УДК 316

Проблема «общности» и «общества» в социологии на примере политических идей Ф. Тённиса

Антипова Елизавета Михайловна – студент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Минова Анастасия Дмитриевна – студент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Аннотация: В данной статье рассматривается основной труд Фердинанда Тёниса «Общность и общество. Основные понятия чистой социологии», анализируется жизнь ученого и его влияние на политические взгляды. Главной проблемой данной статьи является соотношение двух важнейших понятий в социологии, а именно понятия «общности» и «общества».

Ключевые слова: Ф.Тённис, общности, общества, политические идеи.

Данная рецензия посвящена труду выдающегося немецкого исследователя, социолога и политолога, одного из основателей социологии как науки, создателя сразу нескольких направлений в рамках данной области научного знания Фердинанда Тённиса.

Будущий ученый родился в 1855 году и всю свою жизнь прожил на Родине, здесь же прошла его профессиональная деятельность, он родился еще до объединения Германских земель и этот политический процесс, и связанные с ним общественные изменения не мог не сказаться на интересе молодого человека к обществоведческим дисциплинам и гуманитарному знанию.

Не смотря на то что он происходил не из самых знатных кругов общества он сумел получить блестящее образование, обучаясь в самых престижных и крупных немецких университетах, что дало ему базу для того, чтобы уже в 1877 году стать доктором наук в области философии и филологии.

Почти вся его профессиональная деятельность ученого связана с университетом города Киль, где он работал до выхода на пенсию в 1916 году.

Он застал становление Германской империи, правление Бисмарка, Первую Мировую войну, революцию и восхождение Адольфа Гитлера. И именно в 1933 году закончилась его деятельность преподавателя. Будучи ярко выраженным социалистом, о чем он неоднократно публично заявлял, он не мог быть преподавателем при новом режиме, однако и устранить физически его было невозможно, поэтому ему позволили уйти в отставку, после чего он удалится в провинцию, в небольшой городок Хузум где и проведет остаток жизни, однако перед смертью ему все же удалось ненадолго вернуться в ставший родным Киль, где он и провел свои последние дни. [2]

Труд «Общность и общество. Основные понятия чистой социологии» является одним из важнейших работ в карьере мыслителя. В рамках этой книги он высказал несколько идей, оказавших сильное влияние на развитие социологии как науки.

Данная работа прошла долгий путь прежде чем читатель смог полноценно с ней ознакомиться, впервые опубликована «Общность и общество» была в 1887 году, однако автор постоянно дополнял ее и конечный вариант, с дополненным заголовком вышел лишь в 1912.

Книга является теоретическим рассуждением, в основном об определении четкой терминологии, которая используется при исследовании. Состоит труд предисловия, трех больших книг/глав (Книга 1 – «Общее определение основных понятий», книга 2 – «Сущностная и избирательная воля», книга 3 – «Социологические основы естественного права»), приложения («Результаты и перспективы»). Автор последовательно разбирает собственно терминологию общества, терминологию воли и ее виды, и устройство общественных отношений, выделяя ключевые моменты в каждом блоке.

Прежде всего, автор считал, что необходимо понимать общество именно как «социум» и говоря об общественном необходимо прежде всего говорить о «социальном». Он выделял два схожих понятия: гемейншафт и гезельшафт, которые характеризуют общество на конкретном этапе развития. Тут интересно, что в немецком языке эти слова имеют очень точное и конкретное значение.[5]

Гемейншафт представляет собой традиционное общество и связанные с ним ценности общины и обычаи, патриархат и сельское хозяйство. Гезельшафт же подразумевает под собой общество индустриальное, основанное на фабричном производстве, капитализме, трудовых отношениях и потребительстве. Таким образом, следует понимать гемейншафт именно как общность, а вот гезельшафт это уже общество. Для автора эти термины были антонимами.[4, c.16]

По мнению Тенниса, сообщность людей прошла определенное развитие, и если «общность» это естественный, основанный на биологических законах выживания и близкий к природе, с ее особыми законами мироустройства, этап, с которого и началось существование человеческого вида, то «общество» это уже искусственная форма организации коллектива, основанная исключительно на воле человека и невозможная без сознательной деятельности. При этом воля присутствует и в общности, но она так же, несет в себе в основном природный характер. [4, c.32]

При этом интересно, что сам автор понимает, что говорит исключительно о теории общественного устройства, на практике нельзя увидеть ни общность, ни общество, поскольку любой существующий коллектив людей — это искусственно созданное объединение, в котором смешались элементы как общности, так и общества. Для мыслителя «общность и общество» это прежде всего абстрактные конструкции, инструменты для построения социологической теории, однако, реализовать их на практике, или перенести на характеристику реально существующего сообщества невозможно. Этот момент, кстати, очень важен для любого социолога и исследователя творчества Тённиса, в частности.[3, c.35]

Отделяет одно от другого отношение людей друг к другу. Например, самым ярким примером общности является семья. Тут люди не просто сосуществуют в рамках одного коллектива, они сопереживают друг другу, проблемы одного являются проблемами всех. В тоже самое время в обществе люди чаще всего просто находятся рядом, тут проявляется индивидуализм и самостоятельность в решении личных проблем и задач.[4, c.63]

Разбирает Тённис и саму конструкцию общества. Выделяются типы форм социальной жизни: отношения (Verhaltnisse), совокупности (Samtschaften), корпорации (Korperschaften). Тённис представляет общество как тело, в том плане что тело, допустим, человека является единым и неделимым, и в тоже время внутренние органы, разные, с разными функциями все вместе выполняют общую функцию существования организма, продлевают жизнедеятельность. Общество же точно так же состоит из участников, каждый из которых отличается от другого, но при этом нормально существовать общество может только когда все участники коллектива едины в своих устремлениях.[4]

В конечном итоге, социальная теория Тённиса сводится к следующему: коллектив людей совершает постоянное развитие от общности к обществу, однако, в период победы капитализма и рыночных отношений, индустриальное, и вслед за ним, постиндустриальное общество привели к практически полной победе общества над общностью.

Список литературы

  1. Вебер М. О некоторых понятиях понимающей социологии // Вебер М Избранные произведения, М.: Прогресс, 1990.
  2. Малинкин, А.Н. 1998. О жизни и творчестве Фердинанда Тённиса. Социологический журнал. № 3-4 (мар. 1998), С. 201-205
  3. Рябов М. А. Топология социального тела// Дис. … канд. фил. наук: 09.00.11- Ижевск, 2004
  4. Теннис Ф. Общность и общество. – СПб.: "Владимир Даль", 2002. – 448 с.
  5. Филиппов А.Ф. Обоснование теоретической социологии: введение в концепцию Георга Зиммеля // Социологический журнал. 1994. № 2.
  6. Чеснокова В. Фердинанд Тённис. Община и общество. Лекция 223 // Язык социологии. Курс лекций. – М: ОГИ – 2009