным значением

светлый – темный,

яркий – тусклый,

знаменитый - неизвестный

Конверсивы

Слова, выражающие «обратные» отношения языковых единиц

ученик сдает экзамен учителю – учитель принимает экзамен у ученика

Паронимы

Созвучные однокоренные слова одной части речи с разным значением

романтичное настроение (романтика) – романтическое произведение (романтизм)

Лексические единицы могут быть как составляющими предложения (выражения их смыслового значения), так и использоваться отдельно в качестве самостоятельных единиц.

Грамматические единицы не могут быть использованы в качестве самостоятельной языковой единицы, они используются в роли связующих в предложении. Примерами грамматических единиц могут служить: союзы (но, и, или), предлоги (на, под, в), местоимения (я, он, они).

Следует отметить, что данные языковые единицы тесно взаимодействуют между собой и таким образом образуют семантические отношения такие, как синонимия, антонимия, гиперонимия. Кроме того, данные языковые единицы, имеющие общее смысловое значение могут быть объединены в семантические поля.

Далее рассмотрим семантические отношения более подробно и выявим их основные особенности.

Синонимия представляет собой отношения между словами, которые имеют родственные или похожие значения. Причем такое сходство может быть полным (одинаковое значение) или частичным (совпадение отдельных слов). Например, аккуратно – опрятно, весело – радостно, грустно – печально и т.д. [5].

Антонимия представляет собой отношения, которые возникают между словами, имеющими совершенно противоположное значение. Следует отметить, что антонимы могут иметь противоположное значение в различной степени (градационными), а могут иметь прямо противоположное значение (прямыми). Например, холодный – горячий, большой – маленький и т.д.

Гиперонимия и гипонимия определяют отношения между словами, где одно слово выступает в широком и общем понимании, а другое в узком и частном понимании. Например, фрукт – яблоко, груша, банан и т.д.

Далее рассмотрим, что представляют собой семантические поля. В определенном смысле слова семантическое поле можно представить в виде сети или дерева, где общее понятие является корневой системой, а подкатегории ее ветвями. Например, семантическое поле «цвет» имеет множество подкатегорий, таких как «белый», «зеленый», «красный», «синий» и другие. Таким образом, семантическое поле позволяет увидеть какие существуют взаимосвязи между словами, классифицировать их по смысловому значению, найти взаимозаменяемые слова.

Различают семантику простого и сложного предложения. Сложные предложения имеют аналогичную простому семантическую структуру, хотя и состоят из нескольких структурных схем, то есть из более чем одной языковой единицы. Такой изоморфизм объясняется тем, что части сложного предложения (или отдельные предикативные единицы) не тождественны простому предложению. Их своеобразие составляет наличие у них союзов, союзных и соотносительных слов, частиц, дейктических слов; характеризуются особым порядком слов и другими специализированными средствами связи предикативных единиц. Например: – Я знаю вашу манеру, – сказал критик... – Если бы вы писали детективный рассказ, вы бы сделали искомым злодеем не того, кого никто из героев не подозревает, а того, кого с самого начала подозревают все, и тем самым провели бы опытного читателя, привыкшего к тому, что ларчик открывается непросто (В. Набоков. Пассажир). Субъективно-модальное значение выражается здесь главной частью {вы бы сделали искомым злодеем... и провели бы...). Эта модальность подчиняет себе содержание придаточной части {если бы вы писали...). Остальные придаточные части лишь распространяют и уточняют детали, обозначенные в главной части. Следовательно, предикативности частей входят в качестве компонентов в состав единой предикативности сложного предложения, а целостность и единство сложного предложения оказывается возможным только благодаря единству его модальности, времени и лица.

Такое единство сложного предложения обеспечивается в основном двумя способами: а) объединением его частей по определенной схеме (формуле сложного предложения) и б) в силу того, что коммуникативной единицей выступает всё предложение в целом, а не каждая из его частей в отдельности. Схема (формула) любого сложного предикативного образования детерминирована теми синтаксическими отношениями, которые, собственно, и объединяют предикативные части в сложное целое, являются его организующим началом и конституирующим остовом. Ведь выражаются синтаксические отношения между частями сложного предложения определенными структурными (лексическими и грамматическими) средствами. В сложных предложениях союзного типа такими средствами служат союзные средства (союзы, союзные слова, соотносительные слова) [1, с.447].

Основным инструментом изучения семантики как ключевой составляющей языка в настоящее время является семантический анализ. Он выступает в качестве алгоритма исследования понимания различных текстов и произведений. Особую популярность семантических анализ получил в связи с широким применением его в компьютерных и поисковых системах. В сети Интернет можно обнаружить большое количество специализированных сайтов, которые могут осуществить семантический анализ, сделать разбор произведений и текстов по смысловому значению. Считаем, что при проведении семантического анализа должен использоваться комплексный подход, который заключается в применении различных методов, инструментов и средств достижения поставленной цели исследования [4, с.112].

Заключение

Можно сделать вывод, что семантика является ключевой составляющей языка и помогает понять значение используемых слов и фраз, их взаимосвязь, а также возможность их замены близкими по смыслу словами. Большую ценность семантика представляет для людей и общества в целом, поскольку она предоставляет возможность понимания не только отдельных значений слов, но и совокупность идей, которые хотел передать автор. В этом заключается глубокое понимание семантики в языковой культуре. В современных условиях семантический анализ может проводиться с использованием компьютерных технологий и инструментов, что позволяет сделать его более глубоким и широким.

Список литературы

  1. Базарбаева Ш. А. Функциональная семантика и лингвосемиотика: современные тенденции // Молодой ученый. 2022. № 19 (414). С. 477-478.
  2. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». 2017. С. 246-247.
  3. Пешкова Н.П. Семантика и смысл текста // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 3. С.19-29.
  4. Чапайкина Н. Е. Семантический анализ текстов. Основные положения // Молодой ученый. 2012. № 5 (40). С. 112-115.
  5. Семантика: ключевая составляющая языка и ее роль в передаче знаний [Электронный ресурс]. URL: https://nauchniestati.ru/spravka/seman-v-sisteme-yazyka/ (дата обращения 29.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: