УДК 33

Концепция устойчивого развития: этапы формирования, трудности интеграции

Малявцев Денис Андреевич – аспирант кафедры Экономики и управления Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: Мировая экономическая модель, в основе которой инструменты капитализма: стремление к увеличению прибыли и снижению затрат без учета других факторов, привела к ухудшению состояния окружающей среды и социальной сферы. Проблемы экологии, изменение климата на планете, социальное и гендерное неравенство - это лишь часть всеобъемлющих кризисов и опасных проблем, с которыми столкнулись страны, крупные компании и общество в целом за последние 50 лет. В данной научной статье рассматривается генезис концепции устойчивого развития, анализируются проблемы её применения и практической реализации. Устойчивое развитие рассматривается как ключевой фактор для преодоления глобальных вызовов современности, таких как изменение климата, потеря биоразнообразия и социальные неравенства.

В качестве определяющего метода исследования выступает системно-функциональный метод. Основой являются труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся исследованиями понятия устойчивости и устойчивого развития. Использованы методы системного и ситуационного анализа, применены методы синтеза, классификации, исторический метод, реферативный обзор информационных источников, описательный метод, структурно-функциональный метод познания, метод сравнения.

В настоящем исследовании авторами представлен генезис понятия устойчивого развития. Несмотря на очевидную значимость концепции Устойчивого развития и историю её формирования, которую мы можем наблюдать в реальном времени, она сталкивается с ключевой проблемой – отсутствия чёткого определения. Вариативность понятия вызвана как влиянием исторически значимых социально-экономических событий, так и этим направлением, которое является приоритетным на данный момент. В текущий момент времени устойчивое развитие представляет собой равное развитие трёх её составляющих: экономической, социальной, экологической. 

В отсутствии общепринятого стандартного определения устойчивости крайне сложно, измерить устойчивость или прогресс в этой области. Вместе с тем, отсутствие однородности и ясности в определении концепции устойчивого развития представляет собой проблему в реализации государственного планирования и разработки политики для обеспечения устойчивости. Также, на практике, наблюдается перекос трёх составляющих в пользу экономической. От экономической составляющей напрямую зависит решение экологических и социальных проблем. При решении этих проблем прежде всего, поднимаются вопросы доходности и возврата инвестиции. Это ставит в зависимое положение экологическую и социальную составляющую «Триады Устойчивости» от экономической.

Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивость, ответственное инвестирование, экономическое развитие, триада устойчивости.

Введение

Текущие проблемы истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды в основном являются результатом неустойчивых экономических моделей и неблагоприятного воздействия на окружающую среду [1].

Экономический рост, направленный на постоянную максимизацию прибыли и минимизацию затрат без учета воздействия, оказал негативное влияние на состояние окружающей среды и социальную сферу. ценности. Экологические проблемы, изменение климата, социальное и гендерное неравенство являются лишь частью всеобъемлющего кризиса и серьезных проблем, с которыми столкнулось общество в последние 50 лет.

Негативные последствия, побуждают все большее число правительств, организаций и частных лиц принимать меры по противодействию им. Данный вопрос активно освещается в международной повестке последние 20 лет, но возник гораздо раньше.

Вместе с тем, отсутствие однородности и ясности в определении концепции устойчивого развития представляет собой проблему в реализации государственного планирования и разработки политики для обеспечения устойчивости. Это проявляется и в том, что экономическая составляющая, по-видимому, нарушила баланс, став почти единственным центром усилий. Влияние глобальной экономической модели капитализма на «Триаду устойчивости» представляет собой проблему в реализации основанных на ней мер по обеспечению устойчивости.

Всё это требует комплексных решений, направленных как на категорийной унификации понятия устойчивости и устойчивого развития, так и создание сбалансированной политики, направленной на преодоление озвученных проблем.

Материалы и методы

Методической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся исследованиями понятия устойчивости и устойчивого развития. Использованы методы системного и ситуационного анализа, применены методы синтеза, классификации, исторический метод, реферативный обзор информационных источников, описательный метод, структурно-функциональный метод познания, метод сравнения.

Выбор указанного методологического подхода в качестве определяющего метода исследования обусловлен тем, что именно данный метод научного познания позволяет раскрыть целостность и комплексный характер устойчивого развития.

Вынесение в публичное поле проблем развития общества, а также обоснование их важности впервые были озвучены в докладах Римского клуба. Так, например, Джей Форрестер (1918-2016гг.), основатель системной динамики, использовал свои научные исследования в области компьютерного моделирования и прогнозирования для построения модели развития человечества. Результаты исследования были тревожными, согласно построенной модели, при таких же темпах роста промышленности и потребления, к 2020му году должна наступить серьёзная экологическая катастрофа [12]. На базе этой модели, в 1972 году, известный учёный Дэнис Медоус (1942-) сформировал первый доклад римскому клубу – «Пределы роста». «Так как ресурсы Земли ограничены, наша задача определить пределы экономического и демографического роста человеческой цивилизации в условиях постепенно истощающихся природных ресурсов. Основная цель создания модели - математически рассчитать, какие сценарии поведения будут наиболее характерными для мировой системы при её приближении к пределам роста, а также найти наиболее оптимальные (устойчивые) сценарии развития человечества» [13].

Следующим докладом по указанной тематике является доклад 1987 года немецкого экономиста Эдуарда Пестеля (1914-1988 гг.) «За пределами роста». В нём обсуждаются актуальные проблемы «органического роста» и перспективы их решения в глобальном контексте, учитывающем достижения науки и техники, включая как микроэлектронику, биотехнологию, ядерную энергетику, так и международную обстановку [2]. «Только выработав общую точку зрения по этим фундаментальным вопросам — а сделать это должны прежде всего богатые и сильные страны, — можно найти верную стратегию перехода к органическому росту, которую и передать потом своим партнерам на подсистемном уровне. Только тогда можно будет управлять мировой системой и управлять надёжно» [14].

На данном этапе, основное внимание  концепции устойчивого развития уделялось вопросам экологии и рационального использования ресурсов. Ключевой проблемой выделялось неспособность эффективного регулирования процессов природопользования, что как следствие приводит к следующим проблемам: несправедливое распределение капитала и неэффективное использование природного капитала, торможение общественного благосостояния и т.д.

Дальнейшее продолжение концепция развития получила в этом же году вместе с другим докладом «Наше общее будущее» [15], подготовленном Комиссией ООН по окружающей среде и развитию, возглавлявшийся Г. Х. Брунтланд (1939г.-)

Основная концепция доклада сформирована следующим образом: «удовлетворения потребностей настоящего времени не подрывая способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности», и отмечается необходимость разработки надлежащих мер для управления общественным достоянием.

В основу концепции ставятся экологические проблемы, а социальная и экономическая составляющая рассматривалась как зависимые и даже мешающие для устранения экологических проблем.

В виду определенных социально-экономических событий, на Международной конференции «Рио-20» был представлен обновленный взгляд на концепцию устойчивого развития. «Мы признаем необходимость дальнейшего продвижения идеи устойчивого развития на всех уровнях и интеграции его экономической, социальной и экологической составляющих и учета их взаимосвязи для достижения целей устойчивого развития на всех его направлениях» [16].

Результаты

Всесторонние дебаты и продолжающийся мировой рост объемов промышленности, вывел концепцию устойчивого развития в основу планирования на различных уровнях. Вместе с тем, были сформированы «Три столпа устойчивости» («Триада устойчивости», «TBL», «Tripple Bottom line»), которая декларирует равнозначимость социальной, экономической и экологической составляющей [17].

Графическое представление этой концепции представлено на рисунке 1.

image001 

Рисунок 1. «Триада Устойчивости».

Несмотря на очевидную значимость концепции Устойчивого развития и историю её формирования, которую мы можем наблюдать в реальном времени, она сталкивается с ключевой проблемой – отсутствия чёткого и единого определения [3].

С теоретико-методологической точки зрения, мы можем представить устойчивость как трансформацию человеческого образа жизни, которая оптимизирует вероятность того, что условия жизни будут постоянно поддерживать безопасность, благополучие и здоровье, в частности, за счет поддержания предложения незаменимых товаров и услуг. С другой стороны, это также требует, чтобы деятельность человека осуществлялась таким образом, чтобы сохранить функции земных экосистем.

Устойчивость или устойчивое развитие характеризуется как удовлетворение потребностей нынешних поколений без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [4].

Для бизнеса социальная устойчивость включает в себя важные вопросы на рабочем месте и среди сотрудников, такие как здоровье и безопасность, инклюзивность, расширение прав и возможностей. возможности профессионального развития и баланс между работой и личной жизнью [5].

Экономическая устойчивость ориентирована на способность организации оставаться прибыльной на протяжении всей своей жизни, экономическая устойчивость основана не только на финансах. Соответственно, экономически устойчивая организация - это та организация, которая может увеличивать доходы и поддерживать долгосрочный рост бизнеса, не оказывая негативного влияния на общество окружающей среды или здоровья и благополучия своих сотрудников.

Экологическая устойчивость направлена на защиту окружающей среды для будущих поколений [6].  Экологически устойчивые организации предпринимают шаги для повышения эффективности, сокращения потребления ресурсов и отходов, а также измерения и отслеживания выбросов углерода по всей цепочке поставок. Сегодня многие организации активизируют свои усилия по охране окружающей среды, внедряя сложные технологии, в том числе облачные решения и решения для обеспечения устойчивости Интернета вещей, которые позволяют им отслеживать и снижать свое воздействие на окружающую среду.

Сложность и трудность определения устойчивости привели многих авторов к мысли, что правильнее говорить о «концепциях», а не о модели устойчивости. С этой точки зрения всесторонний обзор литературы показывает, что, существуют две основных точки зрения на концепцию устойчивости:

  • в основу ставится человек (антропоцентризм);
  • в основу ставится природа (экоцентризм).

Антропоцентрическая точка зрения предполагает, что природа ценна только в свете тех последствий, которые она оказывает на благополучие людей. В противовес ей, экоцентрические взгляды, которые предполагают, что усилия должны быть направлены на обеспечение устойчивости природы ради нее самой.

Более исчерпывающие понятия устойчивости звучит как: «защита, поощрение и сохранение прозрачности, справедливости, баланса, равенства, благополучия, здоровья и безопасности для будущих поколений, включая людей, их права и сохранение биоразнообразия» [7].

Обсуждение

В отсутствие общепринятого стандартного определения устойчивости крайне сложно, измерить устойчивость или прогресс в этой области. Как мы видим, понятие устойчивости или устойчивого развития имеют различные значения и даже больше определений, в зависимости как от авторского видения и отрасли применения, так и от различного набора ценностей или критериев, используемых для их определения [3].

Определенные коррективы вносят и различного рода потрясения. На экономическом уровне кризисы последних десятилетий выявили неустойчивость самой экономической модели. Самыми последними глобальными примерами являются финансовый кризис 2008 года и кризис 2019 года, вызванный COVID-19, оба из которых имели серьезные социальные и экономические последствия [8]. В обществе углублялась имущественная дифференциация, стала нарастать социальная напряженность, в экономике усилились диспропорции. При этом не исчезли ресурсно-экологические и социальные угрозы [17]. По мнению, Американского экономиста Джозефа Стиглица (1943г.-), кризисы подчеркивают нестабильность и отсутствие устойчивости в экономической части современного мира [18], в самой сути капитализма.

Тем самым, идея равенства экономической, социальной и экологической составляющей задекларированная по результатам Международной конференции «Рио-20» в современных реалиях подвержена перекосу. В качестве графического изображения и для сравнения с рисунком 1, представим перекос следующим образом (рисунок 2).

image002

Рисунок 2. Нарушение «Триады Устойчивости».

От экономической составляющей напрямую зависит решение экологических и социальных проблем. В особенности, таких как:

  • Истощение ресурсов: использование неустойчивых методов добычи и использования природных ресурсов, таких как топливо, полезные ископаемые и вода, приводит к их истощению. Если альтернативные источники не найдены или потребление и отходы не сокращены, ресурсы будут ограничены, что может иметь серьезные экономические и социальные последствия [9].
  • Загрязнение окружающей среды: промышленные процессы, выбросы топлива, неустойчивое сельское хозяйство и отходы, которые серьезно загрязняют воздух, воду и почву. Все это оказывает негативное воздействие на биоразнообразие, здоровье человека и экосистемы.
  • Изменение климата: Парниковые газы, в первую очередь углекислый газ, образующиеся в результате деятельности человека, способствуют изменению климата. Это приводит к повышению температуры земной поверхности, изменению климатических условий и увеличению частоты экстремальных погодных явлений, таких как жара, наводнения и засухи. Изменение климата имеет серьезные последствия для животных, растений, экосистем и людей, а также для экономики и общества в целом.
  • Утрата биоразнообразия: неконтролируемое разрушение природной среды и экосистем, внедрение инвазивных видов и использование пестициды и гербициды оказывают негативное воздействие на биоразнообразие. Утрата видового и экосистемного разнообразия может нарушить баланс и функционирование природных систем.
  • Население и устойчивость: быстрый рост населения мира оказывает огромное давление на природные ресурсы и окружающую среду [2]. Удовлетворение основных потребностей растущего населения, таких как еда, вода, энергия и жилье, требует устойчивых подходов и инноваций.

Чтобы решить все эти проблемы, необходимо продвигать устойчивые методы и технологии, которые уменьшают нагрузку на окружающую среду и сохраняют ресурсы [10]. Это включает в себя переход к возобновляемым источникам энергии, эффективное использование ресурсов, переработку и управление отходами, защиту экосистем и биоразнообразия, а также содействие устойчивому сельскому хозяйству и городскому планированию.

При решении этих проблем прежде всего, поднимаются вопросы доходности и возврата инвестиций. Это ставит в зависимое положение экологическую и социальную составляющую «Триады Устойчивости» от экономической.

Текущая «экономика роста», оказывает растущее давление на окружающую среду, доводя её деградацию до критической точки [11]. Также происходит снижение социального благополучия и равенства и как следствие, рецессии в экономиках различных стран. Кроме того, для достижения экологической устойчивости и сохранения нашей планеты для будущих поколений необходимы глобальное сотрудничество, политическая приверженность и осведомленность со стороны людей, общества, бизнеса и правительств.

Список литературы

  1. Bilal, I. Khan, D. Tan, W. Azam, S. Tauseef Hassan Alternate energy sources and environmental quality: The impact of inflation dynamics // Gondwana Res. 2022. № 106. DOI: 10.1016/j.gr.2021.12.011
  2. Провадкин, Г. Г. Мир требует перемен: 50 лет стараний Римского клуба спасти капитализм от экологического и социального суицида // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2018. № 4(39). EDN BXUKMM.
  3. Julia E Moore, Alekhya Mascarenhas, Julie Bain, Sharon E. Straus Developing a comprehensive definition of sustainability // Implementation Science 2017. №10. DOI: 10.1186/s13012-017-0637-1
  4. Zumente I., Lace N. ESG Rating – Necessity for the Investor or the Company? // Sustainability 2021. 13. DOI:10.3390/su13168940
  5. Deegan C. Twenty five years of social and environmental accounting research within Critical Perspectives of Accounting: Hits, misses and ways forward // Critical Perspectives on Accounting. 2017. № 43. Р. 65-87. DOI: 10.1016/j.cpa.2016.06.005
  6. Lehman G., Kuruppu S.C. A framework for social and environmental accounting research // Accounting Forum 2017. № 41. Р. 139–146. DOI: 10.1016/j.accfor.2017.07.001
  7. Widok A., Aggregation and Measurement of Social Sustainability and Social Capital with a Focus on Human Health // Advances and New Trends in Environmental Informatics - 2017. DOI: 10.1007/978-3-319-44711-7_21
  8. Umar Faruq Ahmad The global financial crisis, covid-19 and military conflicts: the safe haven potential of islamic economics // Journal of Central Banking Law and Institutions – 2023. № 3. Р. 461-480. DOI: 10.21098/jcli.v2i3.187.
  9. Rao, A. Talan, S. Abbas, D. Dev, F. Taghizadeh-Hesary, The role of natural resources in the management of environmental sustainability: Machine learning approach // Resources Policy. 2023. № 82. DOI: 10.1016/j.resourpol.2023.103548.
  10. Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey // Financial Analysts Journal. 2018. №74. Р. 87–103. DOI: 10.2469/faj.v74.n3.2.
  11. Trinchini L., Baggio R. Ethics, epistemology, complexity and modelling for digital sustainability: A reflection // First Monday. 2023/ DOI: 10.5210/fm.v28i9.12934.
  12. Форрестер Д. Мировая динамика: Пер. с англ. / Д. Форрестер. — Москва: ООО «Издательство ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 379 с.
  13. Медоуз Д. и др. Пределы роста Архивная копия от 2 февраля 2017 на Wayback Machine / Пер. с англ.; Предисл. Г. А. Ягодина. — Москва: Изд-во МГУ, 1991. — 208 с.
  14. Пестель Э. За пределами роста / Э. Пестель — Москва: Прогресс, 1988. — С. 13.
  15. Наше общее будущее / Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. – Москва.: Инфра-М, 2022. – 210 с.
  16. Бюллетень Института устойчивого развития общественной палаты РФ «На пути к устойчивому развитию России». 2012. № 60. 89 с.
  17. Седов В.В., Даванков А.Ю., Ежова Н.О. Триада хозяйственных систем: от кризиса к устойчивому развитию региона // Челябинский гуманитарий. 2014. №4 (29
  18. Стиглиц, Дж. Е. Крутое пике. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса / Дж. Е. Стиглиц. - Москва: ЭКСМО, 2011. – 480 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: