УДК 316.77

Социальные медиа Китая и их влияние на общество

Пань Жуй – студент Университета Шихэцзы (Китай).

Аннотация: В Китае существует уникальная экосистема социальных сетей, отличающаяся от западной. Основные платформы, такие как WeChat, Sina Weibo (аналог Twitter) и QQ, играют ключевую роль в повседневной жизни китайцев. Важно отметить, что китайские социальные сети сильно зависят от цифровых технологий и часто интегрируют коммерческие и социальные функции. Они также тесно связаны с китайскими культурными, социальными и экономическими аспектами, что делает их неотъемлемой частью повседневной жизни в стране.

Ключевые слова: Китай, социальные сети, интернет-медиа, гражданское общество.

Беспрецедентный рост социальных сетей в Китае, предполагающий по разным причинам использование национальных и локализованных приложений вместо глобальных, берет свое начало в решении китайского государства в конце 1990-х годов [1] способствовать информатизации своего общества, чтобы совершить скачок в экономическом развитии, вывести Китай в первые ряды глобальных экономических и политических игроков и контролировать контент, чтобы предотвратить любую потенциальную угрозу социальной и политической стабильности. Вплоть до 1992 года Интернет в Китае не был развит и использовался только для обмена электронными письмами между несколькими выбранными пунктами назначения. В период с 1992 по 1995 год была создана национальная инфраструктура, за которой последовало строительство Большого брандмауэра. С 1998 года Интернет стал мощным социальным инструментом в Китае, в то же время технологическое совершенствование и контроль играли доминирующую роль [2].

Сегодня в Китае насчитывается около 670 миллионов интернет-пользователей, а уровень проникновения Интернета составляет 48,8 %. Интересно, что 88,9 % этих пользователей получают доступ к Интернету через мобильные устройства. Другим фактором, все еще очень доминирующим в Китае, является цифровой разрыв между сельскими и городскими районами (например, проникновение Интернета в Китае достигает 64,2% в городских районах и 30,1 %в сельской местности). Существуют также проблемы в гендерной структуре, где 55 % пользователей составляют мужчины, и возрастной структуре, в которой возраст большинства пользователей (78,4 %) колеблется от десяти до тридцати девяти лет.

Наиболее широко используемыми приложениями в Китае являются различные формы обмена мгновенными сообщениями, за которыми следуют новости, поисковые системы и блоги, а также потоковая передача и загрузка мультимедийного контента. Использование микроблогов в целом составляет 30%, а мобильного интернета - 27%. Всемирно известные социальные сети, такие как Facebook, YouTube и Twitter, процветают в китайскоязычных медиа-пространствах, таких как Гонконг и Тайвань, но были заблокированы в Китае с 2009 года, и это также относится к Википедии (замененной на Baidu Baike). Тем не менее собственные социальные сети Китая процветают, и во многих отношениях использование социальных сетей и Интернета в Китае больше напоминает модель, наблюдаемую в развитых странах Запада, Японии и Южной Корее, чем в сопоставимых развивающихся странах [3] Хотя многие приложения для социальных сетей в Китае вошли в моду только после того, как их международные аналоги были заблокированы, они, тем не менее, обладают своими собственными характеристиками, на которые влияют социальная инфраструктура Китая, специфическая письменная форма китайского языка и предпочтения в использовании, например, высокий уровень проникновения мобильного интернета. Интересно, что на Тайване и в Гонконге локализации приложений не наблюдается (например, на Тайване самый высокий показатель пользователей Facebook в мире).; что еще более удивительно, так это то, что в других странах Восточной Азии, например в Южной Корее и Японии, где нет строгих правил, международные приложения, тем не менее, встречаются редко.

Необходимо кратко представить различные китайские версии: для обмена мгновенными сообщениями наиболее популярны QQ и WeChat от Tencent, в то время как ранее популярный мессенджер MSN перестал функционировать в Китае в 2014 году (намного позже, чем в остальном мире) и был заменен китайской версией Скайпа. Всемирно известные приложения WhatsApp (Европа, Северная Америка), LINE (Япония, Тайвань) и KakaoTalk (Южная Корея) также не имеют большого значения, опять же в основном из-за Большого брандмауэра. Также растет коммерциализация СМИ. Существует также широкий спектр новых социальных сетей, таких как Momo, Wangwang, Dingtalk и Wumii, с сильным акцентом на аспекты рынка и коммерциализации. Также можно отметить, что для большинства китайских пользователей Сети Интернет рассматривается как форма социальных сетей, поскольку многие пользователи молоды и начали пользоваться Интернетом через различные платформы социальных сетей. Электронная почта и веб-сайты играют второстепенную роль по сравнению с Западом.

Для загрузки видео YouTube был заменен Youku, Tudou и другими приложениями. Возможно, по соображениям авторского права, многие видео на Youku и Tudou намного длиннее, чем те, которые можно найти на Youtube. Более того, поскольку многие американские фильмы и телесериалы официально не транслируются по китайским телеканалам, их популярность в значительной степени зависит от этих приложений для обмена видео, которые показываются и доступны только в Китае.

Наиболее широко обсуждаемым китайским приложением для социальных сетей с точки зрения предполагаемого влияния на политику и общество Китая является Sina Weibo, которое предлагает функции, аналогичные функциям Twitter и, в некоторой степени, Facebook. Sina Weibo, которым пользуются 70% пользователей, определенно является самым известным из всех микроблогов – в Китае. По сути, это Twitter с несколькими улучшениями и возможностью создания больших групп и добавления мультимедийного контента. Это также наиболее обсуждаемая форма социальных сетей в отношении становления общества, критики правительства и т.д. Однако в последнее время более строгие меры цензуры, обязательство использовать настоящие имена (которое на самом деле не всегда соблюдается) и общая коммерциализация привели к упадку этого сервиса, и сегодня многие обсуждения фактически происходят в WeChat, чем на Weibo. Хотя нельзя отрицать, что Sina Weibo обладает большим количеством функций, чем Twitter, тем не менее он остался гораздо более локализованным, чем Facebook и Twitter. 

В Китае нет реального эквивалента Facebook. Общественные активисты, работающие как в Китае, так и в других регионах, где говорят на китайском языке, как правило, копируют свой контент с Facebook на Douban для своих коллег в Китае. Однако в Китае некоторые функции предоставляет Weibo, и в дополнение к Douban (который в значительной степени ориентирован на искусство, литературу и культуру, гораздо меньше на политику), есть другие известные приложения, такие как Kaixin001 (больше связанные с крупными городскими районами) и QZone (больше похоже на Skype). 

Интернет в Китае, включая различные формы социальных сетей, довольно хорошо развит с точки зрения технологий, доступности, индивидуальных приложений для социальных сетей и пропускной способности, но в течение многих лет он был серьезно ограничен огромным количеством механизмов контроля, созданных КПК и государственным аппаратом. Однако, Китай с самого начала очень активно поощрял использование различных интернет-приложений и рассматривает социальные сети как необходимые для модернизации нации - иными словами, и КПК, и государство считают «информатизацию» общества и экономики решающей для экономического, политического, и социальное развитие. Поскольку социальные сети предоставили пользователям широкие возможности для общения с другими пользователями Сети, обмена идеями и, таким образом, преодоления дихотомии между государством и его подданными , появление социальных сетей привело к многим дискуссиям как внутри Китая, так и за его пределами. Социальные сети способствуют становлению гражданского общества, предлагая особую публичную сферу. 

Список литературы

  1. Leibold J. Blogging Alone: China, the Internet, and the Democratic Illusion? //The Journal of Asian Studies, 2011, 70(4): 1023–1041.
  2. Clark D., Harwit E. Government Policy and Political Control over China’s Internet. In J. Damm and S. Thomas (eds) Chinese Cyberspaces: Technological Changes and Political Effects, pp. 12–41, London and New York: Routledge., 2006.
  3. Damm J. Cross-Strait Cyberspace: Between Public Sphere and Nationalist Battleground. In P.I. Crookes and J. Knoerich (eds) Cross-Taiwan Strait Relations in an Era of Technological Change: Security, Economic and Cultural Dimensions. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2014.

Интересная статья? Поделись ей с другими: