УДК 316

Проблема мультикультурализма в Китае

Хабай Ахэтибекэ – студент Центрального университета национальностей Китая (г. Пекин, Китай

Аннотация: В Китае проживает множество этнических групп, кроме китайцев хань, таких как уйгуры, тибетцы, монголы, казахи, юэ, корейцы, мяо и другие. Каждая из этих групп обладает уникальной культурой, языком и традициями, внося свой вклад в многообразие культурной жизни страны. Государство предпринимает усилия для содействия интеграции и сотрудничества между различными этническими группами, чтобы обеспечить гармонию и единство внутри страны.  В Китае национальная идентичность строится, в силу исторических и культурных особенностей, в основном вокруг культуры, а не национальной идентичности.

Ключевые слова: Китай, мультикультурализм, социология, национализм, монокультурализм.

В Китае проживает множество этнических групп, кроме китайцев хань, таких как уйгуры, тибетцы, монголы, казахи, юэ, корейцы, мяо и другие. Каждая из этих групп обладает уникальной культурой, языком и традициями, внося свой вклад в многообразие культурной жизни страны. Китай признает 56 официально признанных этнических групп, и государство поддерживает сохранение и развитие культурного многообразия, стремясь обеспечить равенство и гармонию между этническими общностями.

Китай имеет различные регионы с собственными культурными особенностями. Например, Тибет, Синьцзян-Уйгурский автономный район и Внутренняя Монголия имеют собственные уникальные культуры, традиции и языки, отличные от китайской культуры Хань. Помимо китайского языка Мандарин, в Китае говорят на различных диалектах и языках, включая уйгурский, тибетский, монгольский и другие.

Этническая идентичность никогда не бывает статичной; она также не является последовательной социальной категорией. Именно эта текучесть объясняет наличие конкурирующих позиций внутри сообщества. Внутренний конфликт между индивидами как частными личностями и членами групп может привести к расширению, пусть и кратковременному, групповой принадлежности и сознания. Оставленное без контроля утверждение групповой идентичности, особенно этнической, может разорвать национальное государство на части. В современном Китае центральное правительство активно продвигает национальное государство как основной источник эмоционального переноса и личной идентификации. Делая нацию главной реальностью, государство надеется объединить альтернативные, потенциально конкурирующие формы идентичности под эгидой национализма. Китайское государство продемонстрировало готовность применять негативные санкции к тем, кто бросает вызов его авторитету в попытке укрепить национальное единство за счет этнической идентичности.

Истоки, значения и выражения китайской этнической принадлежности переплетены с этнической политикой центрального правительства, которая во многих отношениях вступает в противоречие с этнической идентичностью. Дихотомия возникает из-за следования культурным моделям, которые основаны на противоречивых принципах мультикультурализма и монокультурализма. Эти конкурирующие идеалы постоянно демонстрируются в политике государства по отношению к этническим меньшинствам в Китае. Стремление отстаивать эти два идеала приводит к продвижению определенной политики, поддерживающей интересы этнического меньшинства, и в то же время к осуществлению политики, подрывающей культурные ценности меньшинств.

Мультикультуралистская, или многоэтническая, модель государства поддерживает усилия этнических меньшинств по сохранению своего культурного наследия посредством политики позитивных действий. Например, сторонники мультикультурализма поддерживают создание автономных регионов и префектур для сохранения этнической самобытности и традиций. Сторонники мультикультурализма также поддерживают распространение преференциального режима на меньшинства при сдаче вступительных экзаменов в колледжи и предоставление им возможностей трудоустройства в государственных органах. Напротив, монокультуралистская модель выдвигает на первый план индивидуальные достижения, а не групповые права. Она отдает предпочтение модели социальной интеграции, которая направлена на включение отдельных лиц, а не групп (т.е. этнических национальностей) в основное общество. С точки зрения монокультурализма, Китай, во многом подобно Америке и Франции, стремится заставить свои меньшинства, особенно представителей образованной элиты, воспринимать и действовать так, как будто они «китайцы», тем самым снижая потенциальный интерес к участию в движении сопротивления [1].

В китайской культуре подразумевается презумпция того, что в мире существуют фундаментальные аксиомы или способы жизни. Выдвигая этические соображения на первый план по сравнению с биологическими предположениями, китайское общество стало относительно открытым для межэтнических браков и, следовательно, культурного смешения. Поскольку китайская культура, за несколькими заметными исключениями, не основана на вере в то, что люди обладают разной степенью «чистоты», она имеет тенденцию обесценивать групповую идентичность в ущерб индивидуальным достижениям. В этой среде «династии могли приходить и уходить, не подрывая этической чувствительности народа, социальной солидарности или культурной стабильности» [2]. Со временем эти этические принципы заложили основу для формирования общей национальной культурной идентичности, которая была открыта для любого, кто вел себя должным образом.

Учитывая эти убеждения, китайское государство ожидает, что со временем все, включая этнические меньшинства и маргинализированных ханьцев, «устремятся к воображаемому центру, который исторически был связан с конфуцианским этосом»[3]. Таким образом, Китай скорее культурно ориентирован, чем националистичен. Эта культуралистская ориентация также способствовала быстрой ассимиляции различных народов Китая. Государство предпринимает усилия для содействия интеграции и сотрудничества между различными этническими группами, чтобы обеспечить гармонию и единство внутри страны.

Список литературы

  1. Suisheng Zhao A Nation-State by Construction: Dynamics of Modern Chinese Nationalism, Stanford, Stanford University Press, 2004.
  2. Harrell S. Ways of being Ethnic in Southwest China, Seattle, University of Washington Press, 2001.
  3. Rossabi M., Governing China’s Multiethnic Frontiers, Seattle, University of Washington Press, 2004.

Интересная статья? Поделись ей с другими: