УДК 311.213

Особенности практики внедрения региональных проектов в области цифровой трансформации

Михейкина Лилия Анатольевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Аннотация: В статье представлен анализ особенностей реализации региональных проектов в области цифровой трансформации, подготовленный на основе разработанной базы внедренных практик, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года. Особенностью выполненного исследования является классификация региональных проектов цифровой трансформации на 8 основных групп – образование, медицина, госуправление, строительство, безопасность, ЖКХ, КНД, транспорт, которые синхронизированы с профилем работы рабочей группы Госсовета по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика».

Ключевые слова: региональный проект, цифровая трансформация, цифровой потенциал.

Статья выполнена за счет средств гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук (МК-1450.2022.2).

В последние годы все регионы, являясь активными участниками экономического процесса, планомерно и всесторонне подключаются к развитию цифровой экономики страны. В январе 2023 года на одном из заседаний координационного центра правительства заместитель председателя правительства Д. Чернышенко обратил внимание, что 2022 год был особенно важным для России, в том числе и потому, что мы перевыполнили все показатели национальной программы «Цифровая экономика» [14]. В связи с чем, на наш взгляд, особенно значимым является оценка внедренных в рамках программы региональных проектов цифровизации разных сфер и направлений экономического развития. В рамках работы по созданию Методики оценки цифрового потенциала субъектов Российской Федерации [8] нами была подготовлена база данных внедренных проектов по цифровой трансформации. Сформированная база направлена на решение вопросов, связанных с классификацией примененных в регионах практик по 8 основным направлениям цифровизации: образование, медицина, государственное управление, строительство, ЖКХ, КНД, транспорт, в том числе с возможностью группировки проектов в соответствии с конечным результатом примененной практики, направлением проектов, их конечной цели,  а также национальной цели, на достижение которой направлен региональный проект. База данных была собрана на основе открытых источников информации сети Интернет: новостные издания, официальные региональные порталы, подтвержденные группы социальных сетей. Также стоит отметить, что в связи с тем, что новые регионы Российской Федерации пока не закреплены ни за одним из федеральных округов, мы отнесли их в отдельную группу «без округа» для учета в общей статистике [10].

В соответствии с данными рисунка 1 мы видим, что наибольшая доля проектов по цифровой цифровизации сферы образования приходится на Центральный федеральный округ (22,29%). Ненамного от него отстает Приволжский, на который приходится 18,29% внедрённых в регионах проектов. Наиболее часто встречающимися результатами реализованных проектов являются электронные порталы (43%), информационные системы (24%) и вновь созданные образовательные центры (24%), основной задачей которых разработка программ для подготовки нового поколения грамотных ИТ-специалистов. Большая часть примененных регионами практик направлены на достижение нескольких основных целей: на оптимизацию процессов среди участников образовательного процесса, на формирование будущего человеческого капитала, а также на информирование населения регионов.

В среднем же количество проектов, которое приходится на один субъект, больше всего приходится на Приволжский Федеральный округ (4,6 проекта), затем на Уральский и Центральный (по 4,3 проекта на регион). Большая часть примененных проектов, связана с организацией обучения школьников для повышения навыков по наиболее значимым цифровым технологиям.

image001

Рисунок 1. Структура внедренных проектов по образованию в разрезе Федеральных округов.

Так, например, наиболее значимыми практиками оказались следующие проекты по повышению компетенций в области цифровых технологий: технопарк «Кванториум» [3] и центр цифровой подготовки «ИТ-куб» [13], которые были организованы и открыты почти во всех регионах России. Особенность их в том, что они направлены на повышение компетенций школьников в области основных направлений развития цифровой экономики: робототехники, 3D-моделирования, программирования беспилотных аппаратов, мобильной разработки, промышленного дизайна и прочее. Многие программы ориентированы на обучение детей с 7 лет, т. е. уже при поступлении в высшие учебные заведения у нового поколения будут все необходимые навыки для будущего цифрового развития страны.  Особо важную роль также сыграли проекты, связанные с оптимизацией процессов по предоставлению образовательных услуг (образовательные порталы, навигаторы дополнительного образования) и по улучшения взаимодействия между участниками (электронная школа, электронный детский сад и т. п.).

Данные рисунка 2 показывают нам структуру распределения проектов по медицине по федеральным округам и демонстрирует несколько основных лидеров – Центральный федеральный округ (23% внедренных проектов), Приволжский (18%) и Северо-Западный (14%). В силу неоднородности распределения регионов по федеральным округам мы дополнительно вывели показатель количества проектов на один регион, который демонстрирует, что лидером является Центральный Федеральный округ (3,23 проекта), а также недалеко от него расположились Северо-Западный (3,2 проекта) и Приволжский (3,1 проекта).

image002

Рисунок 2. Структура внедренных проектов по медицине в разрезе Федеральных округов.

Большая часть проектов связана с созданием информационных систем, которые позволяют оптимизировать работу разных участников процесса взаимодействия, а также на основе искусственного интеллекта более оперативно выявлять опасные заболевания. Например, медицинские информационные системы, получившие распространение в г. Севастополе, Пермском крае и многих других. Особую роль играют внедрённые системы голосовых помощников, например «Ника» в Липецкой области [7], «Светлана» в Московской [15] или «Юля» в Мурманской области [15]. Данный вид проектов помогает оптимизировать потоки телефонных звонков, связанных с вызовом врача на дом и снизить нагрузку на диспетчерскую службу. Более активно стали внедряться проекты, основанные на применении технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Например, Единая радиологическая цифровая платформа в Волгоградской области [4] или система выявления рака ЖКТ Polyptron в Свердловской области [5]. Развитие таких проектов способствует достижению цели по снижению показателей смертности, обозначенной в составе национального проекта по «Здравоохранению» и утвержденная Указом Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 г. [11].

На рисунке 3 представлена структура внедренных проектов по направлению цифровизации государственного управления, которая выделяет среди основных лидеров Приволжский федеральный округ (17%) и Центральный (также 17%). Если произвести расчет количества внедренных проектов, приходящихся в среднем на один регион, то получим немного иную картину. Так наибольшее количество проектов по цифровизации сферы государственного управления на один регион приходится на Сибирский федеральный округ (3,4 проекта) и Уральский (3,2). Чаще всего в рамках проектов разрабатываются электронные порталы и цифровые платформы, которые позволяют населению получать более оперативную связь по возникающим проблемам. Среди них порталы Центров управления регионом, платформы обратной связи и другие. Кроме того, особое место получили проекты по переходу на системы электронного документооборота, что говорит о высоком приоритете со стороны региональных органов власти к вопросу снижения издержек, связанных со сложными бюрократическими цепочками предоставления и утверждения документов.

image003

Рисунок 3. Структура внедренных проектов по государственному управлению в разрезе Федеральных округов.

Рисунок 4 показывает распределение внедряемых проектов в области строительства по федеральным округам. По доле внедренных проектов несомненным лидером является Центральный федеральный округ (23%) и Приволжский (16%). Если же производить оценку в среднем на один субъект, входящий в округ, то стоит обратить внимание на Южный федеральный округ, количество проектов в котором на один регион составляет 3,1. Центральный и Сибирский округа немного уступают первенство. В них на один субъект приходится по три проекта в области цифровизации сферы строительства.

image004

Рисунок 4. Структура внедренных проектов в области строительства в разрезе федеральных округов.

В отличие от предыдущих рассмотренных нами направлений, в сфере строительства активно внедряются проекты, связанные с применением геоинформационных технологий, которые направлены на предоставление оперативной картографической информации (такие как геоинформационные системы и порталы градостроительства).

Структура внедренных проектов в области безопасности, представленная на рисунке 5, позволяет обратить внимание на лидерство Центрального федерльного округа по доле внедренных проектов (27%), следом за которым идет Северо-Западный (16%), что в целом подтверждается анализом показателя «количество проектов на один субъект». Так, на Центральный округ приходится 2,2 проекта и 2,1 на Северо-Западный.

image005

Рисунок 5. Структура внедренных проектов в области безопасности в разрезе федеральных округов.

Наиболее значимым с точки зрения особенностей направления является внедряемая регионами платформа «Безопасный город» [1], основной целью которой является повышение уровня безопасности за счет применения целого комплекса систем и технологий, которые позволяют наиболее оперативно получать информацию о возникших чрезвычайных ситуациях и оперативно заниматься решением возникших ситуаций.

Структуры, относящиеся к направлению ЖКХ, также активные участники процесса по внедрению цифровых технологий в свою деятельность. Данные, представленные на рисунке 6, среди несомненных лидеров выделяют Центральный федеральный округ (30% внедрённых проектов), что подтверждается, в том числе, и показателем количества внедренных проектов на один регион.

image006

Рисунок 6. Структура внедренных проектов в области ЖКХ в разрезе федеральных округов.

Наиболее распространенной среди регионов является практика внедрения «умных» устройств и счетчиков, которые на основе технологий интернета вещей (IoT) активно встраиваются в единую систему управления ресурсами жилищно-коммунального хозяйства региона. Также важную роль играют такие проекты как цифровое теплоснабжение, системы управления наружным освещением и т. д. В том числе достаточно интересным является опыт служб управления города Москвы, на счету которых свыше 10 разных успешных практик цифровизации сферы ЖКХ города. Среди них не только «умные» приборы учета, но и интерактивная карта качества воздуха, кибератак, система учета потребления ресурсов, цифровой контроль уборки города и т. д.

Данные рисунка 7 показывают распределение внедренных проектов по федеральным округам в области контрольно-надзорной деятельности (КНД). На текущий момент основное лидерское положение у Центрального Федерального округа (22% проектов) и Приволжского Федерального округа (17%). В расчете внедренных проектов в среднем на один субъект первенство за Центральным округом сохраняется (свыше трех проектов на регион). Хотелось бы отметить, что в целом разница между округами по данному показателю несущественна и варьируется от 0,05 до 0,2 %, что доказывает заинтересовать региональных органов власти в цифровизации данной сферы.

image007

Рисунок 7. Структура внедренных проектов в области КНД в разрезе федеральных округов.

Среди наиболее значимых проектов можно выделить информационную систему «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» [], подсистему досудебного обжалования и единый реестр учета лицензий, которые развернуты более чем в 90% субъектов Российской Федерации.

Соотношение доли внедренных проектов по федеральным округам, представленные на рисунке 8 показывают, что наибольший процент проектов был реализован на текущий момент в Центральном федеральном округе (23%), а также в Приволжском (19%). Анализ показателя количество проектов в среднем на один субъект также закрепляет лидерство данных округов.

image008

Рисунок 8. Структура внедренных проектов в сфере транспорта в разрезе федеральных округов.

Большая часть проектов в области цифровизации транспортной сферы связана с внедрением информационных систем, направленных на повышение достоверности информации в области перевозок, а также оптимизации процесса взаимодействия между разными его участниками. Среди наиболее крупных и максимально распространенных ФГИС «Такси» [12] и Интеллектуальная транспортная система []. Достаточно интересным является опыт субъектов России по разработке мобильных приложений для пассажиров транспортной сети [6]. На текущий момент приложения транспорта есть более, чем в 30 регионах и данная тенденция только начинает наращиваться.

По результатам собранной базы данных внедренных проектов, направленных на цифровую трансформацию регионов, мы проанализировали динамику внедрения уникальных проектов и инициатив по разным направлениям, результаты которого представлены на рисунке 9.

image009

Рисунок 9. Структура внедренных проектов в сфере транспорта в разрезе федеральных округов.

Важно отметить, что на графике динамики наблюдается два основных пика активности внедрения уникальных инициатив – 2020 и 2023 год (который пока даже не закончился), что связано:

  1. С оперативным реагированием региональных органов власти на ситуации, связанную с распространением коронавирусной инфекции, что потребовало перевода большего числа процессов на электронный и дистанционный режим.
  2. С активным ростом сферы информационных технологий внутри страны, а также возникновением внешних угроз, которые требуют от нас мобилизации усилий по внедрению проектов цифровизации.

Цифровая экономика, как и другие сферы экономического роста требует пристального внимания со стороны как федеральных, так и региональных органов власти. Особенно это важно в текущей экономической ситуации, при этом региональная экономика является основным из двигателей развития экономики, в том числе и цифровой. Можно сказать, что результаты проведённого исследования позволяют нам сделать вывод, что субъекты страны являются активными участниками цифровой трансформации регионов по разным направлениям развития, а также планомерно развивают цифровизацию в регионах.

Список литературы

  1. АПК Безопасный город [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:АПК_Безопасный_город.
  2. Голосовой помощник Светлана теперь может записать на диспансеризацию [Электронный ресурс]. – URL: https://inbalashikha.ru/news/novosti_podmoskovya/golosovoj-pomoschnik-svetlana-teper-mozhet-zapisat-na-dispanserizatsiju.
  3. Детские технопарки «Кванториум» открываются в школах по всей России [Электронный ресурс]. – URL: https://национальныепроекты.рф/news/detskie-tekhnoparki-kvantorium-otkryvayutsya-v-shkolakh-po-vsey-rossii
  4. Единая радиологическая цифровая платформа [Электронный ресурс]. – URL: https://digital.mosreg.ru/systems/423
  5. ИИ-систему выявления рака кишечника Evalab внедрят в Свердловской и Челябинской областях [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cnews.ru/news/line/2023-07-12_ii-sistemu_vyyavleniya_raka
  6. Интеллектуальная транспортная инфраструктура (ИТС) в России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интеллектуальная_транспортная_ин-фраструктура_(ИТС)_Россия.
  7. Лучшие практики цифровизации городского хозяйства выберут в рамках премии «Умный город» [Электронный ресурс]. – URL: https://lipetskmedia.ru/news/society/luchshie-praktiki-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-vyberut-v-ramkakh-premii-umnyy-gorod/.
  8. Михейкина, Л.А. Система показателей методики оценки цифрового потенциала субъектов Российской Федерации: анализ, подходы, возможности / Л.А. Михейкина // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 12. С. 562-569.
  9. Поиск контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий [Электронный ресурс]. – URL: https://proverki.gov.ru/portal.
  10. Решение о создании федерального округа для новых регионов пока не принято [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2023/03/06/965387-kreml-sozdanii-federalnogo-okruga.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728.
  12. ФГИС «Такси» [Электронный ресурс]. – URL: https://sicmt.ru/fgis-taksi.
  13. Центры цифрового образования детей «IT-куб» [Электронный ресурс]. – URL: http://айтикуб.рф.
  14. Цифровая экономика Российской Федерации: паспорт национальной программы, утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом № 16 от 24 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf.
  15. Цифровые проекты Мурманской области претендуют на премию «Умный город» [Электронный ресурс]. – URL: https://gov-murman.ru/info/news/482932/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: