УДК 377.111.3

Система пожарной безопасности в образовательном учреждении

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий.

Синагатуллин Фанус Канзелханович – старший преподаватель Уфимского университета науки и технологий.

Исламов Тимур Рамилевич – студент Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация. При рассмотрении пожарной безопасности в каждой городе обязательно нужно сделать акцент именно на образовательных учреждениях. В каждом из них необходимо обеспечивать безопасность для того, чтобы были реализованы необходимые условия для проведения учебного процесса. Изначально формируется безопасность с учетом существующей системы образования. Важно, что тут есть огромное количество разнообразных факторов для того, чтобы обеспечивать эффективность.

Ключевые слова: пожарная безопасность, образовательные учреждения, пожар, пожаротушение, факторы.

Для всех обучающихся чрезвычайные ситуации действительно представляют собой особенную опасность, которая обусловлена быстроразвивающимися поражающими факторами, в частности, при пожарах действительно очень активно распространяется огонь, принося существенный вред. В результате в подобных условиях есть действительно очень ограниченное время для того, чтобы выполнять основные мероприятия по защите. В итоге о безопасности можно говорить в том случае, когда тщательно регулируются и четко, точно выполняются как заблаговременные, так и оперативные мероприятия .

Для образовательных учреждений в качестве заблаговременных мероприятий актуально рассматривать несколько значимых аспектов. Это нормативно-правовая база в первую очередь, которая включает в себя разнообразные положения, приказы, инструкции, на основании которых устанавливается регламент, призванный обеспечивать безопасность людей и имущества с помощью реализации основных обязанностей. Важно, что существует также использование современных технологий, речь идет о том, что каждое учреждение должно быть оснащено современными системами тушения и оповещения, с их помощью удастся обнаружить организацию очень быстро, а также обеспечивать мгновенную реакцию на опасность. Заблаговременно следует рассматривать все возможные опасности, учитывать существующие принципы и способы для организации защиты.

Также на каждом конкретном объекте выводится критическое время экстренной эвакуации. Дополнительно важно тщательно организовывать обучение, которое проходят как преподаватели, так и весь персонал образовательных учреждений, кроме того, для обучающихся также важно проводить тренировки и теоретические лекции для ознакомления в полной мере с требованиями безопасности.

Отдельно стоит рассматривать именно оперативные мероприятия. С точки зрения наиболее значимого можно выделить экстренную эвакуацию. Для защиты в полной мере требуется в образовательных учреждениях обеспечивать концентрацию, четкость и точность всех действий. Здесь на объектах в большинстве случаев единовременно находится много людей на площадках. Для соблюдения безопасности и быстрой эвакуации важно, чтобы они действовали достаточно четко.

Для того, чтобы в случае реального пожара четко обеспечивалась эвакуация периодически проводят разнообразные тренировки, гарантируя отточенную скорость реакции всех, включая самих обучающихся.

При рассмотрении системы обеспечения пожарной безопасности для образовательного учреждения стоит полагаться в первую очередь именно на существующие стандарты, в том чсиле это «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004-91), Федеральном законе «О пожарной безопасности» (№ 69- Ф3), а также в «Правилах пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) В этих документах определены структура системы пожарной безопасности, требования к ней, обязанности всех уровней власти, должностных лиц и граждан.

Отдельно актуально выделить особенности структуры в области пожарной безопасности, тут есть единая подсистема, которая нужна для эффективного предотвращения пожара, а также есть подсистема противопожарной защиты, созданная для того, чтобы справляться непосредственно с рядом основных задач. Среди целей можно отметить: профилактику пожаров; обеспечение пожарной безопасности людей; обеспечение пожарной безопасности материальных ценностей. Также стоит обратить внимание на то, что установлена ответственность за то, чтобы поддерживать определенное состояние пожарной безопасности. Руководитель образовательного учреждения должен создать ряд основных приказов:

  • организовать изучение правил и проведение противопожарного инструктажа с педагогическим коллективом;
  • проводить систематические профилактические меры;
  • материальное и техническое обеспечение должно соответствовать нормам;
  • должны быть в наличии подготовленные специалисты (кадры), которые будут проводить беседы с учениками.

Подобные приказы необходимо не только составить, но и реализовать. Именно поэтому каждый из них должен тщательно довестись до исполнителей, которые обязательно ставят свою подпись, в дальнейшем необходимо тщательно контролировать все основные аспекты реализации безопасности. Обязательно нужно тщательно оформить все основные инструкции в области пожарной безопасности. Ведь существуют установленные нормативы в этой области.

При рассмотрении образовательного учреждения важно, что должен быть определенный режим, который помогает обеспечивать противопожарную профилактику. В рамках этого режима есть конкретные правила для поведения людей, а также для оснащения всех помещений и для организации основного учебного процесса в рамках представленной деятельности.

В случае реального пожара основной задачей становится спасение людей, поэтому сразу начинается экстренная эвакуация. Она возможна только лишь с помощью тщательного планирования поведения всех людей, а также с помощью поддержания единого комплекса из мер, которые могут быть техническими и организационными. Само понятие эвакуации представляет собой вынужденные процесс движения людей из зоны, где есть риск опасности от пожара. Эвакуационный выход подразумевает при этом выход, который дает возможность при пожаре переместиться в безопасную зону. Также необходимо в навигации тщательно отражать путь эвакуации, который является безопасным для людей и дает возможность быстро обнаружить эвакуационный выход .

При рассмотрении образовательного учреждения важно отметить, что тут обязательно работают нормы СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». С их помощью зафиксировано, что есть конкретные требования в области путей эвакуации, которые дают возможность выйти быстро большому количеству человек. При этом с каждого этажа есть не меньше, чем 2 выхода, в том случае, если организуется выход в общий вестибюль, то важно также один из выходов организовать наружу без вестибюля. Установлены стандарты, которые касаются ширины путей эвакуации, которая должна быть не менее метра, при этом для дверей установлены нормы в 0,8 метра ширины, а высота установлена в 2 метра.

Кроме того, есть и иные значимые критерии, двери должны открываться исключительно наружу, они не должны иметь запоров, которые открываются лишь с ключом. При этом все основные двери должны быть обеспечены режимом самозакрывания без ключей, чтобы можно было легко получить доступ к выходу в опасной ситуации. Кроме того, противопожарные нормы максимально подробно изложены в области строительных правил. Они должны быть тщательно учтены в каждом образовательном учреждении без исключения.

При рассмотрении пожарной безопасности образовательных учреждений необходимо обязательно рассматривать показатель максимального количества людей в учреждении. При этом важно, что действительно может быть своя норма практически для каждого помещения в зависимости от его предназначения, превышать ее недопустимо, иначе будет создаваться опасная ситуация. Есть возможность обращаться к универсальной норме в размере 0,75 м2 на человека, если нет иных стандартов.

Полноценная противопожарная защита в образовательных учреждениях должна обладать рядом характерных правил. В том числе речь идет о новых эффективных средствах, которые дают возможность рассматривать основные аспекты для спасения людей. Есть масса факторов, каждый из которых действительно помогает спасти жизнь. Для сферы образования учитывают несколько аспектов. Люди тут недостаточно мобильны, в случае чрезвычайной ситуации может быть плохая ориентация, часто здания отличаются сложностью и продолжительностью путей эвакуации.

Небольшое количество должностных лиц, относительно обучающихся, означает задержку в проведении спасательных работ. Также есть риск поджога намеренного или же случайного, ведь часто обучающие дети или молодежь. При рассмотрении пожара стоит учитывать риск не только от огня, но и от задымления, это продукты горения, которые отравляют и усыпляют, не дают возможности полноценно дышать. Именно поэтому необходимо в качестве профилактики обеспечивать в должном количестве специальные средства индивидуальной защиты, которыми каждый может воспользоваться.

В случае возникновения реального возгорания на практике обязательно нужно учитывать, что все должностные лица должны действовать оперативно и корректно. Они следуют в точности правилам пожарной безопасности, которые определяют содержание, а также приоритет в области действий. При этом рассматриваются в первую очередь действия руководителей, ответственных за пожарную безопасность и специальных служб. Важно, что своевременно эти люди должны прибыть на место, проинформировать пожарную охрану. Именно они организуют спасение людей и руководят эвакуацией. Обязательно нужно проверить и включить основные системы оповещения, пожаротушения, а также удаления дыма, которые могут сработать или нет автоматически, нередко становятся основой для спасения. Также если автоматически не отключилось, то стоит отключить лифты, электроэнергию, а также вентиляцию, ведь все это провоцирует возгорание в дальнейшем и вызывает серьезные последствия.

Со всего здания необходимо эвакуировать всех людей, даже при наличии относительно небольшого локального очага возгорания. По возможности могут быть предприняты меры по тушению пожара до прибытия специальных служб, а также осуществляется руководство пожаротушением, но это актуально лишь при безопасности. Также стоит ответственным людям встретить специальную службу пожарной охраны для того, чтобы проконсультировать о самом пожаре и о типе возгорания и самого очага .

Соответственно при рассмотрении пожарной безопасности необходимо учитывать как профилактические запланированные мероприятия, так и оперативные действия, которые дают возможность обеспечивать спасение всех людей, а также защиту разнообразного имущества. Лишь при четком использовании комплекса действий есть возможность обеспечивать надежную защиту.

Таким образом учреждениях пожарная безопасность является необходимой частью, при этом стоит учитывать, что четкое выполнение этих нормативов и стандартов важно для того, чтобы обеспечивать пожарную безопасность с учетом особой сложности этого учреждения.

Список литературы

  1. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К. Чем и как тушить пожар // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020 Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020). – 2020. – С. 146-153.
  2. Аксенов С.Г., Яппаров Р.М., Губайдуллина И.Н., Шапошников А.С., Тараканов Д.А., Султанова А.Р., Эпимахов Н.Л. Моделирование развития опасных ситуаций при выбросе стирола в резервуарном парке // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — №8 (122). URL: https://clck.ru/38Bd4U . DOI: 10.23670/IRJ.2022.122.57.
  3. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 124-127. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблема обеспечения безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 246-249.
  4. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К., Багышев Д. Э. Пожарная безопасность на силовых трансформаторах // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория практика Материалы II Международной научно-практической конференции - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 66-76.
  5. Обеспечение противопожарной безопасности в образовательном учреждении [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/38BdGs (Дата обращения 18.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: