УДК 33

Основные составляющие системы менеджмента качества в сфере строительства

Шарко Вера Леонидовна – магистрант Тюменского индустриального университета

Аннотация: В статье выделены преимущества создания системы менеджмента качества в сфере строительства. При внедрении системы менеджмента качества в строительстве перечисляются наиболее важные стандарты. Для оценки качества проектной документации в сфере строительства, от которого зависят полученные результаты реализации проекта авторами предлагается использовать методику оценки соответствия проектной документации объекта строительства. Для представления этапов выполнения оценки представлена блок-схема и ее описание.

Ключевые слова: система менеджмента качества, качество, строительство, методика оценки, проектная документация.

Интегрированной системой менеджмента является система, которая отвечает требованиям нескольких международных стандартов и ее внедрение позволяет повысить эффективность системы управления строительной организации.

Интегрированная система менеджмента позволяет структурировать действия работников строительной организации и обеспечить их согласованность в достижении поставленных целей и задач.

Внедрение интегрированной системы менеджмента в сфере строительства позволяет решить следующие проблемы:

  • исключить дублирование в процессах, должностях, документах, функциях структурных подразделений;
  • согласовать взаимосвязь между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью;
  • исключить недостатки в планировании, контроле и управлении предприятием в целом;
  • снизить трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.

Система менеджмента качества как составляющая интегрированной системы менеджмента объединяет различные приемы и специальные методы в отношении управления качеством проектной документации, выполняемых строительных работ в рамках проекта.

Для создания интегрированной системы менеджмента используются международные стандарты, среди которых наибольшее распространение получили ISO 9001 (качество) [1], ISO 14001 (охрана окружающей среды) [2], SA 8000 (социальная ответственность и управление персоналом) [3], OHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность) [4], ISO 50001 (энергетический менеджмент) [5] и другие. Перечисленные стандарты отражают международную практику в отношении создания интегрированной системы менеджмента.

Разработка системы менеджмента качества в строительной организации может выполняться при соблюдении следующих условий:

  1. Сформированы требования застройщика или техническое задание, которое позволяет осуществлять:
  • выбор подрядчика, обеспечивающего заданные параметры проекта;
  • требования, предъявляемые к участникам конкурса;
  • условия коммерческих банков, которые предоставляют кредиты строительным организациям для реализации проекта строительства;
  • программы страховых компаний, которые сокращают сумму страховых взносов для организаций, имеющих сертификаты, подтверждающие качество;
  • требования саморегулируемой организация СРО в отношении принимаемой от строительной организации проектной документации.
  1. Отсутствуют угрозы риска наступления имущественной ответственности за ущерб, который причинен застройщику или техническому заказчику.
  2. Строительная организация имеет высокую репутацию на рынке и может обеспечивать осуществляемые строительные работы.

На первом этапе создания системы менеджмента качества строительной организации принимается решение о необходимости разработки системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000. В данном случае решение оформляются приказом руководства, в котором отражаются этапы разработки, документы, сроки и ответственность за их выполнение.

Генеральным директором строительной организации издается приказ, в котором отражается дата начала работ по созданию системы менеджмента качества, назначенное ответственное лицо, руководитель проекта по разработке и созданию системы менеджмента качества, состав рабочей группы включающей ведущих специалистов, сроки утверждения плана работ по созданию СМК.

При проведении анализа системы менеджмента качества предприятия выполняются следующие действия [60, c.670]:

  • производится ознакомление с действующей на предприятии системой управления, а также оценивается ее соответствие требованиям ISO 9001;
  • подготавливаются вопросы, заранее подготовленные для ознакомления с ними сотрудников организации;
  • изучается технология выполнения строительных работ и системы контроля процесса.

На третьем этапе осуществляется планирование работ по разработке проектной документации для оценки потребности в специалистах, финансах и временных ресурсах. После подготовки документов разрабатывается план системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001 и включением в его состав результатов проведенного обследования действующей в организации системы менеджмента качества.

На четвертом этапе строительной организацией разрабатывается структура службы качества. На этом этапе осуществляется обучение персонала и повышение его квалификации. К приказу прикладывается план технической учебы, график аттестации работников. Подготовка организационной структуры предусматривает установление должностных лиц и подразделений, которые будут осуществлять разработку, внедрение и поддержку в рабочем состоянии системы менеджмента качества.

При создании структуры управления назначается ответственное лицо, разрабатываются и утверждаются положение о Совете по качеству. Как правило, в состав службы качества включается два или три человека с последующим назначением должностных обязанностей и функций.

На пятом этапе производится подготовка документов по системе менеджмента качества, разрабатывается матрица ответственности.

На заключительном этапе подготавливаются документы по внедрению системы менеджмента качества, осуществляется их утверждение руководством предприятия. С течение определенного времени для оценки созданной системы менеджмента качества проводится проверка проектной документации и выявленные несоответствия и нарушения оформляются в виде отчета.

Также при проведении внутренней проверки может проводиться сертификация системы с выбором органа сертификации, внесением изменений в документацию и проведением аудита с последующим получением сертификата.

Основными стандартами в сфере менеджмента качества в строительстве являются:

  • HB 90.3 (R2016) «The Construction Industry – Guide to ISO 9001:2000», опубликованный в Австралии. В нем отражаются основные положения в отношении работы некоторых строительных организацией, постоянно взаимодействующих с инвесторами, поставщиками, заказчиками, проектными организациями. В 2016 г. данный стандарт был обновлен после выхода новой версии стандарта ISO 9000:2015 [6];
  • IRAM 30100 «Guia de integration de la ISO 9000:2000 en la construccion» – руководство по применению ISO 9001 в строительстве. Данный стандарт был опубликован Аргентиной и в основе его находятся положения стандарта ISO 9000 [7];
  • ASQ E 1364 «Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team», который выступает руководством в отношении проектирования и стандартов строительства. В данном стандарте детализируется информация о применении требований ISO 9001 при выполнении проектов строительства стандарт [8];
  • ASQ E 1364 «ISO 9000:2008 «Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team» ISO 9000:2008. В данном стандарте поясняются основные требования к работе команды проектирования строительных работ [9].

Система менеджмента качества применяется в каждой строительной организации, которая поддерживает репутацию на рынке. Для достижения поставленных целей и задач строительная организация ведет документирование бизнес-процессов, что позволяет улучшить контроль рабочего состояния выполняемых технологических операций. Для обеспечения высокого уровня качества строительная организация ежегодно должна осуществлять следующие работы [69, c. 470]:

  1. Проводить всестороннюю внутреннюю оценку внутренней среды с идентификацией процессов в области качества. На базе строительной организации в состав таких процессов могут входить:
  • проведение маркетинговых исследований;
  • поиск поставщиков и субподрядчиков;
  • проведение проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ.

Кроме этого, на базе строительной организации ведется постоянное развитие персонала посредством организации курсов повышения квалификации, разработки программ материальной и моральной мотивации, а также создания системы управления адаптацией персонала.

  1. Установление взаимодействия между различными участниками бизнес-процессов во время выполнения строительных работ. Для реализации данной задачи на базе строительной организации, разрабатывается календарный график строительства с определением работ.
  2. Определение методов выполнения технологических операций во время выполнения строительно-монтажных работ. Для этого менеджеры по строительству определяют показатели эффективности, которые в дальнейшем используются в системе планирования и контроля выполняемых строительных работ.

Для оценки соответствия проектной документации объекта строительства требованиям системы менеджмента качества можно использовать методику, блок-схема которой представлена на рисунке 1.

image001

Рисунок 1. Блок-схема методики оценки проектно-сметной документации требованиям СМК.

Первый этап – анализ данных включает в состав следующие задачи:

  • сбор и формирование данных из проектно-сметной документации по 4 аспектам СМК – оценка удовлетворенности потребителей жилищным комплексом ЖК DOC, оценка поставщиков строительных материалов, измерение процессов;
  • проведение анализа данных – выбор инструментов управления качеством подготовки проектно-сметной документации для анализа осуществляется исходя из типа и характера данных.

Второй этап. Анализ СМК представителем руководства по качеству. Включает в себя следующие стадии:

  • оценка результативности СМК – определение частных и результирующего критериев и интерпретация итогового значения;
  • предложение рекомендаций по улучшению на основе анализа данных (Этап 1) и результатов оценки;
  • анализ Политики и целей в области качества, а также изменений в СМК;
  • составление отчета о функционировании СМК с последующим представлением его высшему руководству.

Третий этап. Анализ СМК высшим руководством. Включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение отчета о функционировании СМК и подготовка на его основе плана мероприятий по улучшению СМК;
  • утверждение отчета о функционировании СМК (план мероприятий по улучшению СМК входит в отчет как приложение);
  • контроль реализации плана мероприятий по улучшению СМК.

Основой анализа данных является собранная в ходе внутренних проверок информация по четырем важнейшим аспектам СМК компании: потребители, поставщики, услуги и процессы. Для каждого аспекта приводятся показатели, которые наиболее характеризуют деятельность компании в этом направлении. Показатели анализируются владельцами соответствующих процессов с помощью предложенных инструментов управления качеством. Схема этапа анализа данных представлена на рисунке 2.

image002

Рисунок 2. Схема этапа анализа данных.

Для анализа показателей можно использовать контрольный листок, стратификация, диаграмма Парето, диаграмма Исикавы, контрольные карты, древовидная диаграмма и диаграмма «Проблема – решение».

Таким образом, основными составляющими системы менеджмента качества в сфере строительства являются международные стандарты, документированные процессы и методики оценки качества. Предложенная методика оценки соответствия проектной документации объекта строительства требованиям системы менеджмента качества может использоваться любой строительной организацией.

Список литературы

  1. ISO 9001. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 02.07. 2022). – Текст: электронный.
  2. ISO 14001. ГОСТ Р ИСО 14001-2016 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство к применению» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.04.2016 г. №295-ст). – URL: https://base.garant.ru/71544070/. (дата обращения: 02.07. 2022). – Текст: электронный.
  3. SA [Электронный ресурс]. – URL: http://tms-cs.ru/sertifikaciya-sistem-menedzhmenta/standart-sa-8000. (дата обращения: 02.07. 2022). – Текст: электронный.
  4. OHSAS ГОСТ Р 54934-20212/ OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования». – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200094433. (дата обращения: 02.07. 2022). – Текст: электронный.
  5. ISO 50001. ГОСТ Р ИСО 50001-2012. Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению. – URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-50001-2012. (дата обращения: 02.07. 2022). – Текст: электронный.
  6. HB 90.3 (R2016) «The Construction Industry – Guide to ISO 9001:2000». – URL: https://www.saiglobal.com/ (дата обращения: 02.07. 2022). – Текст: электронный.
  7. IRAM 30100 «Guia de integration de la ISO 9000:2000 en la construccion». – URL: https://www.kpms.ru/Standart/ISO_Construction.htm. (дата обращения: 02.07. 2022). – Текст: электронный.
  8. ASQ E 1364 «Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team». – URL: https://www.kpms.ru/Standart/ISO_Construction.htm. (дата обращения: 02.07. 2022). – Текст: электронный.
  9. ASQ E 1364 «ISO 9000:2008 «Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team» ISO 9000:2008. – URL: https://www.kpms.ru/Standart/ISO_Construction.htm. (дата обращения: 02.07. 2022). – Текст: электронный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: