УДК 339.137.2

Особенности методов оценки  конкурентоспособности предприятия

Цветцых Александр Васильевич – доцент кафедры Экономики предприятий и отраслей Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева

Громов Артем Константинович – магистрант Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева

Аннотация: Представленная статья посвящена исследованию методов оценки конкурентоспособности предприятия. Выявляются специфические черты и особенности распространенных методов оценки конкурентоспособности в современной экономической литературе и практике. По результатам исследования используемых в современной практике методов оценки конкурентоспособности авторами был сделан выбор в пользу методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающей отраслевые особенности. Предлагается разработка метода оценки конкурентоспособности предприятия, основанной на использовании единичных показателей эффективности бизнес-процессов предприятия и определения интегрального показателя конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, предприятие, методика оценки конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики является важнейшим условием его устойчивого функционирования и развития. Обеспечение конкурентоспособности требует непрерывного мониторинга ее факторов и принятия специальных управленческих решений на основе периодической оценки, определения проблемных мест функционирования предприятия. Для решения данной задачи необходим выбор и использование специальной методики, учитывающей особенности объекта исследования.

Основная цель данной статьи изучить основные методики оценки конкурентоспособности предприятия, выявить специфические особенности данных методик, их достоинства и недостатки.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • изучение методов оценки конкурентоспособности предприятия;
  • выявление характерных особенностей методов оценки конкурентоспособности предприятия, их достоинств и недостатков, специфики применения для обоснования управленческих решений.

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность является ключевой сущностной характеристикой эффективности деятельности предприятия, его функционирования и развития. Периодическое обновление продукции, ее совершенствование для повышение потребительских свойств в интересах сохранения существующих и привлечения новых потребителей становится основным интегральным результатом противоборства предприятия конкурентам.

Обзор специальной экономической литературы, посвященной исследованию методов оценки конкурентоспособности [1; 2] позволила выделить несколько подходов к их классификации: категория предприятия, учитываемые методами факторы конкурентоспособности, аналитичность используемого метода, возможность составлять прогнозные оценки, источник используемой информации, трудоемкость практического использования метода оценки, учет весомости показателей при составлении интегральной оценки.  В таблице, на основе изучения экономической литературы [1; 3-5] выделены достоинства и недостатки наиболее распространенных методов оцени конкурентоспособности предприятия.

 Таблица 1. Достоинства и недостатки методов оценки конкурентоспособности.                                                                                                               

Наименование метода

Достоинства метода

Недостатки метода

Метод оценки конкурентоспособности на основе рейтинговой системы

Оценка на основе учета состояния материальных и нематериальных активов.

Оценка конкурентоспособности предприятия на основе учета конкурентоспособности продукции (услуг).

Субъективный характер получаемых показателей конкурентоспособности предприятия.

Трудоемкость расчетов.

Метод составления многоугольника конкурентоспособности

Наглядное отображение по осям многоугольника конкурентных позиций предприятий по различным исследуемым критериям конкурентоспособности.

Субъективный характер получаемых показателей конкурентоспособности предприятия.

Метод оценки конкурентоспособности на основе определения рыночной доли

Возможность соизмерения рыночных позиций предприятий разных отраслей.

Учет текущих значений рыночных позиций предприятия.

Сложность достоверной получения информации о конкурентах.

Метод оценки конкурентоспособности на основе анализа операционной эффективности и стратегического позиционирования

Возможность учета внутренних и внешних источников конкурентоспособности предприятия.

Не учет отраслевых особенностей при формировании количественной оценки конкурентоспособности предприятия.

Метод оценки конкурентоспособности на основе SWOT-анализа

Простота, универсальность, системный характер методики оценки.

Отсутствие количественной оценки конкурентоспособности.

Матричный метод оценки конкурентоспособности предприятия.

Наглядность позиционирования и простота построения.

Присутствие субъективности полученной оценки конкурентоспособности.

Общий характер рекомендаций.

Матричный метод оценки конкурентоспособности предполагает исследование показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия, его продукции и его позиции на рынке. В основе матричного подхода лежит исследование жизненного цикла продукции. Технология матричного метода оценки конкурентоспособности предприятия строится на базе методики компании Boston Consult Group.

Методика оценки конкурентоспособности предприятия на основе SWOT-анализа обладает универсальностью и гибкостью. Его практическое использование позволяет определить решения по укреплению конкурентоспособности предприятия стратегического и тактического характера.

При использовании методики SWOT-анализа используются официальные источники ближайших конкурентов, статистические отчеты, выпуски специализированных изданий.

Методика рейтинговой системы в оценке конкурентоспособности предприятия. При использовании данной методики эксперты формируют систему наиболее существенных показателей конкурентоспособности предприятий. Оценка производится на основе применения специальной шкалы баллов. Выделенные наиболее существенные показатели подлежат ранжированию с выделением весового коэффициента.

Метод оценки конкурентоспособности на основе определения рыночной доли. Метод основан на расчете применения формулы для расчета рыночной доли предприятия и разработки специальной конкурентной карты. Результаты представляются графически. 

Метод оценки конкурентоспособности на основе анализа операционной эффективности и стратегического позиционирования. Данная методика предусматривает расчет и оценку показателей трех групп: показателей операционной эффективности, коэффициента стратегического позиционирования.  После расчета данных двух коэффициентов определяется интегральный показатель, полученные результаты показатели интерпретируются.

Метод составления многоугольника конкурентоспособности. Метод предусматривает расчет нескольких групп показателей, значения которых наносятся на оси диаграммы, что обеспечивает наглядность позиционирования предприятия относительно каждого ближайшего конкурента.

Таким образом, исследование методов оценки конкурентоспособности предприятия позволило сформулировать следующие выводы. Оценка конкурентоспособности предприятия должна проводиться на основе сопоставления специальных показателей предприятия с показателями ближайших конкурентов. Использование комплексной оценки на основе использования системы единичных и интегрального показателя обеспечивает системность оценки и аналитические возможности применяемой модели оценки, повышает их обоснованность и качество управленческих решений.

Список литературы

  1. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации. М: Высш. шк., 2015. 319 с.
  2. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: учебник и практикум. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 573 с.
  3. Денисова, О. В. Оценка конкурентоспособности предприятия / О. В. Денисова // Инновационная наука. 2016. № 4. С.152-156.
  4. Мельников, И. В. Конкуренция: как победить. Москва, 2015. 372 с.
  5. Методы оценки конкурентоспособности организации. URL: http://vuzru.ru/meiody-otseпкУсоnkürerrtösрозobnosti-organizatsii/ (дата обращения: 03.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: