УДК 332.145

Исследование территории озера в городе Владивосток в районе улицы Сафонова

Савенко Антон Игоревич – студент магистратуры по программе «Дизайн архитектурной среды» Дальневосточного федерального института.

Научный руководитель Тлустый Руслан Евгеньевич – кандидат архитектуры, профессор департамента Архитектуры и дизайна Дальневосточного федерального института.

Научный руководитель Тлустая Сусанна Евгеньевна – доцент департамента Архитектуры и дизайна Дальневосточного федерального института.

Аннотация: Статья посвящена исследованию территории вокруг озера, находящейся в городе Владивостоке, на улице Сафонова. В ней рассмотрены этапы исследования, используемые инструменты, такие как, натурные наблюдения, опросы, визуализации, анализ рисков и прочие.

Ключевые слова: дизайн городской среды, общественные пространства, исследование территории.

Исследование территории озера в городе Владивосток, на улице Сафонова проводилось в период голосования на включение его в программу реконструкции в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». По итогам голосования озеро попало в тройку и на его реконструкцию были выделены средства.

Для создания более качественного проектного решения, было решено провести исследование озера и прилегающих к нему зон, а также изучить общественные мнения.

Основные характеристики территории:

  • территория расположена в Первомайском районе города Владивостока;
  • ближайшие адреса: Сафонова 14, Гризодубовой 57 (детский сад №49);
  • площадь: 11400 м2;
  • «ядром» территории является озеро;
  • вода пресная;
  • глубина: 5-7м;
  • площадь: от 1800 до 2500 м2, в зависимости от сезона и погоды;
  • площадь прилежащей береговой территории: 1911 м2.

На момент исследования береговая линия в заброшенном состоянии, но несмотря на это пользуется популярностью у горожан, для отдыха. На территории гуляют с собаками, рыбачат, устраивают пикники. Часть прибрежной полосы используется как парковка для машин жителей ближайших домов. Видны следы попыток местных жителей благоустроить территорию своими силами, стоят деревянные скамейки, турники.

Вторым этапом была предпринята попытка найти исторические справки о территории, но данных сохранилось мало.

1 1

Рисунок 1 Фотография озера на Сафонова, 1918-1920 гг.

Озерo образовалoсь на месте карьeра, который разрабатывали в начале 1900-x годов (рис.1). Материал с этого карьера использовался для строительства казарм расположенных в районе нынешней улицы Борисенко. Позже карьер заполнился водой, предположительно потому что при его дальнейшей разработке вскрылись грунтовые воды.

В озере обитают красноухие черепахи, которых туда выпускают жители ближайших домов, это и стало основным «маркером», выделяющим данную территорию.

Далее, был исследован характер ближайших территорий. Как в части землепользования, согласно кадастровой карте, так и фактического использования окружающей застройки. На кадастровой карте красным выделены участки многоквартирных домов и оранжевым, дорожно-транспортной сети (рис.2). Исследуемая территория находится на неразграниченном участке земли.

Рисунок 2 Кадастровая карта.

Анализ окружающей застройки показал, что озеро находится в сложившейся жилой застройке, соседствует с детским садом и имеет значительную территорию в округе застроенную гаражами (рис.3).

Рисунок 3 Окружающая застройка.

Следующим большим этапом в изучении территории были ее натурные наблюдения. Значительно количество времени было потрачено на наблюдение за территорией, фиксацию поведения людей на ней, отслеживание их привычек, настроений. Были составлены типовые сценарии пользователей территории, выделены связи её с соседними участками, как пешеходные, так и визуальные.

Рисунок 4. Фотофиксация территории.

Первым шагом на данном этапе была фотофиксация, в том числе и для дальнейшего сравнительного анализа (рис.4). Фотофиксация производилась, как с уровня земли, так и с воздуха, с помощью дронов.

Рисунок 5. Риски безопасности территории.

Далее были исследованы риски территории, из которых были выделены два основных, это регулярные затопления, в виду разлива озера, в период длительных дождей (рис.6) и риски, связанные с безопасностью на воде, такие как купание и выход на лед (рис.5).

Рисунок 6. Риски подтопления территории.

По итогам анализа рисков были предложены варианты их минимизации для территории.

Для исключения подтопления были предложены два решения (рис.7):

  • отсыпка, с повышением уровня, зоны присутствия людей;
  • установка в водоем перепускной трубы, для отвода излишек воды в систему ливневой канализации и поддержание его уровня.

Так же было предложено создание поверхностного дренажа, в месте схода ливневых вод, с верхней части территории.

Рисунок 7. Решения по подтоплению территории.

Для повышения безопасности пребывания на территории было предложены следующие решения (рис.8):

  • создание пешеходного участка, на насыпи, по дальней стороне озера, для затруднения доступа к воде, по дальней стороне озера;
  • установка ограждения, на крутом спуске к озеру, со стороны дороги;
  • создание организованных, безопасных зон контакта с водой.

Рисунок 8. Решения повышения безопасности территории.

Один из самых больших и важных блоков была именно пешеходная доступность и внимание к сценариям всех пользователей, как транзитных, так и отдыхающих.

Рисунок 9 Существующие пешеходные пути.

После продолжительных наблюдений были выделены имеющиеся пешеходные желания пользователей территории (рис.9)

Территория имеет окружение из жилых домов, пешеходно-тропиночная сеть развита сильно, имеются транзитные пути. Маршруты использующиеся для прогулок на самой территории представляют из себя 2 «кольца», по берегу озера и по зеленой зоне, над озером. Точки входа на территорию расположены в районе пешеходного перехода и в верхней части, на лестнице. Второстепенные точки, находятся в верхней части озера и над «сценой».

Анализ имеющихся пешеходных путей выявил необходимость создания проходов по территории и обустройство примыкающих к ней участков (рис.10). Рекомендуется создание трех новых пешеходных переходов, в местах пересечения пешеходных потоков с автомобильной дорогой и благоустройство тротуара по дальней стороне улицы Сафонова. Вокруг пруда предлагается создать пешеходное кольцо, а также тропинку над ним. Спуск с улицы Сафонова, у «сцены», благоустроить не представляется возможным, он не безопасен, очень узкий и идет по осыпающимся участкам грунта. Все предложения были визуализированы.

Рисунок 10. Предложения по созданию пешеходной сети.

Транспортная доступность была проанализирована, как в масштабах района, так и самой территории. В непосредственной близости от участка исследования размещается остановка "Озеро", маршрутного автобуса №92 (рис.11). Но его остановка осуществляется на одной стороне (кольцевой маршрут), остановочного павильона нет. Это создает условия для транспортной доступности данной территории всем группам жителей, но данные условия нет возможности назвать комфортными.

Рисунок 11. Карта маршрутов автобусов.

При этом территория озера не имеет организованного подъезда, как и парковки. Пространство у озера используется для стоянки машин. На прилежащих участках имеются незаконно установленные гаражи (рис.12).

Рисунок 12. Транспортная инфраструктура территории.

Предлагается организовать парковочное пространство на территории, рассчитанное на 13 машин, в том числе 1 место для маломобильных групп населения (рис.13). Актуальным будет установка велопарковки, которая будет использоваться, в том числе и для парковки шеринговых электросамокатов и детских колясок посетителей парка. На прилежащей территории необходимо произвести демонтаж незаконных гаражей, это позволит освободить пространство для тротуаров, видовой зоны и автобусной остановки. Оборудование полноценной автобусной остановки является одной из приоритетных задач пo организации транспортной дoступности территории.

Рисунок 13 Предложения по улучшению транспортной инфраструктуры.

Для выявления общественных настроений и пожеланий, по отношению к исследуемой территории, среди жителей близлeжащих домов проводился опрос. За 1 месяц, пока длился опрос в нем приняло участие 192 человека.

Рисунок 14. Опрос.

Большее число респондентов проживает на улицах Сафонова, Гризодубовой и Часовитина, это объясняется тем, что дома именно этих улиц окружают озеро и интерес к его благоустройству у них самый высокий (рис.14).

Рисунок 15. Опрос.

Больший интерес к опросу проявили те, кто проживает в районе исследования более 10 лет, таких 105 человек, среди тех кто ответил на данный вопрос, это более 50% общего числа опрошенных (рис.15).

Рисунок 16. Опрос.

На вопрос: «Что вы чаще всего делаете на озере?», большинство ответов отнесены к категории прогулок, с наблюдением за водой и другими людьми (рис.16).

Меньше всего людей там купаются и что странно, используют территорию озера как стоянку.

Рисунок 17. Опрос.

На вопрос о том, в какой компании жители приходят на озеро, 67% ответили что ходят туда с семьей, примерно одинаковое количество людей ходят туда в одиночестве, с друзьями или гуляют с собакой (рис.17).

Рисунок 18. Опрос.

Больше половины опрошенных ответили, что не имеют любимого сезона, для времяпрепровождения на озере. Но в то же время, треть ответили что летом им нравится проводить на озере больше, чем в другие сезоны (рис.18).

Вопросы про комфорт и безопасность отдыха на озере, очевидные, при его нынешнем состоянии, но важно было понять отношение людей к текущей ситуации. Ожидаемо что минимальную оценку поставили 59 респондентов, а максимальную всего 2 (рис.19).

Опрос же про комфорт пребывания на озере дал интересные результаты, больше четверти опрошенных считают, что в нынешнем состоянии озеро не так уж ужасно, а 1 человек даже поставил в этом опросе высшую оценку (рис.20).

Рисунок 19. Опрос.

Рисунок 20. Опрос.

Вопрос о том, можно ли в озере купаться был спорным, но в итоге однозначным большинством - 70,9%, жители высказались за то, что в данный момент в озере купаться нельзя (рис.21). Хотя 13 человек допускают такую возможность, это при 39 воздержавшихся.

21 1

Рисунок 21. Опрос.

Черепахи стали символом этого озера и его достопримечательностью, но даже не всем местным жителям посчастливилось их видеть. Около четверти опрошенных не видели черепах в этом озере (рис.22).

Рисунок 22. Опрос.

Опрос про формат благоустройства логично подтвердил гипотезу о том, что необходимо благоустраивать озеро, но делать это очень бережно, с экологической точки зрения (рис.23).

Рисунок 23. Опрос.

Из стандартного набора благоустройства жители выбрали то, чего им не хватает на данный момент больше всего, на первом месте оказались «мусорные баки», их выбрал 161 респондент. Меньше всего жителей проголосовали за создание торговых точек, всего 17 человек (рис.24).

Рисунок 24. Опрос.

Завершающим вопросом был запрос к респондентам, написать о том, какие легенды они знают об озере (рис.26). Это было необходимо для понимания существующей атмосферы места и создания в дальнейшем событий и традиций, имеющих преемственность.

Рисунок 26. Опрос.

В проведении данных исследований помогала группа волонтеров, проживающих на данной территории. Их помощь позволили не только подробно исследовать озеро, но и привлечь к нему внимание, что позволило набрать больше участников в рамках голосования за территорию, по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды». В 2022 году территория была выбрана к благоустройству.

В начале 2023 года все исследования были безвозмездно переданы архитектурному бюро, которое занималось разработкой проектной документации по благоустройству данной территории. Почти все предложения, сделанные в исследовании, были учтены в итоговом проекте благоустройства.

Список литературы

  1. Интерактивная карта 2GIS. [Электронный ресурс]. URL: https://2gis.ru/vladivostok.
  2. Информационный портал «Восток медиа» [Электронный ресурс]. URL: https://vostokmedia.com/news/2008-07-22/militsiya-prosit-pomoch-opoznat-utonuvshego-rebenka-767194.
  3. Публичная кадастровая карта России [Электронный ресурс]. URL: https://egrp365.org.
  4. Сервис исторических фотографий «Retro View of Mankind's Habitat» [Электронный ресурс]. URL: https://pastvu.com/p/1362449.

Интересная статья? Поделись ей с другими: