УДК 331.101.3
Эффективные основы мотивации персонала на предприятии (ОАО РЖД)
Ильиных Татьяна Александровна – студент факультета Экономики и менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Пугина Лариса Ивановна – кандидат экономических наук, доцент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Аннотация: В статье рассматриваются методы мотивации персонала, используемые в ОАО «РЖД». Демонстрируется приверженность компании стратегии привлечения высококвалифицированных специалистов и глобальному развитию человеческих ресурсов. В рамках этой системы акцентируется внимание на применении как материальных, так и нематериальных стимулов. Подчеркивается значимость поощрения инновационной активности сотрудников, а также роли коллективного договора и социальных гарантий в процессе удержания персонала.
Ключевые слова: мотивация персонала, материальное стимулирование, нематериальное стимулирование, инновационная активность, ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» действует в 40 странах, лидируя в грузоперевозках с третью долю мирового рынка. Она уступает Китаю и США по объему грузов и длине путей (85,56 тыс. км) и занимает четвертое место в пассажирских перевозках. Успех компании зависит от мотивации и профессионализма сотрудников [1, с.60].
ОАО «РЖД» применяет стратегию, нацеленную на привлечение высококвалифицированных специалистов, их управление и профессиональное развитие. Компания также акцентирует внимание на формировании корпоративных ценностей и предоставлении комплексной социальной поддержки не только работникам, но и их ближайшему окружению. Соблюдая принципы Глобального договора ООН по социальной ответственности, ОАО «РЖД» активно укрепляет человеческие ресурсы, внедряя новые методы обучения и заботясь о здоровье сотрудников в контексте безопасности транспортного движения.
В 2010 году в ОАО «РЖД» была введена трехуровневая корпоративная система вознаграждения, ориентированная на создание индивидуальных подсистем для различных функциональных подразделений. Эта система включает часовые тарифные ставки для рабочих и месячные оклады для руководителей и специалистов, применяясь ко всем сотрудникам без гендерной дискриминации. Коллективный договор, охватывающий всех работников, является основой стратегии привлечения и удержания кадров. Однако, несмотря на акцент на результативность в рамках управленческой вертикали, данный подход не полностью учитывает особенности железнодорожной индустрии, в частности, взаимосвязь между деятельностью сотрудников из разных служб.
Основная мотивация призвана обеспечить материальную заинтересованность сотрудников в достижении как персональных, так и командных показателей эффективности. Стандартные методы мотивации в компании включают безопасность труда, юридическую поддержку, стабильность занятости, адаптацию подходов руководителей, возможности для карьерного роста исходя из профессиональных качеств работников, а также создание условий для их самореализации.
Основной частью выплат является заработная плата. В ОАО «РЖД» её структура представляет собой сложную систему, где распределение средств происходит исходя из категории каждого работника. Тарифная ставка формируется на основе числа отработанных часов и уровня профессиональной подготовки сотрудника. Это, в свою очередь, определяет соответствующий тарифный коэффициент и часовую ставку для расчета оплаты труда. В составе заработной платы наибольший вес имеют оплата по тарифу (47,1%), отпускные (11,4%) и выслуга лет (10,4%). Прочие составляющие, такие как текущие премии, ночные смены, материальная помощь и классность, также вносят свой вклад, но в меньшем объеме. Наименьший вклад в структуру зарплаты делают показатели, связанные со сверхурочной работой и простоями [2, с.38].
Дополнительная стимуляция предполагает акцентирование внимания рабочего коллектива на выполнение конкретных производственных целей. В ОАО «РЖД» нематериальные аспекты мотивации в контексте управления социальным прогрессом определяются рядом ключевых регулятивных документов, включая стратегические планы развития компании до 2030 года, программы развития человеческого потенциала до 2025 года и кодекс деловой этики. Также существуют программы, ориентированные на усовершенствование подготовки и повышение квалификации сотрудников, взаимодействие с академическими учреждениями железнодорожной отрасли и поддержка молодёжи. Важное место занимает жилищная политика, а также программы по профессиональному обучению и профориентации до 2025 года.
Нематериальные формы поощрения включают в себя почетные звания, такие как «Новатор ОАО «РЖД», предоставляемое сотрудникам за долгосрочную и результативную инновационную деятельность, и «Лучший организатор технического творчества ОАО «РЖД», отмечающее активный вклад в технический прогресс и продвижение инноваций.
ОАО «РЖД» активно модернизирует подходы к материальной мотивации своих сотрудников, а также акцентирует внимание на поощрении инновационных и экономически выгодных инициатив. Следует отметить, что в 2021 году на такое поощрение было выделено 413 млн руб., что охватило 14,4 тыс. специалистов.
Основное внимание уделяется созданию материальных стимулов для разработки и внедрения эффективных инновационных решений. Правила расчета и предоставления различных форм вознаграждений за инновационную деятельность определены распоряжением ОАО «РЖД» от 03.03.2014 № 552р (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 11.03.2015 № 586р) «Об организации инновационной деятельности в ОАО «РЖД».
В частности, предлагается два ключевых вида вознаграждений для авторов инновационных решений:
- Финансовое вознаграждение за инновационное решение, приносящее экономическую выгоду.
- Финансовое вознаграждение за инновационное решение, которое может не иметь прямого экономического эффекта, но оказывает другие положительные последствия [3].
Конкретный размер такого вознаграждения рассчитывается исходя из годовой экономической выгоды, получаемой от внедрения данного инновационного предложения.
Таблица 1. Размер годового экономического эффекта ОАО «РЖД».
Размер годового экономического эффекта |
Размер вознаграждения |
до 100 тыс. руб. |
12%, но не менее 2000 руб. |
от 100 до 200 тыс. руб. |
11%, включая 2000 руб. |
от 200 до 500 тыс. руб. |
10%, включая 4000 руб. |
от 500 тыс. руб. и более |
9%, включая 12 000 руб., но не более 1 млн. руб. |
При отсутствии экономического эффекта от реализации инновационного решения, размер вознаграждения рассчитывается на основе определенных коэффициентов.
Таким образом, для мотивации сотрудников ОАО «РЖД» используются не только финансовые стимулы, но и бюджетные ресурсы, специализированные фонды и нематериальные формы поощрения. Этот подход подкреплен комплексными программами, стратегиями и регулятивными документами, а также наградами за инновационную деятельность.
Список литературы
- Вартапетова С.А. Система мотивации персонала в ОАО «РЖД» // В сборнике: Prospective research solutions. Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2021. С. 60-65.
- Тишунова И.С. Стимулирование труда основного персонала ОАО «РЖД» // NovaInfo.Ru. 2023. № 139. С. 35-40.
- Стимулирование инновационной деятельности Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9996/page/103290?id=18233#main-header (дата обращения: 26.10.2023).