УДК 33

Политика импортозамещения в стратегии достижения технологического суверенитета

Скляр Валерий Николаевич – руководитель продаж Отдела среднего корпоративного бизнеса АО «Тинькофф Банк».

Аннотация: Санкционное давление со стороны высокотехнологичных стран привело к пересмотру приоритетов стратегии импортозамещения. Задача рационального и экономически целесообразного замещения оборудования, комплектующих и материалов стала вторичным приоритетом, вектор сместился на достижение технологического суверенитета – возможности реализовывать ключевые технологии в стратегических отраслях в принципе. Опираясь на мировой опыт реализации стратегий импортозамещения, предлагается концептуальный подход к созданию дорожной карты создания и реализации политики импортозамещения в текущих геополитических условиях.

Ключевые слова: технологический суверенитет, стратегия, ISI, санкции, политика импортозамещения.

В условиях беспрецедентного санкционного давления на национальную экономику со стороны технологически развитых стран реализация политики импортозамещения получает новый вектор стратегического целеполагания. Ранее, рассматривая вопросы импортозамещения, экономические субъекты национальной экономики руководствовались в большей степени рациональными экономическими параметрами – выбор осуществлялся между тем, что выгоднее – производить самостоятельно или приобрести готовое технологическое решение. Крупные транснациональные корпорации обладали не только опережающим научно-технологическим заделом по ряду ключевых технологий пятого уклада, но и имели масштабированное производство, обеспечивающие практически на сто процентов спрос на высокотехнологические изделия. Ограничения и санкции, введенные высокотехнологичными странами, сместили вектор с рационального экономического выбора лучшего решения в паре «производить самим – импортировать готовое» к задаче получения технологии и ее компонентов (оборудования, материалов, способов применения и т.п.) в объеме, необходимом для обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности. Вопросы экономических издержек, которые последуют за таким решением, становятся уже вторичными и, по сути, являются транзакционными издержками, обусловленными текущей геополитической ситуацией.

Исторически сложилось несколько моделей импортозамещения, позволяющих реализовать задачу увеличения объема отечественной продукции в структуре ВВП. В.М. Полтерович отмечал [1], что при определенных условиях только политика импортозамещения, обеспечивающая снижение доли импортных товаров на внутреннем рынке и их замену на отечественные товары, способные конкурировать по цене и качеству, может дать импульс развитию отраслей национальной промышленности. Широко используемая модель импортозамещения ISI Strategy [2] предполагает следующие действия. Во-первых, необходимо увеличить размеры рынков, то есть по сути увеличить объемы потребления – это позволит снизить удельную себестоимость продукции. Далее, необходимо изменить структуру занятости населения – чем больше трудоспособного населения участвует в производственной (индустриальной) деятельности, тем больше доход на душу населения. В-третьих, необходимо придерживаться правила – простые товары должны замещаться национальными, для более сложных товаров необходимо производить товары-заместители. Ключевым субъектом этой модели импортозамещения выступает государство – именно через систему экономических и административных барьеров, преференций, торговых ограничений, таможенной политики только государственные структуры могут создать и поддерживать регуляторный контур системы управления импортозамещением. Государство субсидирует экспорт и формирует барьеры для определенных категорий импорта, перераспределяет доходы для развития приоритетных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Стратегия ISI эффективна в краткосрочном периоде, на долгосрочном же горизонте ее эффективность кратно снижается.

Продолжением стратегии ISI стало появление модели консервативной модернизации, которая предполагает отбор и концентрацию государственной поддержки в определенных отраслях. В этой стратегии прорабатываются отраслевые программы развития, в рамках которых осуществляется регулирование импорта и экспорта. Одна из целей реализации стратегии консервативной модернизации заключается в модернизации отраслей промышленности с ослаблением зависимости от импортируемых компонентов. Такая стратегия позволяет осуществить трансфер технологических инноваций в национальной промышленности, призванный в конечном итоге обеспечить выпуск продукции, способной конкурировать на мировом рынке, что является полноценным результатом успешной реализации импортозамещения.

В целом, политика импортозамещения может быть направлена на решение одной из следующих задач:

  • импортозамещение может иметь целью замену товаров только на внутреннем рынке;
  • импортозамещение может быть нацелено на создание отечественных комплектующих и материалов для отечественных товаров, поставляемых на экспорт;
  • импортозамещение может отталкиваться от доступности национальных ресурсов, на основании которой выстраивается экспортная стратегия.

Существуют примеры нестандартных реализаций стратегий импортозамещения – например создания целой новой отрасли при государственной поддержке и созданию комплексной инфраструктуры функционирования этой отрасли в национальной экономике. Так была создана практически «с ноля» отрасль высокотехнологичного судостроения в Южной Корее, продукция отдельных секторов которой не имеет аналогов в мировой экономике.

Опираясь на опыт реализации политики импортозамещения, учитывая первичный приоритет в целеполагании стратегии импортозамещения достижение технологического суверенитета, считаю верным следующую последовательность реализации политики импортозамещения.

Этап 1. Импортозамещение компонентов для критических отраслей – авиастроение, электроника, станкостроение, предприятия ВПК. Осуществление поисковых НИОКР силами центров компетенций, объединяющих представителей науки и современных высокотехнологичных предприятий. Трансфер технологий из дружественных стран, запуск программ реверсного инжиниринга.

Этап 2. Локализация технологий и создание цепочек создания ценностей, поддерживаемых 100% отечественными предприятиями. Обеспечение цифровой зрелости в ключевых отраслях и начало освоения технологий шестого технологического уклада – квантовые вычисления, технологии распределенного реестра, искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности.

Этап 3. Освоение серийного производства в созданных цепочках ценностей. Расширение пула участников цепочек создания ценностей, создания дублирующих и альтернативных каналов производства и поставок. Трансфер технологий шестого уклада в отрасли догоняющего роста.

Этап 4. Цифровая трансформация экономики. Рост объемов экспорта продукции, созданных в национальных цепочках создания ценностей. Трансфер технологических, маркетинговых, организационных инноваций во все отрасли экономики.

Отметим, что реализации предложенного плана импортозамещения в целях реализации стратегии технологического суверенитета предполагает создания комплексной инфраструктурной государственной поддержки на макро и мезо уровнях национальной экономики, выработку мер стимулирования, позволяющих реализоваться научно-технологическому потенциалу отраслей, вовлечь в реализацию стратегии частный бизнес и широкий спектр хозяйствующих субъектов. Только слаженная работа такого сложного государственного механизма позволит успешно реализовать стратегию импортозамещения, обеспечить национальную безопасность, поддерживать и развивать технологический суверенитет национальной экономики. 

Список литературы

  1. Полтерович В.М. О стратегии догоняющего развития для России // Экономическая наука современной России. – 2007. – № 3 (38). – С.17-23.
  2. Bauer W. Import Substitution and Industrialization in Latin America: Experiences and Interpretations // Latin American Research Review. –1972. – Vol. 7, No. 1. – pp. 95-122.

Интересная статья? Поделись ей с другими: