УДК 379.85

Образовательный туризм как фактор развития межкультурных коммуникаций

Горшков Иван Дмитриевич – студент факультета Высшей школы индустрии гостеприимства, впечатлений и социального креатива Российского государственного социального университета.

Научный руководитель Шевченко Елена Михайловна – кандидат географических наук, доцент кафедры сервис-дизайна в индустрии туризма и гостеприимства Российского государственного социального университета.

Аннотация: В статье анализируется образовательный туризм как фактор развития межкультурных коммуникаций. Рассматриваются понятие и сущность межкультурной коммуникации и лежащего в его основе культурного интеллекта. Выявляется современное состояние, признаки и разновидности образовательного туризма, а также его возможности для развития значимых факторов межкультурной коммуникации. Рассматривается специфика обучения по обмену в рамках совместных образовательных программ университетов разных стран.

Ключевые слова: межкультурные коммуникации, инокультурная среда, иностранный язык, образовательный туризм, образовательный обмен.

В современном мире межкультурное взаимодействие имеет определяющее значение для жизни человека, трансформирует его духовно-нравственный потенциал и личностные смыслы, способствует сближению культур и появлению новых форм культурной активности [1]. Межкультурный диалог является многогранным процессом, осуществляемым на базе стран и регионов и на глобальном уровне. Одним из перспективных способов культурной интеграции является образовательный туризм, позволяющий представителям различных культур реализовать образовательные и коммуникативные потребности, приобрести компетенции, которые необходимы для осуществления межкультурного диалога, и повысить конкурентоспособность на рынке труда [2].

Целью работы является изучение образовательного туризма как фактора развития межкультурных коммуникаций. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Под межкультурной коммуникацией понимается процесс общения в поликультурном пространстве [3]. В основе межкультурной компетентности лежит культурный интеллект – способность личности к эффективному взаимодействию с представителями иных культур, распознаванию незнакомых и многозначных сигналов, получению требуемых знаний об инокультурных особенностях, прогнозированию последствий собственных слов и действий в инокультурной коммуникации и конструктивному поведению. Развитый культурный интеллект помогает понимать малознакомые контексты и адаптироваться к ним. Помимо культурного интеллекта, генезис межкультурной компетентности включает адекватный самоанализ, социальный анализ, управление межличностными отношениями, рефлексию актуального опыта и пополнение собственного «банка данных».

Межкультурные коммуникации эффективно развиваются в рамках расширяющегося международного культурного обмена, рассматривающегося как необходимое условие для глобального прогресса [4]. Широкие международные контакты и технологическое развитие существенно упрощают возможности информационного обмена. Благодаря значительному общечеловеческому потенциалу культуры она способна выступить объединяющим пространством, в котором люди различных национальностей, религиозных, языковых, профессиональных и возрастных групп смогут строить коммуникацию без границ, исключительно на основе взаимопонимания. Культурное сотрудничество должно осуществляться на базе взаимовыгоды всех участвующих народов и содействовать установлению между народами постоянных связей, устойчивых к напряжённости, возникающей в международных отношениях.

Перспективным направлением культурного обмена и фактором развития межкультурных коммуникаций является образовательный туризм, который в настоящее время трансформировался из отдельных туристских поездок с целью получения новых знаний, компетенций и опыта в полноценный сегмент современного туристского рынка со специфической инфраструктурой, ресурсным обеспечением и существенным числом участников, формирующих спрос и предложение на образовательные туры [5]. Исторически образовательный туризм развивался в рамках обменов между отдельными образовательными учреждениями, что позволяло не только достигнуть целей учебных программ, но и обеспечить гуманитарное и культурное сотрудничество в условиях ограниченного информационного пространства. Результатом студенческих обменов стало усиление культурного сотрудничества и увеличение интереса обучающихся к традициям стран –участников таких обменов.

В настоящее время под образовательным туризмом понимается интеграция образования и туризма в туристско-образовательную деятельность, цели и задачи которой определяются учебными программами, способствующую становлению и развитию личностно-значимых качеств [6]. Ключевыми отличиями образовательного туризма являются привязка к образовательным программам и нацеленность на достижение определённых учебных результатов, обычно сопровождающихся получением удостоверения, диплома или сертификата. Согласно международной классификации видов туризма, длительность туристских путешествий в рамках образовательного туризма составляет от 24 часов до 6 месяцев.

Можно выделить следующие основные виды образовательного туризма [7]:

  1. Спортивно-обучающие туры. Предназначены для обучения выбранному виду спорта, поэтому образовательные программы во время таких поездок представляют собой спортивные занятия под руководством инструкторов. Тренировки совмещаются с экскурсионно-познавательными программами, позволяющими туристам изучить особенности другой культуры.
  2. Профессиональное обучение. Представляет собой повышение квалификации, совмещённое с туристической поездкой. Такие программы позволяют обучающимся лично ознакомится с профессиональными практиками иных стран и их культурной спецификой.
  3. Обучающие языковые туры. Способствуют ускоренному изучению иностранного языка благодаря погружению в языковую среду. Делятся на учебные и экскурсионно-познавательные. Такие туры составляются индивидуально, с учётом возраста, уровня образования и владения языком и запросов туристов. Для достижения лучших образовательных результатов обучающихся помещают в инокультурную среду, например в семью, на весь период тура.

В процессе образовательной туристической поездки человек может не только удовлетворить рекреационные потребности, но и получает возможность лучше узнать и наглядно ознакомиться с культурным и историческим наследием другого региона или страны [8]. Такой опыт благоприятно влияет на формирование национального самосознания и уважения к культурам других народов. Помимо этого, поскольку иностранный язык является инструментом развития и воспитания личности, обеспечивающим предпосылки для связи культуры, языка и личностного самовыражения, вынужденное погружение в иноязычную среду способствует развитию таких значимых факторов межкультурной коммуникации, как [9]:

  • восприятие, понимание и интерпретация собственной и иноязычной культуры;
  • осознание иной точки зрения благодаря переводу взгляда с собственного мира на инокультурный;
  • когнитивные способности и координация культурных схем действия в условиях межкультурного взаимодействия;
  • эмпатия, представляющая собой умение снимать деструктивную национальную и культурную стереотипизацию, ставить себя на место другого и понимать представителя иной культуры.

Несмотря на активное развитие образовательных туров, приоритетной формой образовательного туризма остаётся обучение по обмену в рамках системы академической мобильности, предоставляющей наиболее широкие возможности образования на индивидуальном уровне [10]. Приобретение опыта культурно-образовательных практик и академического обмена представляет собой имманентную ценность для студентов и повышает их мотивацию к получению образования. Для упрощения и ускорения процесса адаптации иностранных студентов к новой культурной и языковой среде университеты разных стран разрабатывают совместные образовательные программы, учитывающие специфику обеих культур.

В мультикультурной студенческой аудитории процессы межкультурного взаимодействия в высшей степени актуализируются, верифицируются, адаптируются и корректируются в режиме реального времени самими участниками коммуникации, представляющими различные культуры, в учебное и во внеучебное время [11]. Для лучшего понимания контекста культуры иностранным обучающимся предоставляется теоретическая база, рассматривающая национальный характер, культурную идентичность и менталитет, систему отношений и ценностей иной культуры, кросс-культурную психологию и этику, деловые коммуникации, принципы работы в команде и другие аспекты.

Таким образом, образовательный туризм является эффективной формой просветительской и учебно-воспитательной деятельности, позволяющей вовлечь социальный, историко-культурный, научный и производственный потенциал территории в учебный процесс. Он способствует формированию гармонично развитой личности, способной к качественной межкультурной коммуникации, владеющей инокультурными этическими и нравственными нормами поведения и этикетными формулами, готовой преодолевать влияние стереотипов, умеющей выстраивать адекватные социальные и профессиональные контакты в стандартных и нестандартных ситуациях межкультурного общения.

Список литературы

  1. Раитина М.Ю. Молодёжный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска) / М.Ю. Раитина, Г.И. Илюхина, Е.М. Покровская, Т.И. Суслова, М.М. Ходкевич // Сервис Plus. – 2019. – Т. 13, № 2. – С. 3-13. – DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10201
  2. Васильева Э.Р., Самигуллина Л.З., Дмитриева Е.В. Интернационализация высшего образования и создание единой образовательной платформы: взаимодействие в поликультурной среде, как основной аспект межкультурной и социальной коммуникации // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-2. – С. 85-87.
  3. Теория межкультурной коммуникации: учебник и практикум для вузов / Ю.В. Таратухина [и др.]; под ред. Ю.В. Таратухиной, С.Н. Безус. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 254 с.
  4. Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация: учебник для вузов / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 582 с.
  5. Вахманова О.В. Формирование и развитие системы регулирования образовательного туризма: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Ольга Валерьевна Вахманова; С.-Петерб. гос. экон. ун-т. – СПб., 2022. – 151 с.
  6. Шульгина О.В. Образовательный туризм в Москве: город как учебник // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды XIV Международной научно-практической конференции / под общ. ред. В.И. Кружалина. – М., 2019. – С. 15-23.
  7. Образовательный туризм в России: учеб. пособие для вузов / Ю.С. Путрик [и др.]; под ред. С.Ю. Житенёва. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 170 с.
  8. Иванов В.Д. Образовательный туризм как перспективное направление молодёжного туризма // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2019. – Т. 4, № 1. – С. 98-102.
  9. Фёльдеш Ч., Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация в профессиональной подготовке магистрантов: концепция и структура совместного образовательного проекта // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 591-607. – DOI: 10.15507/1991-9468.101.024.202004.591-607
  10. Раитина М.Ю., Покровская Е.М., Илюхина Г.И. Интернационализация вуза: управление культурно-образовательным туризмом // Сервис Plus. – 2021. – Т. 15, № 3. – С. 12-19. – DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-12-19
  11. Мошняга Е.В. Профессиональная направленность в обучении межкультурной коммуникации в условиях международной магистерской подготовки // Вестник РМАТ. – 2019. – № 2. – С. 82-86.