УДК 33

Современные тенденции транспортной логистики российских компаний

Антоненко Георгий Александрович – магистрант Обнинского института атомной энергетики (филиал) Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Кузнецова Анастасия Александровна – кандидат экономических наук, доцент  Обнинского института атомной энергетики (филиал) Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Аннотация: В данной работе представлены тенденции транспортной логистики и приведены примеры использования данных практик на примере российских компаний, с учетом специфики работы в отечественных условиях. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящий момент высокий процент затрат приходится на логистику, в частности на транспортную логистику, что ставит перед компаниями важный вопрос о необходимости оптимизации затрат в данной области. В научной статье дано определение понятия «транспортная логистика», приведены примеры тенденций транспортной логистики. В статье также проанализирован актуальный опыт применения современных практик в транспортной логистике.

Ключевые слова: транспортная логистика, системы управления транспортом, технологии в логистике, тренды логистики, оптимизация логистических бизнес-процессов.

Введение

В условиях, когда компании находятся в турбулентном состоянии, необходимость трансформации бизнес-процессов, а в том числе и логистических процессов возрастает. Увеличивается себестоимость доставки из-за санкционной политики в отношении России, а также из-за изменения курса валют. Уход международных компаний в сегменте логистики с одной стороны создает сложности для бизнеса, с другой стороны бросает вызов локальных логистическим компаниям, которые в свою очередь находятся в постоянном поиске нетривиальных решений для бизнеса.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящий момент высокий процент затрат приходится на логистику, а в частности на транспортную логистику, что ставит перед компаниями важный вопрос о необходимости оптимизации затрат в данной области.

Целью данной статьи является анализ основных тенденции в транспортной логистике на примере российских компаний.

Материалы и методы

Предметом исследования в данной научной статье являются тенденции в транспортной логистике. Объектом – опыт применения тенденций в транспортной логистике на примере российских компаний. В рамках научной статьи были использованы систематизация данных, позволяющая отследить тенденции и основные инструменты оптимизации в транспортной логистике, а также комплексный целевой подход, который позволяет предложить варианты решения проблем, связанных с неэффективностью работы транспортной логистики. В ходе работы были проанализированы и использованы ряд научных работ как зарубежных, так и отечественных авторов в области логистического менеджмента.

Результаты исследования и их обсуждение

Перед тем, как начать рассматривать транспортную логистику, необходимо определить понятийный аппарат, касающийся транспортной логистики.

Среди определений «транспортной логистики» автор выделяет следующие определения:

  1. «Это особый вид логистики, исследующий перемещение необходимого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом, за требуемое время и с наименьшими затратами» [3, с. 34];

  2. «Это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту» [1, с. 45];

  3. «Система управления и планирования перевозок грузов, пассажиров и багажа к местам их назначения, а также управление сопутствующими материальными, финансовыми и информационными потоками при минимальных совокупных издержках и максимальном удовлетворении требований клиентов» [2, с. 100].

Исходя из представленных выше определений, автор определяет следующие задачи транспортной логистики [3, c. 12].

  1. Планирование транспортного процесса с производствами;

  2. Выбор наиболее оптимального маршрута доставки груза;

  3. Формирование мультимодальной транспортировки груза;

  4. Определение и выбор наиболее релевантного количества доставки груза;

  5. Выбор оптимального перевозчика;

  6. Выбор оптимального вида транспорта в существующих условиях.

Так, высокий процент затрат на логистику, а в частности на транспортную логистику, ставит перед компаниями важный вопрос о необходимости оптимизации затрат в данной области [1, с. 45].

Важно отметить, что рынок грузоперевозок не только сохранил свои позиции, но еще сумел приспособиться к меняющимся условиям, чтобы увеличить выручку. Эксперты отмечают, что основным фактором, который поспособствовал развитию транспортной логистики, стало развитие электронной коммерции на фоне пандемии covid-19. В 2022 году положительная динамика роста и объем рынка 4,7 трлн. руб. (+12,5% к 2021 году) обусловлен увеличением тарифов при повышении тоннажа и грузооборота на внутреннем рынке.

image001

Рисунок 1. Динамика объема рынка транспортно-логистических услуг, 2018-2022 гг.

В то же время компании сокращают издержки и работают над эффективностью решений, предлагая рынку наиболее релевантные решения.

В транспортной логистике наблюдается тренд на поиск новых рынков, что, безусловно, связано с недоступностью старых цепочек.

Начала развиваться схема доставки грузов из Китая до Забайкальска на машине, а затем из Забайкальска по железной дороге. Начали появляться новые пути, например, через Благовещенск.

Так, компании активно ищут новые маршруты доставки грузов, с целью сокращения рисков появления форс-мажорных ситуаций.

Еще к одной тенденции относят технологию sharing economy, идея которой заключается в совместном пользовании одним ресурсом или технологией.

 Так, отмечается, что рынок шеринга в России в 2020 году преодолел рубеж в 1 трлн. рублей, увеличившись на 39% в сравнении с 2019-м. Рынок шеринга в России впервые превысил 1 трлн. руб.

Идея sharing economy и sharing logistics, в частности, позволяет экономить до 20-30% на доставку. В концепцию sharing logistics входит, например, пулинг паллет, идея данного подхода заключается в том, что клиент берет тару в использование, а не покупает ее. Он пользуется тарой, размещает на ней товары и отправляет клиенту. Далее пулинговый оператор сам забирает эту тару. Шеринг инфраструктуры как тренд логистики.

Еще к sharing logistics относят совместное складирование, совместную доставку, а также совместное использование необходимой техники.

Например, на территории СНГ активно развивается маркетплейс Rebox, который позволяет сэкономить время и ресурсы на доставке за счет аутсорсинга логистики на Rebox. Подобный подход совместной курьерской доставке активно развивает и Яндекс. Rebox.

Шеринг инфраструктуры как тренд логистики

Тренд на sharing economy только будет расти, и этому есть предпосылки, такие как:

  • глобальная экономическая рецессия;

  • развитие технологий;
  • индивидуализация спроса;
  • рост конкуренции, что ведет к необходимости улучшения сервиса [4, c. 231].

Так, глобальная идея sharing logistics заключается в том, что у заказчиков появляется возможность объединения группы заказов, достигая загрузки до 100% объема. Это позволяет грузоотправителям снизить издержки, распределяя их между различными заказами. В современных условиях эффективность такой схемы достигается благодаря использованию коллаборативных логистических ИТ-систем. Такой подход оптимизирует работы логистических служб и значительно сокращает издержки. В российских реалиях реализация данной концепции позволяет экономить ресурсы.

Необходимым решением в условиях высококонкурентного и турбулентного  рынка является оптимизация бизнес-процессов с использованием Big Data, что ведет к увеличению эффективности планирования. Так, отмечается, что благодаря использованию экосистемы Vezubr, компания Traft смогла значительно сократить среднее время закрытия заявок на перевозки до 47 минут, а также достигла процента безотказности заказов в 97%.

В настоящий момент бизнес не готов активно инвестировать в новые технологии, что связано с высокими рисками. Однако бизнес готов автоматизировать процессы за счет использования Big Data. Автоматизацию интегрируют для повышения эффективности поиска релевантных подрядчиков и тарифов [5, c. 12].

Еще одним трендом является фокус на эффективность. Российский бизнес быстро адаптировался к переменам благодаря необходимости быстрому принятию решений, снижению бюрократизации и фокус на автоматизацию процессов.

Заключение

Таким образом, в постоянно меняющихся условиях рынка компаниям необходимо не вкладывать деньги в интеграцию роботов или дронов в процессы, а искать решения для оптимизации процессов, что позволит существенно сократить издержки и развить рынок. Так, к тенденциям на российском рынке относятся автоматизация процессов за счет использования Big Data,  sharing логистика, фокус на эффективность и поиск альтернативных маршрутов для оптимизации работы.

Список литературы

  1. Блинов А. Ошибки и узкие места в транспортно-логистических бизнес-процессах компании / А. Блинов // Склад и техника. – 2019. – № 5. – С. 44-47.
  2. Кокурина Ю.К. Задачи транспортной логистики: Учебное пособие. – 2020.
  3. Лавриков И.Н. Транспортная логистика: учебное пособие / И. Н. Лавриков, Н. В. Пеньшин. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016. – 92 с.
  4. Молокович А.Д. Транспортная логистика: учебник для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Логистика», «Транспортная логистика» / А. Д. Молокович. – Минск: Вышэйшая школа, 2019. – 463 с.
  5. Перегородова О.Л., Шепелин Г.И. Сущность и понятие транспортной логистики как отрасли в современном мире // Актуальные исследования. – 2021. – № 29-56. – С. 12-13.

Интересная статья? Поделись ей с другими: